РОЛЬ ИГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Учитель-дефектолог Фомина Е.Г. МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 466 В старшем дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности и содержит в себе все тенденции развития; она создает зоны ближайшего развития; за игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания общего характера. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Игра требует от ребёнка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся сюжету в совместной игре со сверстниками, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации. Представить себе отсутствующий предмет или воображаемую ситуацию и действовать так, чтобы остальные участники игры его поняли и были удовлетворены его выдумкой. Таким образом, в игровой деятельности формируется произвольность психических процессов, когда ребёнок может следовать сознательной цели. ( Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Игра с правилами в дошкольном возрасте». М.: Академический Проект, 4-е изд. 2002) . Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, по сравнению с нормально развивающимися детьми характеризуются несоответствующим возрасту недостаточным развитием внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно – деятельностной основы, вследствие чего происходит нарушение игровой деятельности. Отмечаются недостатки в мотивационно – целевой основе организации деятельности, несформированность способов самоконтроля, планирования. Особенности проявляются в ведущей игровой деятельности и характеризуются у старших дошкольников с ЗПР несовершенством мотивационно-потребностного компонента, знаково-символической функции и трудностями в оперировании образами - представлениями. В игровой деятельности нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста присутствует элемент воображения и фантазии. Дети могут проигрывать один сюжет каждый раз по-новому, в отличие от детей с задержкой психического развития. Их игра лишена творческой направленности, превращена в деятельность по продуцированию штампов, вариантов предметно - практической деятельности. Если нормально развивающийся ребенок в процессе игровой деятельности усваивает систему знаний и поднимается на новые ступени развития в повседневном общении с взрослыми, то при задержке психического развития каждый шаг может осуществляться только в условиях целенаправленного формирования каждой психической функции с учетом их взаимодействия и взаимовлияния. Важным является то, что стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной педагогической помощи позволяют выделить у них зону их ближайшего развития. В условиях правильного подбора игровой деятельности эти дети постепенно преодолевают задержку общего психического развития, усваивая знания и навыки, необходимые для социальной адаптации. Этому способствует наличие ряда сохранных звеньев в структуре их психики и, прежде всего, потенциально сохранных возможностей развития высших психических функций.