Педагогический очерк «Воспитание, развитие и обучение детей старшего дошкольного возраста: мой личный опыт». Информационно-коммуникационные технологии в тематических занятиях как средство мотивации детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста Фомина Елена Геннадьевна учитель-дефектолог МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 466 "Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться". Василий Александрович Сухомлинский. Работая с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, сталкиваешься с необходимостью коррекции у них зрительного восприятия. Неполноценность зрительного восприятия приводит к бедным нерасчленённым представлениям, и, как следствие, нарушению целостности картины окружающего мира. Краски меркнут, мелкие детали выпадают, крупные детали искажаются. Дети затрудняются в определении пространственно-временных ориентиров, ориентиров относительно себя, ориентиров на плоскости. Всё это страдает в разной степени выраженности – в зависимости от структуры нарушения. Испытывая сложности в повседневном образовательном процессе, дети старшего дошкольного возраста с нарушением зрения постепенно замыкаются, теряют интерес. Здесь приходят на помощь информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на тематических занятиях помогает вызвать живой интерес к познавательной деятельности, позволяет преодолеть речевую пассивность, расширить представления дошкольников об окружающем мире. Учитывая, что детям с нарушением зрения необходим яркий красочный материал с крупными деталями и чёткими границами, в процессе образовательной деятельности я использую тематические презентации, выполненные в программе Power Point. Такая направленность позволяет сохранить принцип развивающего образования на основе научного положения Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие, которое выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей. С учётом того, что коррекционная работа должна проводиться разносторонне, с многократным подкреплением для полноценного усвоения материала, мною был разработан и реализован комплекс занятий, включающий в себя игры для программно-аппаратного комплекса «Колибри», например, «Слушай и правильно выполняй». Ребёнку предлагается прослушать голосовое задание и выполнить его по инструкции. Игры «Работа с клеткой» и «Ориентировка на плоскости» учат детей соблюдать границы. Специально разработанные игры помогают детям учиться ненавязчиво, в игровой форме усваивая необходимые правила и навыки. Таким образом мне удаётся замотивировать детей, сохранить у них интерес к занятиям. В рамках реализации данного комплекса занятий для успешного переноса полученного опыта в практическую деятельность использовались нетрадиционные технологии, включающие в себя работу с документ-камерой, позволяющей увеличить мелкие детали, улучшить восприятие изображения, воссоздать целостность сюжета. С помощью документ- камеры изображение с картинки проецируется на экран. Дошкольники включаются в коллективную работу. Совместно дети с нарушением зрения лучше справляются с описанием предмета на картинке, обсуждением сюжетных картинок, лучше находят мелкие детали, отличия между картинками. Хотелось бы заострить внимание на том факте, что у детей с нарушением зрения часто страдает и осязание. Осязание у детей с нарушением зрения вовлекается в активную деятельность, за счет которой компенсируется основной дефект. Поэтому важно приобретённые знания закрепить в практической деятельности с помощью сохранных анализаторов, в том числе осязания. Я использую в работе с воспитанниками группы фетровые пособия. Мною изготовлены фетровые пособия ко всем сериям тематических презентаций – они являются одновременно и наглядным, и тактильным пособием для закрепления приобретённых знаний. Так, например, пособие «Дерево сезонов» используется в комплексе с презентациями по темам «Времена года» и «Изменения в природе». Пособие «Цифровая гусеница» – с презентацией на тему «Ориентировка в пространстве» (дети находят соседей заданной педагогом цифры, определяют, какая цифра находится слева, а какая справа). Активное использование в образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий способствует преодолению зрительной недостаточности у дошкольников с нарушением зрения в практической деятельности, улучшает качество зрительного анализа и синтеза, вызывает живой интерес к происходящему, повышает интерес воспитанников к познавательной деятельности.