очерк Фомина Е.Г.

Педагогический очерк «Воспитание, развитие и обучение детей старшего
дошкольного возраста: мой личный опыт».
Информационно-коммуникационные технологии в тематических
занятиях как средство мотивации детей с нарушением зрения старшего
дошкольного возраста
Фомина Елена Геннадьевна
учитель-дефектолог
МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 466
"Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика
нет желания учиться".
Василий Александрович Сухомлинский.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения,
сталкиваешься с необходимостью коррекции у них зрительного восприятия.
Неполноценность
зрительного
восприятия
приводит
к
бедным
нерасчленённым представлениям, и, как следствие, нарушению целостности
картины окружающего мира. Краски меркнут, мелкие детали выпадают,
крупные детали искажаются.
Дети затрудняются
в определении
пространственно-временных ориентиров, ориентиров относительно себя,
ориентиров на плоскости. Всё это страдает в разной степени выраженности –
в зависимости от структуры нарушения.
Испытывая сложности в
повседневном образовательном процессе, дети старшего дошкольного
возраста с нарушением зрения постепенно замыкаются, теряют интерес. Здесь
приходят на помощь информационно-коммуникационные технологии.
Использование ИКТ на тематических занятиях помогает вызвать живой
интерес к познавательной деятельности, позволяет преодолеть речевую
пассивность, расширить представления дошкольников об окружающем мире.
Учитывая, что детям с нарушением зрения необходим яркий красочный
материал с крупными деталями и чёткими границами, в процессе
образовательной деятельности я использую тематические презентации,
выполненные в программе Power Point. Такая направленность позволяет
сохранить принцип развивающего образования на основе научного положения
Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за
собой развитие, которое выступает как важнейший результат успешности
воспитания и обучения детей. С учётом того, что коррекционная работа
должна проводиться разносторонне, с многократным подкреплением для

полноценного усвоения материала, мною был разработан и реализован
комплекс занятий, включающий в себя игры для программно-аппаратного
комплекса «Колибри», например, «Слушай и правильно выполняй». Ребёнку
предлагается прослушать голосовое задание и выполнить его по инструкции.
Игры «Работа с клеткой» и «Ориентировка на плоскости» учат детей
соблюдать границы. Специально разработанные игры помогают детям учиться
ненавязчиво, в игровой форме усваивая необходимые правила и навыки.
Таким образом мне удаётся замотивировать детей, сохранить у них интерес
к занятиям.
В рамках реализации данного комплекса занятий для успешного
переноса полученного опыта в практическую деятельность использовались
нетрадиционные технологии, включающие в себя работу с документ-камерой,
позволяющей увеличить мелкие детали, улучшить восприятие изображения,
воссоздать целостность сюжета. С помощью документ- камеры изображение
с картинки проецируется на экран. Дошкольники включаются в коллективную
работу. Совместно дети с нарушением зрения лучше справляются с описанием
предмета на картинке, обсуждением сюжетных картинок, лучше находят
мелкие детали, отличия между картинками.
Хотелось бы заострить внимание на том факте, что у детей с нарушением
зрения часто страдает и осязание. Осязание у детей с нарушением зрения
вовлекается в активную деятельность, за счет которой компенсируется
основной дефект. Поэтому важно приобретённые знания закрепить в
практической деятельности с помощью сохранных анализаторов, в том числе
осязания. Я использую в работе с воспитанниками группы фетровые пособия.
Мною изготовлены фетровые пособия ко всем сериям тематических
презентаций – они являются одновременно и наглядным, и тактильным
пособием для закрепления приобретённых знаний. Так, например, пособие
«Дерево сезонов» используется в комплексе с презентациями по темам
«Времена года» и «Изменения в природе». Пособие «Цифровая гусеница» –
с презентацией на тему «Ориентировка в пространстве» (дети находят соседей
заданной педагогом цифры, определяют, какая цифра находится слева, а какая
справа).
Активное
использование
в
образовательной
деятельности
информационно-коммуникационных технологий способствует преодолению
зрительной недостаточности у дошкольников с нарушением зрения в
практической деятельности, улучшает качество зрительного анализа и
синтеза, вызывает живой интерес к происходящему, повышает интерес
воспитанников к познавательной деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».