методическая разработка Самсонова О.А,, Яблонских С.В.

МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 466
Методическая разработка
«Центр речевого развития в группах компенсирующей направленности
«Будем говорить правильно»
Учитель-логопед: Самсонова Ольга Александровна,
первая квалификационной категории
Старшая группа для детей с задержкой
психического развития
.

Пояснительная записка
1.Возрастная группа дошкольников.
Дети старшего возраста 5-6 лет с задержкой психического развития
2.Особенности детей группы, влияющие на подбор содержания центра
речевого развития.
Дети с задержкой психического развития - многочисленная категория,
разнородная по своему составу. Большинство из них имеют различные
сопутствующие диагнозы (РАС, гиперактивный синдром и пр.), многие дети –
инвалиды-детства.В структуре отклоняющегося развития отмечаются как
признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и
признаки ее функциональной незрелости. Вариативность отклонений в
развитии воспитанников имеет широкий диапазон: от состояния,
пограничного с умственной отсталостью - до «педагогической запущенности»
или легких проявлений социальной дезадаптации.
3.Значение центра в развивающей среде группы для детей с задержкой
психического развития.
Наш центр «Будем говорить правильно» – это один из нескольких
специализированных
центров,
обеспечивающий
речевое
развитие
дошкольников с задержкой психического развития старшего возраста в нашей
группе. Он создан давно, но имеет и стратегический характер (т.е. указывает к
чему надо стремиться в работе с детьми), и тактический (т.е. раскрывает путь
к желаемому результату). Суть результата работы центра совпадает с целью и
задачами адаптированной образовательной программы и позволяет отследить
показатели уровней развития речи детей. На протяжении двадцати четырех
лет совместной работы учителя-логопеда и воспитателя, его содержимое
постоянно обновляется и трансформируется в целях развития речи и
психических процессов детей с задержкой психического развития.

Основные задачи развивающей коррекционной работы речевого центра
«Будем говорить правильно»:
- развитие словаря ребёнка;
- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам
словообразования, формирование грамматически правильной речи);
- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов,
пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и
поговорками, стихами);
- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания,
развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи
чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами
речи);
- подготовка к обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и
синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения);
- развитие мелкой моторики и графомоторной функции;
- знакомство с художественной литературой.
4. Планируемые результаты и показатели речевого развития
дошкольников.
заключается в реализации следующих задач:
- социальная адаптация детей в коллективе;
- развитие речи и речевого общения (решение в единстве задач языкового и
коммуникативного развития);
- формирование коммуникативных способностей и умения сотрудничать;
осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;
- обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в
массовые школы;
- создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для
обогащенной, разнообразной деятельности детей.

Структура и оснащенность центра речевого развития «Будем
говорить правильно» в старшей группе № 5а для детей с задержкой
психического развития.

Рисунок 2Речевой центр

Речевая развивающая среда способствует реализации следующих
факторов:
- восприятие речи взрослых, диалог между взрослым и ребенком;
- наблюдение за языком;
- вовлеченность в активную речевую среду детей обеспечивает высокий
уровень речевой активности;
- создает благоприятные условия для формирования речевых умений и
навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в
самостоятельной деятельности;
- способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в
естественной обстановке живой разговорной речи.
Цель речевого центра:
способствовать созданию оптимальных условий для организации предметноразвивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и
коррекции речи детей.

Работа организованного нами речевого центра и построения речевой
развивающей среды группы направлена на реализацию следующих задач:
Задачи речевого центра:
- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
- обеспечение богатства сенсорных представлений;
- обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой
деятельности ребенка;
- обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых
реакций;
- обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой
системе;
- формирование фонематического восприятия и слуха.
- развитие артикуляционной моторики.
- закрепление навыков правильного произношения звуков;
- закрепление навыков, полученных на занятиях;
- активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических
категорий;
- развитие связной речи;

- развитие мелкой моторики.
Рисунок 3Дети играют в центре речевого развития группы

Речевая развивающая среда:
- создает благоприятные условия для формирования речевых умений и
навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в
самостоятельной деятельности;
- обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
- способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в
естественной обстановке живой разговорной речи.
Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал
для организации речевых игр. При работе с детьми старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития в центре речевого развития есть
игры, пособия для разных сторон речевой деятельности ребенка.
Развитие словаря:

Альбомы предметных картинок, каталог предметных карточек для
индивидуальной работы по лексическим темам;
каталог сюжетных картинок для индивидуальной работы по лексическим
темам. Игры – лото на развитие словаря.
Формирование грамматического строя речи:
- альбомы: «Грамматика для дошкольников» Н.Созонова, Е Куцина,
«Читать раньше, чем говорить», «Говорим правильно», «Логопедический
альбом»
- материалы для формирования лексико-грамматических категорий («Кто где
живет?», «Раньше - позже», «Фразовый конструктор», подборка игр по
тематическому
планированию),

Звуковая культура речи:
-пособия для проведения артикуляционных, фото-артикуляционных
упражнений, альбомы артикуляционных гимнастик;
-пособия для развития дыхания (тренажеры, надувные игрушки, мыльные
пузыри, мелкие кегли, шарики, вертушки, свечи, свистки, дудочки);

Развитие фонематических процессов: «Звуковые клоуны», «Звуковички-

речевички»
-разнообразные дидактические, настольно-печатные игры
Для развития связной речи: игры по лексическим темам (Игра «Волшебная
палочка», «Домашние и дикие», «Накорми животное», «Одежда», «Птицы –
зимующие, перелетные», Лото Насекомые, Лото «Грибы», Лото «Ягоды»,
Парные картинки: «Животные, Растения, Птицы»
Материал по обучению грамоте: магнитная доска, наборы магнитных букв,

кассы букв и слогов,
Рисунок 4 пазл"Алфавит"

Азбука настенная. Дидактическая игра «Буква за буквой», «Азбука в
картинках», «Какая буква в окошке?», наглядно-дидактическое пособие «ОН,
ОНА, ОНО, ОНИ» (автор Г.А.Ванюхина). Пазл «Алфавит»
Игры для развития мелкой моторики рук (Геоборд, мазайки,

пазлы, шнуровки,
застежки). Мы стараемся чтобы наши игры и пособия носили
полифункциональный характер, и ими можно было играть в разные игры.
Хозяйками и главными героями нашего речевого центра являются
«ЗВУКОВИЧКИ-РЕЧЕВИЧКИ», картонные куколки с артикуляционными
укладами и одеждой в соответствии с обозначением звуков (гласные –
согласные, мягкие- твердые, звонкие- глухие) которые всегда «встречают»
своих друзей.

Рисунок 5 «Звуковички - Речевички»

Глядя на артикуляционный уклад кукол, детям так и хочется говорить,
смотреть на себя в зеркало, выполняя знакомые артикуляционные
упражнения, рекомендуемые учителем-логопедом («Улыбка-трубочка»,
«Вкусное варенье», «Часики» и т.д).

Для развития мелкой моторики, связной и диалогической речи в центре
речевого развития есть мягкие дидактические игрушки, сделанные своими
руками:
 «Чудо-дерево» - это мягкая игрушка- панно в форме дерева с липучками
в виде осенних листьев, снежных сугробов, весенних цветов и листьев
летних плодов. Дети используют эту игрушку в самостоятельной
игровой деятельности, придумывают свой сказочный сюжет по
временам года, тем самым у них активизируется словарный запас.
 Пальчиковые театры- «Репка», «Теремок» сшитые родителями
используются в игровой деятельности, дети развивают мелкую
моторику рук и связную речь.
 Пальчиковый театр из бросового материала «Зверюшки – Говорушки»
для
развития
звукоподражания
у
неговорящих
детей.

Рисунок 6Пальчиковый театр "Зверюшки- говорушки"



Игра «ГЕОБОРД», для моделирования букв, геометрических фигур,
пространственных узоров с помощью резинок, тем самым у детей

развивается мышление, речь, пространственная ориентация и мелкая

моторика рук
Рисунок 7 Игра "Геоборд"



Речевой центр в группе расположен рядом с книжным центром.

Рисунок 8 Книжный центр- Библиотека

Для формирования связной речи, мы используем сказки, авторами которых
являются дети, с помощью родителей создаются очень занимательные
истории. Это стало уже традицией в нашей группе. Дети с большим
удовольствием приносят в детский садик книжки-самоделки («Дед Мороз и
Волк», «Яблоко и Дед Мороз»), а также книжки -альбомы, сделанные в
процессе проектной деятельности («Почему нельзя есть снег», «Где живут
герои сказки «Теремок» - подборка о героях сказки). Лепбук «Белый

медведь». Книжки являются хорошим средством активизации творческих
проявлений детей и упражнением для речи. Дети «озвучивают»,
воспроизводят тексты, используя свои средства выразительности речи.
ФОТО
При работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития в центре речевого развития есть игры, пособия,
демонстрационный
материал
по
лексическим
темам.

Рисунок 9 Пособие "ОН, ОНА, ОНО, ОНИ"

В нашем центре так же имеются дидактические игры, сделанные своими
руками: Игры для формирования звукопроизношения и фонематического
слуха
(«Логопедический магазин» – на определение места звука в слове»,

Рисунок 10 "Логопедический магазин"

«Волшебная.палочка» - знакомство с геометрическими фигурами,
знакомство со свойством магнита, развитие речи по речевым темам.)

Рисунок 11 "Влошебная палочка"

2. Игры на дифференциацию звуков («Логопедическое лото», «Звуковые
часы»)
3. Серии картинок для установления последовательности событий (сказки,
«Гуси- лебеди», «Три поросенка», «Теремок», «Репка», литературные
сюжеты)
Особое место в нашем центре занимает методическая литература и игры,

Рисунок 12 Игра Подбери пару, по теме "Игрушки, Расставь посуду по теме «Посуда»"

которые в условиях реализации ФГОС подбираются нами по принципу
тематического планирования.
Развитие связной речи идет также через творческие формы
работы (использование метода мнемотехники, схем-моделей)»
На разных этапах и в зависимости от индивидуальных особенностях детей,
мы используем различные приёмы наглядного моделирования: пиктограммы,

мнемотаблицы.

ФОТО
Игры на развитие фантазии и словесного творчества
Игра «увеличение-уменьшение» «Иваны – великаны и мальчики с пальчик»
Игра «старая сказка на новый лад»

«Придумай историю»
«Нелепицы» Волшебная палочка, шкатулка с героями сказок,
Придумать необычное существо и рассказать о нем
Картинки с нелепицами.
В сочетании с традиционными методами по коррекции речи (наглядные,
словесные, практические), мы внедряем и нетрадиционные методы:
- метод наглядного моделирования, который помогает ребенку зрительно
представить абстрактные понятия (звук, слово, предложения). ФОТО
- элементы психогимнастики для коррекции интонационной
выразительности у детей, для преодоления барьеров в общении со
сверстниками и взрослыми.
Для детей с РАС мы также подбираем материал и игры позволяющие
расширить пассивный словарь, общий кругозор, пытаемся научить их

пользоваться «ПЕКСАМИ», пособием «Я ХОЧУ» для формирования
пассивной фразы.

.
Рисунок 13 ПЕКСЫ "Режим дня"

Рисунок 14 Пособие "Я хочу" для формирования пассивной фразы у детей с РАС.

Содержание речевого центра «Будем говорить правильно» в старшей
группе с задержкой психического развития.
 Уголок книги – библиотека 7-8 книг различной тематики и
жанров (может
быть
книги
одного
наименования,
но
иллюстрированные разными художниками). 1 раз в квартал
оформляются тематические выставки с рисунками детей на заданную
тему
 Портреты писателей в соответствии с программой
 Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике.
 Книги, созданные на рисунках детей на темы произведений детских
писателей.
 Портреты художников – иллюстраторов.
 Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического
строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.

Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия».
 Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по
порядку и составь рассказ».
 Азбука букв различной фактуры.
 Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
 Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму
 Игры на развитие ручной умелости. Дыроколы, Кристаллы, мазайки.
 Картотека словесных речевых игр.
 Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.
 Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки
проволока, камушки, песок, пластилин и др.).
 Заготовки для штриховки, кодирование, трафареты, перфокарты.
 Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки,
слоговые линейки.
 Иллюстрации о памятниках и музеях старины (Москва, Екатеринбург).
 Карта России, где отмечены флажками города.
Мы считаем, что речевая развивающая среда – это, особым образом
организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие
разных сторон речи каждого ребенка.


Литература:
1. Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н.П. Моделирование
развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. ФГОС ДО

Методическое пособие" / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2015. –
128 с. (Управление детским садом).
2. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском
саду. Принципы построения, советы, рекомендации: Методическое пособие
для педагогов ДОУ. – СПб.: «ДетствоПресс», 2005. – 192 с.
3. Цквитария Т.А. В помощь старшему воспитателю. Книга 2: Диагностика,
предметно-пространственная среда. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
(Управление детским садом).
4. Интернет-ресурс: Леонтьева Е. В. Предметно – пространственная
развивающая среда и речевая деятельность старших дошкольников с ОНР в
свете введения ФГОС ДО. http://nsportal.ru/
5. Интернет-ресурс: Новикова А. Предметно-развивающая среда для
познавательно-речевого развития воспитанников http://www.maam.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».