Конспект опытно-экспериментального занятия с детьми подготовительной к школе группы: «Эксперименты с содой» Цель: обучение детей методу исследования с помощью элементарного экспериментирования. Задачи: дать детям элементарные представления о соде; познакомить с наукой химией, профессией химик-лаборант; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, наблюдательность, умение делать выводы, анализировать; воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире. Оборудование и материалы: сода, бутылочки с водой, сахар, варенье, уксус, лимонная кислота, воздушный шарик, сухой краситель, средство для мытья посуды, микроскоп, фото химиков-лаборантов, стаканы, блюдца, ложки, воронка, фартуки, шапочки, нарукавники. Ход занятия: Воспитатель. Ребята, я вас приглашаю в научную лабораторию, и мы с вами отправимся в путешествие, которое ведет к открытиям. А начнем его с науки химии. Химия изучает такие превращения, в результате которых получается что-то новое. Людей, которые проводят химические опыты, называют химикамилаборантами (показ фото). Хотите побывать в роли химика-лаборанта? Дети. Да. Воспитатель. В лаборатории есть всё необходимое для этого. Но сначала давайте повторим правила поведения в лаборатории. 1. Работать в лаборатории нужно в специальной одежде (А мы ее уже надели). 2. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно. 3. Не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество. А теперь давайте пройдем к столам. Опыт № 1. Воспитатель. У каждого из вас на столе стоит бутылочка с водой и баночка с вареньем. Это два вещества: вода и варенье. Как вы думаете, из этих двух разных веществ можно сделать другое вещество? Как это можно сделать? Давайте соединим эти два вещества. А теперь возьмите чайную ложку и размешайте. Какое новое вещество у нас получилось? Дети. Морс. Воспитатель. Да, ребята, мы получили морс. А что такое морс? Дети. Морс – это освежающий напиток из сока ягод с добавлением сахара. Морс очень полезный. Опыт № 2 Сегодня я познакомлю вас с пищевой содой. (Показ соды). Сода – это порошок белого цвета, состоит из мелких кристалликов и не имеет запаха. Соду используют в самых различных домашних делах, например, для выпечки. И, прежде чем, мы начнем проводить опыты с пищевой содой, давайте ее рассмотрим. И убедимся в том, что она действительно состоит из мелких кристалликов. Подойдите к столу и рассмотрите соду в микроскоп. Из чего состоит сода? (Из маленьких песчинок, кристалликов). Мы с вами рассматривали кристаллы сахара. Какие кристаллы крупнее – соды или сахара? (Кристаллы сахара крупнее). Воспитатель. Какой вывод мы можем сделать? Дети. Сода состоит из кристаллов, и они мельче, чем кристаллы сахара. Опыт № 3 А теперь пройдите к своим столам для проведения опыта. У вас на столах стоят стаканы с холодной водой и пищевая сода. Я предлагаю вам в стакан с холодной водой высыпать чайную ложку соды, размешать ее и внимательно понаблюдать за тем, что происходит. Воспитатель. Какой вывод мы можем сделать? Дети (вывод): Сода просто растворилась в воде. Воспитатель. Таким раствором можно полоскать горло, а можно даже пить. Опыт № 4 А сейчас проверим, что будет, если положить соду в горячую воду. Но это буду делать я, так как вода очень горячая. (Наливаю из термоса горячую воду). В стакан с горячей водой высыпаю столовую ложку соды и внимательно наблюдаем за тем, что происходит. Дети. Выделяются пузырьки. Воспитатель. Сода-тихоня превратилась в опасного монстра, она шипит и бурлит, появились пузырьки! Воспитатель. Какой вывод мы можем сделать? Дети (вывод). Сода в холодной воде просто растворилась, ею можно полоскать горло и даже пить, а в горячей воде стали выделяться пузырьки, сода шипит, и такую воду пить категорически запрещено! Опыт № 5 Воспитатель. А теперь будем делать газировку в процессе химической реакции. В стакан с водой я вам наливаю лимонный сок, он нам необходим для опыта. А вы насыпьте в свои стаканы 1 чайную ложку сахара и размешайте. Теперь самое главное: положите 1 чайную ложку соды. Что происходит? Дети. Огромное количество пузырьков и вода шипит. Воспитатель. Так какой вывод? Вывод: когда лимонный сок в воде соединяется с содой – появляются пузырьки газа, и вода начинает шипеть. Поэтому этот напиток называется газированным. После реакции можно пить газировку. Опыт № 6 Воспитатель. Следующий опыт я проведу сама, потому что в нем используется уксус – опасное вещество. И вам это вещество категорически трогать запрещено. Даже нам взрослым с ним нужно обращаться очень осторожно. Я беру пустую бутылочку и наливаю немного уксуса, а в воздушный шарик насыпаю две ложки соды и надеваю шарик на горлышко бутылки, так, чтоб сода не высыпалась. А теперь внимание! Осторожно приподнимаю шарик, чтоб сода высыпалась в бутылку с уксусом. Что происходит? Дети. Шарик надулся. Воспитатель. Этот опыт показывает, что сода и уксус соединились вместе и стал выделяться газ, с помощью которого и надулся шарик. Опыт № 7 Воспитатель. А сейчас вы проведете опыт, который называется «Цветной вулкан». Возьмите две чайные ложки соды и насыпьте в пустой стакан. Я добавлю вам сухого красителя и налью немного средства для мытья посуды, а вы перемешайте. А теперь внимание! Сделайте шаг назад, а я добавлю уксус. Вулкан тут же просыпается, из горлышка стакана начинает валить ярко окрашенная пена. Вывод: этот опыт наглядно показывает взаимодействие соды и уксуса. Сода и уксус соединились вместе, и получилась такая реакция, похожая на извержение вулкана. Итог: Все дети подходят к воспитателю. Воспитатель. Ну что, ребята. Мы сегодня побывали в роли химиковлаборантов. Вам понравилось? Что нового и интересного вы узнали? Дети: Ответы детей. Воспитатель. А еще мы познакомились с новым веществом – пищевой содой. Наши опыты показали, что сода взаимодействует с различными веществами, мы увидели, что с ней происходит в разных ситуациях. Желаю вам продолжить экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного! Спасибо! Чеботаренко С.В., Квашенко Л.М. Эксперименты с содой: занятие в старшей группе // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 23.01.2022).