Статья добротоврчество Мазаева Н.В., Метелева М.А.

ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОТЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Мазаева Наталья Викторовна
учитель-логопед,
Метелева Мария Анатольевна,
воспитатель
МБДОУ детский сад
компенсирующего вида № 466
Фундамент личности закладывается еще в дошкольном возрасте. В
современном обществе дети часто сталкивается с проблемой коммуникации
между собой, с открытым и скрытым проявлением жестокости, зла. У детей
смещаются приоритеты в понимании добра и зла, теряются нравственные
ценности, изменяются нравственные ориентиры, дети становятся
эмоционально закрытыми. Агрессивные мультфильмы, компьютерные игры
немало способствуют этому. Поэтому очень важно приобщать детей к добрым
книжкам, к качественной детской литературе, являющейся источником
нравственности, гуманизма, доброты. Из всех видов искусства литература и
художественное слово оказывает наиболее сильное воздействие на
формирование личности.
Мы поставили перед собой цель – формирование социальнокоммуникативных отношений у детей с ОВЗ средствами добротворчества.
Для достижения данной цели были сформулированы и решены
следующие задачи:
- сформировать понятие доброты средствами художественной литературы;
- способствовать развитию нравственного воспитания и навыков культурного
поведения в обществе.
Доброта – качество характера, заключающееся в отзывчивости, в
душевном и теплом отношении к людям, в отсутствии злобы и неприязни.
В педагогической практике доброта всегда рассматривается в контексте
нравственного воспитания личности, потому что доброта – это совокупность
различных положительных качеств. Поэтому, чтобы формировать доброту в
детях, необходимо воспитывать в них и сочувствие, и желание помогать, и
отзывчивость, и щедрость, и справедливость, и силу духа, и умение различать
хорошее и плохое и много других качеств.
В своей деятельности мы применили методы и приемы,
способствующие формированию доброты через примеры добрых и злых
литературных героев, беседы и различные социальные ситуации.
Одним из популярных методов является чтение художественной
литературы. Дети с ОВЗ эмоционально восприимчивы. В силу возрастных
особенностей они воспринимают литературные произведения как реально
происходившие события. Они сопереживают героям, ставят себя на их место,
проживают события, анализируют их поведение. Такое эмоциональное

восприятие детьми художественного произведения дает гораздо больший
результат, чем просто нравоучительная беседа.
Мы старались правильно подбирать для детей произведения, которые
соответствуют не только возрасту детей, но и понятны и написаны доступным
языком. Кроме того, очень важна передача эмоций при чтении произведения.
Если взрослый будет читать монотонно, то ребенок может потерять интерес,
произведение останется непонятым, а значит, не оставит следа в душе ребенка.
В своей работе мы познакомили детей с детской художественной
литературой – как народной, так и авторской. В таких произведениях всегда
зло остается наказанным, добрые персонажи находят свое счастье. Тем самым
мы донесли мысль о том, что злоба разъедает душу, делает человека
несчастным, что из-за злобы невозможно увидеть прекрасное. А доброта,
наоборот, помогает преодолевать трудности, находить верных друзей,
которые придут на помощь. Тем самым мы помогаем сформировать
дружественную атмосферу в детском коллективе.
Малые жанры русского фольклора, обращенные к детям, также
наполнены добром и светом. В дошкольном возрасте потешки, колыбельные,
прибаутки, загадки – всё это несет в себе любовь к детям, показывает доброе,
нежное отношение взрослых и тем самым формирует ответные добрые
чувства в детях, помогают коммуникации. Немало поговорок сложили людям
о добре и зле, добрых людях и злых, хороших делах и дурных. Доброго
человека отличают такие черты характера, как щедрость и храбрость,
отзывчивость и внимательность, трудолюбие и бескорыстие.
Люди с благодарностью помнят о людях, делающих добрые дела, и
рассказывают о них детям и внукам. Поэтому и говорится: « Добро не горит
и не тонет», «Доброе дело два века живёт», «Доброе слово лучше мягкого
порога», «Доброе дело крепко». Есть такая поговорка: «Доброму человеку и
чужая болезнь к сердцу». Она означает, что добрые люди отзывчивы, их
волнуют не только свои дела. Они умеют сопереживать, принимая близко к
сердцу чужие болезни и горести, стремясь помочь, чем могут. Недаром
говорится: «Спешите делать добро».
Авторские произведения, ставшие классикой детской отечественной
литературы, не случайно получили всеобщее признание. Такие произведения
разошлись по всему миру на разных языках и везде, во всех уголках мира
получили отклик в душах юных читателей. Во всем мире известны сказки
Пушкина А.С., Бажова П.П., Чуковского К.И., Бианки В.В., Маршака С.Я.,
Михалкова С.В., Барто А.Л. и других писателей. Не только сказки, но и
рассказы, стихи разных писателей составляют золотой фонд детской
литературы.
Например, одним из таких авторов является Агния Львовна Барто. Еще
в раннем дошкольном возрасте родители знакомили детей со стихами из цикла
«Игрушки». Казалось бы, одно маленькое четверостишие. А сколько в нем
любви, заботы, добра! А в детском саду мы знакомим со стихами для детей
постарше, где предлагаются уже другие ситуации – про Катю, ждущую урожая
на скамейке, про жадного Егора, ждущего от праздника только подарки, про

Вовку – добрую душу, про сорок внучат, помогающих бабушке в огороде. В
произведениях Барто даны и положительные, и отрицательные примеры.
Сатира писательницы остается мягкой, беззлобной. Лиричность этих стихов,
понятная детям, сама по себе воздействует на дошкольников, учит по-доброму
воспринимать мир, находить радость в повседневном окружении, учит
доброму отношению друг к другу.
Из современных авторов хочется отметить писателя и педагога
Владимира Степанова. Его небольшие, но очень живые стихи и сказки
нравятся детям, они понятны и доступны, легки и игривы. С первого взгляда
может показаться, что произведения этого автора слишком просты, к
серьезной литературе не имеют отношения, не прививают детям
литературного вкуса. Однако именно такие произведения могут стать для
маленького читателя первой ступенькой в мир литературы. Легкие, небольшие
по объему, зачастую написанные с добрым юмором, понятные малышам, они
вызовут у детей интерес к книге и чтению в целом. Сюжеты его произведений
добрые, милые, легко читаются и легко воспринимаются, запоминаются
детям. Такие произведения, лишенные агрессии и нудного морализаторства,
показывающие детям красоту окружающего мира, рассказывающие о дружбе
и взаимопомощи, несомненно, послужат формированию у детей доброты.
В творчестве каждого детского писателя находятся истоки добра,
мудрости, примеры для подражания и воспитания детей. В рамках нашей
статьи просто невозможно разобрать творчество каждого. В своей работе,
формируя у детей добрые качества, посредством художественной литературы
мы помогаем дошколятам развить культурно – нравственных ценности,
правила
поведения
в обществе,
что
способствует социальнокоммуникативному развитию. Задавшись целью сформировать у
дошкольников доброту, можно использовать творчество какого-то одного
писателя, а можно использовать произведения разных писателей,
освещающих одну и ту же проблему. В любом случае при целенаправленной
работе результат будет, поскольку детская художественная литература, на наш
взгляд, является вторым фактором по значимости и силе воздействия на
ребенка после личного примера взрослого.
Сказки и стихи, направленные на воспитание нравственных и этических
качеств, в доступной и увлекательной форме помогли сформировать у детей с
ОВЗ представления о моральных ценностях, выработать навыки и
положительные социальные нормы поведения, обогатить речь, развить
творческое взаимодействие, научили анализировать поступки героев. С
помощью добротворчества посредством знакомства с художественной
литературой дети научились договариваться
друг с другом,
взаимодействовать, общаться. Мы надеемся, что сформированные у детей в
дошкольном возрасте нравственные ценности станут прочной основой
морально-нравственных качеств личности в дальнейшем.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».