РОЛЬ ИГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Фомина Е.Г.

РОЛЬ ИГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ДЛЯ
ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Учитель-дефектолог Фомина
Е.Г.
МБДОУ детский сад
компенсирующего вида № 466

В старшем дошкольном возрасте игра является ведущим
видом деятельности и содержит в себе все тенденции развития; она
создает зоны ближайшего развития; за игрой стоят изменения
потребностей и изменения сознания общего характера. Игровая
деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления,
воображения, всех познавательных процессов. Игра требует от
ребёнка включенности в свои правила: он должен быть
внимательным к развивающемуся сюжету в совместной игре со
сверстниками,
должен быстро сообразить, как поступить в
неожиданно возникшей ситуации. Представить себе отсутствующий
предмет или воображаемую ситуацию и действовать так, чтобы
остальные участники игры его поняли и были удовлетворены его
выдумкой. Таким образом, в игровой деятельности формируется
произвольность психических процессов, когда ребёнок может
следовать сознательной цели. ( Михайленко Н. Я., Короткова Н. А.
«Игра с правилами в дошкольном возрасте». М.: Академический
Проект, 4-е изд. 2002) .
Дети старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития, по сравнению с нормально развивающимися
детьми
характеризуются
несоответствующим
возрасту
недостаточным развитием внимания, восприятия, памяти,
недоразвитием личностно – деятельностной основы, вследствие
чего происходит нарушение игровой деятельности. Отмечаются
недостатки в мотивационно – целевой основе организации
деятельности, несформированность способов самоконтроля,
планирования. Особенности проявляются в ведущей игровой
деятельности и характеризуются у старших дошкольников с ЗПР
несовершенством мотивационно-потребностного
компонента,
знаково-символической функции и трудностями в оперировании
образами - представлениями.

В игровой деятельности нормально развивающихся детей
старшего дошкольного возраста присутствует
элемент
воображения и фантазии. Дети могут проигрывать один сюжет
каждый
раз по-новому, в отличие от
детей с задержкой
психического развития. Их
игра
лишена
творческой
направленности, превращена в деятельность по продуцированию
штампов, вариантов предметно - практической деятельности.
Если нормально развивающийся ребенок в процессе игровой
деятельности усваивает систему знаний и поднимается на новые
ступени развития в повседневном общении с взрослыми, то при
задержке психического развития каждый
шаг может
осуществляться
только
в
условиях
целенаправленного
формирования каждой психической функции с учетом их
взаимодействия и взаимовлияния.
Важным является то, что стимуляция деятельности этих
детей, оказание им своевременной педагогической помощи
позволяют выделить у них зону их ближайшего развития. В
условиях правильного подбора игровой деятельности эти дети
постепенно преодолевают задержку общего психического развития,
усваивая знания и навыки, необходимые для социальной адаптации.
Этому способствует наличие ряда сохранных звеньев в структуре их
психики и, прежде всего, потенциально сохранных возможностей
развития высших психических функций.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».