Педагогический очерк Фомина Е.Г.

Учитель – дефектолог Фомина Е. Г.
МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 466

Педагогический очерк «Воспитание, развитие и обучение детей старшего
дошкольного возраста: мой личный опыт».
ИКТ в тематических занятиях, как средство мотивации детей с
нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

"Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у
ученика нет желания учиться" Василий Александрович Сухомлинский.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения,
сталкиваешься с трудностями зрительного восприятия. Неполноценность
зрительного
восприятия
приводит
к
бедным
нерасчленённым
представлениям, и, как следствие, нарушению целостности картины
окружающего мира. Краски меркнут, мелкие детали выпадают, крупные
детали искажаются. Дети затрудняются в определении пространственновременных ориентиров, ориентиров относительно себя, ориентиров на
плоскости. Всё это страдает в разной степени сложности, в зависимости от
структуры нарушения.
Испытывая сложности в повседневном
образовательном процессе, дети старшего дошкольного возраста с
нарушением зрения постепенно замыкаются, теряют интерес. Здесь приходят
на помощь информационно-коммуникационные технологии. Использование
ИКТ на тематических занятиях помогает вызвать живой интерес к
познавательной деятельности, позволяет преодолеть речевую пассивность,
расширить представления об окружающем мире.
Учитывая, что детям с нарушением зрения необходим яркий красочный
материал, с крупными деталями и чёткими границами, в процессе
образовательной деятельности я использую тематические презентации,
выполненные в программе Power Point. Такая направленность позволяет
сохранить принцип развивающего образования на основе научного положения
Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за
собой развитие, которое выступает как важнейший результат успешности
воспитания и обучения детей. С учётом того, что коррекционная работа
должна проводиться разносторонне, с многократным подкреплением, для
полноценного усвоения материала, мною был разработан и реализован

комплекс занятий, включающий в себя игры для ПАК «Колибри», такие как:
«Слушай и
правильно выполняй». Ребёнку предлагается прослушать
голосовое задание и выполнить по инструкции. Игры «Работа с клеткой» и
«Ориентировка на плоскости» учат детей соблюдать границы. Таким образом,
мне удаётся замотивировать детей, сохранить интерес к занятиям.
В рамках реализации данного комплекса занятий для успешного переноса
полученного опыта в практическую деятельность использовались
нетрадиционные технологии, включающие в себя работу с документ камерой, позволяющей увеличить мелкие детали, улучшить восприятие
изображения, воссоздать целостность сюжета.
С помощью документ –
камеры изображение с картинки проецируется на экран. Возникает
коллективная деятельность. Совместно дети с нарушением зрения лучше
справляются с описанием предмета на картинке, обсуждением сюжетных
картинок. Лучше находят мелкие детали, отличия между кортиками.
Хочу заострить внимание на том факте, что у детей с нарушением зрения
страдает и осязание. Осязание у детей с нарушением зрения вовлекается в
активную деятельность и является компенсирующей составляющей. Поэтому
важно приобретённые знания закрепить в практической деятельности путём
сохранных анализаторов, в данном случае, это осязание. Здесь используется
фетровое пособие. Пособие выполнено в соответствии свыше описанным
материалом и является наглядным, и тактильным пособием для закрепления
приобретённых знаний. К каждой теме представленной на экране в виде
презентации мною изготовлено фетровое пособие.
Приведу несколько примеров: пособие «Дерево сезонов», используется в
комплексе с презентацией, по темам «Времена года» и «Изменения в
природе». Пособие «Цифровая гусеница», используется с презентацией на
тему «Ориентировка в пространстве» (Дети находят соседей, заданной
педагогом цифры, определяют, что слева, что справа).
Данный подход способствует преодолению зрительной недостаточности
дошкольников в практической деятельности, улучшает качество зрительного
анализа и синтеза. Повышает интерес к познавательной деятельности.
Вызывает живой интерес к происходящему.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».