Помелова И.П., публикация

Обогащение сенсомоторной сферы
как один из аспектов развития творческих возможностей дошкольников
с нарушением зрения

И.П. Помелова
МБДОУ детский сад
компенсирующего вида №466
г. Екатеринбург
Сенсомоторное

развитие

дошкольников

–

одно

из

основных

направлений в области познания. Исследования детских психологов показали,
что значительная часть трудностей, возникающих у детей, а особенно у детей
с нарушением зрения, связана с недостаточной точностью и гибкостью
восприятия. Сопутствующие расстройства речи у детей данной категории
также

являются

серьезным

дефектом,

в

котором

прослеживаются

определенные связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности.
Для детей характерно не только снижение остроты зрения, но и нарушения
глазодвигательных функций, нарушения пространственной ориентировки,
низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев
и кистей рук.

Поэтому дети с

нарушением зрения нуждаются

в

систематической работе по преодолению сенсомоторных затруднений.
Сенсомоторное воспитание в процессе совместной деятельности
педагога и дошкольника позволяет формировать зрительное восприятие,
пространственно-графическую ориентацию, развивать тонкие движения
пальцев руки, взаимодействие глаза и руки, повысить познавательную
активность, способствует интеллектуальному развитию и творческому
потенциалу детей.
Творческие способности детей могут проявляться в совершенно
неожиданной обстановке, спонтанно, в любое время. Фантазия детей
безгранична. Задача взрослых – вовремя заметить эти способности, направить

их в нужное русло и развить до более высокого уровня.
Работая в дошкольном образовательном учреждении для детей с
нарушением зрения, я уделяю большое внимание развитию у наших детей
тактильного восприятия и накоплению тактильного опыта. С этой целью мною
было создано пособие «Тактильные дощечки». Пособие используется в ходе
индивидуальных коррекционных занятий, на которых дети обучаются
приёмам и способам тактильного обследования предметов.

Занятия

проводятся в игровой форме с использованием мелких игрушек: плоскостных
(картонных, деревянных, пластиковых) и объёмных (из «киндер-сюрприза»,
мягких игрушек) и различных видов театра: пальчиковый, настольный,
«топотушки».
Именно в ходе этой деятельности я и увидела, какой творческий
потенциал скрыт в каждом ребёнке! Как живо подхватывают дети
предложенную педагогом идею, беря инициативу в свои руки и проявляя
активность и фантазию. Но это происходит не сразу. Не все дети обладают
свободой воображения, не у всех детей сразу проявляется стремление к
познанию, не у каждого есть умение применять полученные знания и опыт на
практике. Всему этому ребёнка можно научить. Предлагаю вашему вниманию
некоторые дидактические игры и упражнения, которые я использую на своих
занятиях. Целью этих игр является обогащение эмоционально-чувственного
опыта ребёнка, развитие образного мышления и воображения.
1) «Потрогай дощечку и пофантазируй (представь) на кого или на что
она похожа». Ребёнок определяет характер поверхности и предлагает
варианты. Например: колючая, как ёжик, ёлочка, небритый папа; шершавая,
как асфальт или песок; мягкая, как травка, кролик, мамины руки и т.д.
2) «Мы — космонавты». Сейчас мы с тобой полетим на Луну, выбери
дощечку, которая похожа на лунную поверхность. Почему ты выбрал именно
её? Ребёнок должен уметь обосновать свой выбор.
3) «Что это?» Ребёнок определяет на ощупь геометрическую фигуру и
фантазирует, что бы это могло быть. Например: это круг; круглым может быть

солнце, мяч, воздушный шарик, одуванчик, облачко, яблоко, кочка на болоте,
толстячок, клумба, вход в норку и т.д.
4) «Препятствия». В этой игре мы обыгрываем фрагменты прочитанных
сказок, а иногда создаём и собственные. Например, «Поехал Иван Царевич на
поиски Василисы Премудрой. Едет, едет, и вдруг перед ним ...» И здесь ребёнку
предлагается дощечка с толстыми и тонкими деревянными палочками.
Ребёнок

ощупывает

дощечку,

определяет

её

содержимое,

выделяет

характерные признаки, в данном случае материал и толщину, и высказывает
предположение, какое препятствие стоит перед главным героем. Например,
старый мост. Чтобы по нему перебраться на другую сторону, Иван Царевич
должен наступать только на толстые

«брёвнышки». Далее ребёнку

предлагается другая дощечка, на которой расположены верёвочки с разным
количеством узелков. Предполагаем, что это отвесная скала и, чтобы на неё
забраться, нужно лезть по верёвке с определённым количеством узелков (по
инструкции педагога или какого-нибудь сказочного героя). Затем наш
персонаж попадает в болото (дощечка с цилиндрами разной высоты). Здесь
Ивану Царевичу необходимо будет наступать только на высокие «кочки». И так
игра продолжается далее.
Для активизации кожных рецепторов на глаза детей надеваются
фланелевые очки.
Таким образом, в процессе игры с тактильными дощечками, педагог
реализует сразу огромное количество задач:
- развиваются тактильные ощущения (активизируются рецепторы
кожного анализатора), общая моторика рук, тонких движений пальцев и
кистей, обогащается и накапливается эмоционально-чувственный опыт
ребёнка: дети учатся определять характер поверхностей, дифференцировать
различные признаки и свойства предметов, учатся выделять сенсорные
эталоны формы, величины и количества предметов, закрепляют навык
ориентирования на микроплоскости;
- обогащаются речевые резервы ребёнка: увеличивается объём активного

словаря, расширяется словарь антонимов, синонимов, слов с обобщающим
значением, совершенствуются грамматический строй речи и навыки связной
речи, развивается творческое рассказывание (рассказ от лица сказочного
персонажа, собственные сочинения), речь становится более интонационновыразительной;
- происходит развитие всех психических процессов (внимания,
восприятия, памяти, мышления, воображения);
- у ребёнка формируется творческая мотивация, возникает стремление к
изобретательности,

фантазии,

инициативности,

умение

находить

нестандартные решения поставленных задач;
-

в

процессе

психологическая

игровой

атмосфера,

деятельности
развитие

создаётся

игровых

благоприятная

навыков,

умение

взаимодействовать со сверстниками, распределять роли, придерживаться
определённых правил, воспитываются положительных качества личности.
Целенаправленное развитие тактильного восприятия и воображения
обеспечивает целостность и поэтапность процесса восприятия, право выбора
познавательных путей, гармоничное вовлечение в процесс познания всех
возможностей
линейность

ребёнка.

мышления

нестандартные

Творческая

активность

и

умение

развить

способы взаимодействия

необходимым в современном обществе.

с

помогает

изобретать
окружающим

и

преодолеть
открывать
миром,

так


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».