Аналитическая записка

04.06.2019

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад

компенсирующего вида № 466


Аналитическая записка

Исполнитель:

Шардина А.Г., инструктор по

физическому воспитанию

первой квалификационной

категории

г. Екатеринбург

2018 год

В основу работы МБДОУ компенсирующего вида № 466 положены цели и задачи, определенные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, среди которых ведущее место занимают вопросы, связанные с охраной жизни и здоровья детей – как физического, так и психического.

Программа реализуется в тесном взаимодействии инструктором по физической культуре с другими специалистами – воспитателями, музыкальным руководителем, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогом-психологом. Взаимодействие специалистами осуществляется через интеграцию образовательных областей и индивидуальную работу.

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т.д. Для этого необходима систематическая работа по формированию осознанного отношения детей к здоровью через физическое воспитание.

Система работы по физическому воспитанию включает в себя три направления:

· с детьми,

· родителями,

· педагогами ДОУ.

Цель программы:

· сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с ОВЗ;

· рациональная организация двигательной активности детей; развитие двигательных навыков и способностей;

· формирование правильной осанки у детей с нарушением зрения;

· формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни интереса к физической культуре.

Основными задачами по физическому воспитанию дошкольников являются:

1. Охрана и укрепление здоровья детей с ОВЗ.

2. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка с нарушением зрения в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.

3. Создание условий для реализации потребности детей с ОВЗ в двигательной активности.

4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

5. Обеспечение физического и психического благополучия.

6. Коррекция недостатков физических и личностных качеств детей с нарушением зрения.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание и движение (различные виды гимнастик, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия)

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.

В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудован спортивный зал для занятий с разнообразным оборудованием. Всё это повышает интерес детей с ОВЗ к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении. И неотъемлемой частью педагогического процесс в современном общества в последние годы становиться внедрение и использование икт. На базе нашего МБЛОУ существует ряд средств икт:

o Смарт доска

o Проекторы и демонстрационные экраны в группах

o Интерактивная панель «Колибри»

o Детские обучающие компьютеры с программным обеспечением «Кид смарт»

Все эти средства активно применяются в образовательном процессе , но к большому сожалению не могут применяться в полном объеме на занятиях по физическому развитию, т. к. нет возможности обеспечить технические условия их реализации.Однако практика показывает насколько эффективнее, интереснее и проще могут проходить физкультурные занятия, которые предварялись просмотрами фильмов, презентаций, участием в интерактивных играх на панели «Колибри» и др.

Нарушения и аномалии развития зрительной системы отрицательно сказываются на форми­ровании двигательных способностей — силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия, наблюдаются нарушение осанки, позы, искрив­ление позвоночника, плоскостопие. У многих детей страдает пространственно-ориентиро­вочная деятельность, макро- и микроориентировка в простран­стве, суще­ственно снижается двигательная активность. У детей наблюдается укороченный шаг, что приводит к нарушению равновесия. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.

Поскольку наш детский сад посещают дети с нарушением зрения, то целью моей деятельности является создание оптимальных условий для осуществления формирования опорно-двигательной системы организма, коррекции нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

У детей с нарушением зрения довольно часто наблюдаются болезни опорно – двигательного аппарата. Это осложняется монокулярным характером зрения, привычкой детей с амблиопией и косоглазием поворачивать голову чуть в сторону для лучшей визуальной ориентации в пространстве лучше видящим глазом, неправильным положением во время работы с мозаикой, конструктором, рисованием, что ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, утомляет и ослабляет их.

В результате диагностики уровня физического развития детей и определения уровня их физической подготовки выяснилось, что дети с нарушением зрения имеют низкий уровень физического развития. Большинство детей допускают ошибки в технике выполнения движений, не соблюдают заданный темп и ритм, дети увлечены процессом, но не обращают внимания на результат. Также у детей наблюдается скованность движений, туловище при ходьбе наклонено вперед, плечи напряжены и опушены, взгляд себе под ноги, постоянно требуется напоминание об исходном положении. Не все педагоги обращают внимание на позу детей во время проведения НОД, большинство родителей дома не поправляют и не напоминают детям о положение позы своего тела во время деятельности, 70% детей не посещают спортивные секции по состоянию здоровья, и большее количество времени ребенок находится в статичном положении. Несоблюдение режима дня дома и недостаточная физическая активность ребенка, отрицательно сказывается на здоровье детей и формирование правильной осанки.

Дети отстают в физическом развитии на всех возрастных этапах. С возрастом показатели физического развития имеют тенденцию к увеличению. Отсутствие или снижение зрения сдерживает естественный ход физиче­ского развития детей. Поэтому так необходимо организовать специальные коррекционно-развивающие условия, призванные максимально восполнить и исправить нарушенные функции организма.

Воспитание правильной осанки надо рассматривать как важное условие общего укрепления и оздоровления организма. Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

С января 2015 года детский сад посещает 69 человек. По данным медицинского обследования в МБДОУ детей мы видимследующую ситуацию:

Контингент воспитанников ДОУ по группе здоровья

Группа здоровья

Iосновная

II основнаяХочу такой сайт

IIIподготови-тельная

IV специальная

Количество детей

3

23

40

3

Всего детей

69 человек

Контингент воспитанников ДОУ по нарушению осанки

Нарушение осанки

Плосковальгусная установка стоп

Норма развития

Количество детей

24

26

19

Всего детей

50

После детального изучения данной ситуации, мною было принято решение: приоритетной темой своей деятельности считать«Формирование опорно-двигательной системы организма и профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через создание системы коррекционных игр и физических упражнений в условиях дошкольного учреждения». Были поставлены следующие задачи:

- разработать и внедрить систему коррекционных игр и упражнений, направленных на профилактику нарушения осанки у детей дошкольного возраста с ОВЗ;

- разработать комплекс динамических пауз по развитию двигательной активности детей с ОВЗ для использования педагогами во время проведения образовательной деятельности с использованием ИКТ;

- разработать индивидуальные консультации для родителей детей дошкольного возраста с ОВЗ по профилактике нарушения осанки, поддержке родителей в воспитании детей с ОВЗ и укрепления из здоровья, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность.

Система взаимодействия в дошкольном учреждении разработана всеми специалистами ДОУ с учетом рекомендаций медицинского работника и осуществляется в тесном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса. Так как в физкультурном зале нет технической возможности непосредственного использования ИК, я рекомендую воспитателям, учителям-дефектологам показывать детям презентации на темы: "Спорт", "Здоровый образ жизни", "Олимпийские игры", «Подвижные и спортивные игры» и другие, для того чтобы у детей создать представление о спорте,о соревнованиях. В группах педагоги используют интерактивные физ.минутки и глазные гимнастики, т.к. они более яркие, наглядные, эмоциональные и очень хорошо подходят для детей с нарушением зрения.

Утренняя гимнастикавсегда проходит совместно с музыкальным руководителем под музыкальное сопровождение. Мы используем аудиозаписи разных авторов, благодаря этому утренняя гимнастика проходит веселее, энергичнее. При включении новой записи показываем движения вместе с музыкальным руководителем, чтобы все дети могли нас увидеть и выполнить упражнение по образцу. Детям с низкой остротой зрения оказываем индивидуальную педагогическую помощь. Дети начинают чувствовать ритм, темп музыки,легко переключатся с выполнения одного задания на другое, соотносить слова с движениями, могут сами придумать движения под музыку. Когда аудио запись знакома, в роли показывающего выступают сами дети. Согласно основной образовательной программе один раз в неделю физкультурное занятие проходит под музыку, на нем мы занимаемся под сопровождение на фортепьяно.Музыка создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей, они могут без подсказки менять движения в соответствии смузыкой. Использование музыкального сопровождения помогает мне, не прерывая упражнения, оказывать индивидуальную помощь в выполнении задания, поправлять неточности движений и контролировать выполнение упражнений детьми.Воспитывать у детей красивую осанку, научить их правиль­ной, ритмичной, хорошо координированной ходьбе намного лег­че, когда звучит музыка. Маршируя под музыку, дети получают удовольствие от ходьбы, невольно подтягиваются, стараются ид­ти как можно лучше. Это особенно заметно, когда на занятии звучит новый или давно не исполнявшийся марш. Поэтому руко­водитель подбирает музыкальное произведение для утренней гимнастики, вводной и заключительной частей занятий , часто меняя их, а для основных видов движений в соответствующем темпе.

Во время игровой деятельности возможно выполнять движение и принимать статистические позы, необходимые для коррекции уже имеющихся нарушений осанки. Во многих подвижных играх могут быть созданы условия, позволяющие достичь желаемого результата с большим успехом. Необходимо лишь поставить перед игрой задачи, ввести в нее необходимые движения и позы, оговорить их правила. В игровой ситуации ребенок будет стараться принять правильную позу, точнее выполнять упражнения, зная, что ошибка может привести к проигрышу. Именно в такой работе эффективно использовать ИКТ как незаменимый ресурс познания и усвоения опыта. В свободное время дети знакомятся с правилами подвижных игр с помощью презентаций и видеороликов. Они могут увидеть и оценить, как в такие игры играют другие дети, что необходимо делать и чего делать не стоит. Такой метод повышает мотивацию детей, делает процесс включения в активную деятельность более простым и понятным.

Физкультминуткиорганизуются с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне. В тот момент, когда у детей снижается внимание, появляется двигательное беспокойство и наступает утомление, можно предложить детям сделать несколько физических упражнений. Я предлагаю педагогам ДОУ использовать интерактивные физ.минутки и глазные гимнастики, для того чтобы детям с нарушением зрения было легче переключиться и наиболее с большой пользой расслабить организм. А педагог в это время может проконтролировать и оказать индивидуальную помощь детям, что благотворно сказывается на формировании правильной осанки. Для этой цели используются проекторы и экраны в группах.

Основная цель гимнастики после дневного сна- поднять настроение и мышечный тонус детей, а также обеспечить профилактику нарушений осанки и предупредить плоскостопие. Проснувшись, улыбнуться, а затем лежа на спине, откинув одеяло и подушку дети растирают ладони, поглаживают руки от кистей вверх, ладонями растирают ушные раковины, круговыми движениями по часовой стрелке поглаживают живот. Затем плавно переходят к выполнению различных упражнений лежа в постели (темп медленный или средний).Гимнастика игрового характера.Состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы (лыжник, гимнаст, петрушка, цветок).
Проводятся они в группе, спальне . Комплекс гимнастики после сна начинается с небольшой разминки, которая включает разные виды ходьбы, бега, прыжков, упражнении на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети занимаются в одних трусиках, босиком. В таких случаях целесообразно привлекать легкую ритмичную музыку.

На своих занятиях я активно применяю"Технологию эмоционально-чувственного погружения". Система работы по внедрению данной технологии направлена на погружение ребенка в ту или иную эмоциональную атмосферу через образы различных животных, литературных персонажей, имитации движений и мимики. Все это происходит через комплексное воздействие на ребенка разных видов детской деятельности. Цель - эмоциональное погружение дошкольников в ходе выполнения упражнений.

Реализации технологии охватывает пять этапов:

1.Эмоциональное погружение. Эмоциональный настрой.

2. Постановка цели. Педагог создает проблемную ситуацию. Дети озвучивают знания полученные ранее, проявляют готовность к совместной деятельности. Проявления интереса к предстоящей деятельности.

3. Воспроизведение познания через подражание, ощущения и эмоции, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала Воспроизведение познания через подражание, ощущения и эмоции. Педагог эмоционально включает детей в деятельность. Дети выражают эмоции посредством действий, слов, жестов через тактильные ощущения, выполняют действия по образцу и вовлечены в речевую и двигательную активность.Проявление активности в процессе совместной и самостоятельной деятельности.

4. Самоконтроль. Подведение итогов. Дети делятся впечатлениями, выражают собственные чувства.Проявления умение оценивать результат своей деятельности, выражать чувства, делать выводы.

5. Рефлексия и открытость. Педагог привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу). Дети переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую. Происходит выполнение задания в соответствии приобретенного опыта.

Технология позволяет решить многие проблемы воспитания и обучения детей дошкольного возраста:

- Сохранение и укрепление здоровья, гарантия эмоционального благополучия и положительного комфорта.

- Интеграция программных областей знаний, которая дает возможность осваивать целостную картину мира, без потери качества обучения.

- Сокращение общей учебной нагрузки, снятие перенапряжения и утомляемости.

- Cохранение самоценности дошкольного детства, формирование фундаментальных личностных качеств ребенка.

В комплекс ОРУ включаю элементы "Пилатес".Пилатес мягко воздействуют на мышечный каркас, укрепляя его, что положительно влияет на формирование и поддержание осанки, формирует правильные изгибы позвоночника и своды стопы, укрепляет суставы и связки, благоприятно действует на становление мышечной системы. Любые движения в этой технике выполнятся плавно, медленно, без излишнего напряжения, поэтому нет опасности растяжения связок. Постепенно формируется крепкий каркас из гибких и упругих мышц.

Исходя из всего вышеперечисленного, следует отметить, чтопри систематическом использовании коррекционных и интерактивных игр и физических упражнений с последовательным увеличением нагрузки и усложнением заданий, построенных по анатомическому принципу, данная система работы положительно влияет на формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста с ОВЗ. И в результате проделанной работе у детей укрепляется мышечная система, органы дыхания и кровообращения, совершенствуется координация движений. Все это способствует формированию правильной осанки. У детей посещающих детский сад стали реже наблюдаться нарушения осанки и плоскостопие. Больше детей к окончанию периода обучения и воспитания ДОУ имеют показатели, соответствующие возрастным нормам физического развития. Поэтому, я считаю, что моя работа положительно влияет на физическое развитие детей.

В дальнейшем моя работа будет направлена на внедрение техники "пилатес" на занятиях по физической культуре и проведение мастер-классов для педагогов по обновлению и созданию новых пособий для профилактики плоскостопия и коррекции осанки. Очень хотелось бы расширить возможности применения ИКТ, как эффективного и современного метода педагогического воздействия на физкультурных занятиях, поскольку трудно переоценить его огромную обучающую и развивающую роль, а так же большие компенсаторные возможности, что очень важно для дошкольников с ОВЗ.

Постоянно повышаю уровень своей профессиональной деятельности, являюсь экспертом, привлекаемым к осуществлению всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

Принимаю активное участие в мероприятиях различного уровня:

2012 г. - 2014 г. - Участник в работе судейской команды по ОФП среди ДОУ Верх - Исетского района "Фестиваль здоровья"

2014 г. - Районный семинар "Технология проектирования и проведения физкультурных праздников, досугов и развлечений "

2014 г. - Городской семинар "Совместная деятельность как одна из форм взаимодействия семьи в рамках реализации проекта ""Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса""

2015 г. - Городской практико-ориентированный семинар "Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса в дошкольных учреждениях", мастер-класс "Интерактивные формы работы с семьей"

2016 г. - Городской конкурс "Современный урок с использованием средств - ИКТ"

2016 г. - Работа в судейской команде второго этапа городского "Фестиваля здоровья - 2016"

2017 г. - Практико-ориентированный семинар для педагогов дошкольных учреждений "Творим вместе"

2017 г. - Городской семинар - практикум "Основные аспекты организации специальных образовательных условий для детей с нарушением зрения в системе инклюзивного образования"

2018 г. - Районные педагогические чтения "Современное образование: "болевые точки", пути решения, результаты"

2018 г - Опубликованы статьи насайте "Педагогика 21век"

http://pedagogcentr.ru/publication/3/36/3431

http://pedagogcentr.ru/publication/5/39/3396

Воспитанники МБДОУ постоянно принимают участие в соревнованиях среди дошкольных учреждений Верх - Исетского района (микрорайон ВИЗ):

"Смотр строя и песни", "Малые Олимпийские игры", "Зимняя

Олимпиада", "Фестиваль здоровья".

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».