Учитель – дефектолог Фомина Е. Г. МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 466 Педагогический очерк «Воспитание, развитие и обучение детей старшего дошкольного возраста: мой личный опыт». ИКТ в тематических занятиях, как средство мотивации детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста. "Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться" Василий Александрович Сухомлинский. Работая с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, сталкиваешься с трудностями зрительного восприятия. Неполноценность зрительного восприятия приводит к бедным нерасчленённым представлениям, и, как следствие, нарушению целостности картины окружающего мира. Краски меркнут, мелкие детали выпадают, крупные детали искажаются. Дети затрудняются в определении пространственновременных ориентиров, ориентиров относительно себя, ориентиров на плоскости. Всё это страдает в разной степени сложности, в зависимости от структуры нарушения. Испытывая сложности в повседневном образовательном процессе, дети старшего дошкольного возраста с нарушением зрения постепенно замыкаются, теряют интерес. Здесь приходят на помощь информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на тематических занятиях помогает вызвать живой интерес к познавательной деятельности, позволяет преодолеть речевую пассивность, расширить представления об окружающем мире. Учитывая, что детям с нарушением зрения необходим яркий красочный материал, с крупными деталями и чёткими границами, в процессе образовательной деятельности я использую тематические презентации, выполненные в программе Power Point. Такая направленность позволяет сохранить принцип развивающего образования на основе научного положения Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие, которое выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей. С учётом того, что коррекционная работа должна проводиться разносторонне, с многократным подкреплением, для полноценного усвоения материала, мною был разработан и реализован комплекс занятий, включающий в себя игры для ПАК «Колибри», такие как: «Слушай и правильно выполняй». Ребёнку предлагается прослушать голосовое задание и выполнить по инструкции. Игры «Работа с клеткой» и «Ориентировка на плоскости» учат детей соблюдать границы. Таким образом, мне удаётся замотивировать детей, сохранить интерес к занятиям. В рамках реализации данного комплекса занятий для успешного переноса полученного опыта в практическую деятельность использовались нетрадиционные технологии, включающие в себя работу с документ камерой, позволяющей увеличить мелкие детали, улучшить восприятие изображения, воссоздать целостность сюжета. С помощью документ – камеры изображение с картинки проецируется на экран. Возникает коллективная деятельность. Совместно дети с нарушением зрения лучше справляются с описанием предмета на картинке, обсуждением сюжетных картинок. Лучше находят мелкие детали, отличия между кортиками. Хочу заострить внимание на том факте, что у детей с нарушением зрения страдает и осязание. Осязание у детей с нарушением зрения вовлекается в активную деятельность и является компенсирующей составляющей. Поэтому важно приобретённые знания закрепить в практической деятельности путём сохранных анализаторов, в данном случае, это осязание. Здесь используется фетровое пособие. Пособие выполнено в соответствии свыше описанным материалом и является наглядным, и тактильным пособием для закрепления приобретённых знаний. К каждой теме представленной на экране в виде презентации мною изготовлено фетровое пособие. Приведу несколько примеров: пособие «Дерево сезонов», используется в комплексе с презентацией, по темам «Времена года» и «Изменения в природе». Пособие «Цифровая гусеница», используется с презентацией на тему «Ориентировка в пространстве» (Дети находят соседей, заданной педагогом цифры, определяют, что слева, что справа). Данный подход способствует преодолению зрительной недостаточности дошкольников в практической деятельности, улучшает качество зрительного анализа и синтеза. Повышает интерес к познавательной деятельности. Вызывает живой интерес к происходящему.