Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 466 ОГРН № 1026602319952 ИНН/КПП 6658078261/665801001 ___________________________________________________________________________ 620109 г. Екатеринбург, ул. Заводская д. 17а, 17 6 телефон/факс 8(343)308-00-91 телефон 8(343)308-00-92 e-mail: mdou466@ekadm.гu сайт: https://466.tvoysadik.ru/ страница ВК: https://vk.com/public216961353 ПРИНЯТО: Педагогическим советом МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 466 Протокол № 1 от 30.08.2023 УТВЕРЖДАЮ: И.о Заведующий МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 466 А.О.Вершинина Приказ № 4 6 - о от 30.08.2023 Учебный план комбинированной группы компенсирующей направленности г.Екатеринбург Пояснительная записка к учебному плану Нормативные основания составления учебного плана Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского компенсирующего вида № 466 (далее МБДОУ) разработан в соответствии со следующими документами: 1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» 3. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей” 4. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847) «Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно методических материалов в целях реализации образовательной программы дошкольного образования» 2022г. 5. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1022 Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 N 72149) 6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрирован в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) 7. СанПиН 1.2.3685-21 - Санитарные правила и нормы 2СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62296), действующим до 1 марта 2027 года. 8. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 - СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года № 32 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 11 ноября 2020 г., регистрационный № 60833), действующим до 1 января 2027 года. 9. СП 2.4.3648-20 - Санитарно-эпидемиологические требования Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 года. 10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19). (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении СП 3.1/2.4. 3598 - 20); 11. Устав МБДОУ детского сада компенсирующего вида № 466 Программно-целевые основания, положенные в основу Учебного плана Основными задачами учебного плана: 1. Регулирование объема образовательной нагрузки. 2. Реализация ФОП. При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; принцип научной обоснованности и практической применимости; принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе 3 реализации, которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построение образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы. Учебный план МБДОУ разработан в соответствии с Образовательной программой дошкольного образования с 6 до 7 лет с учетом социального заказа семьи; возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; комплексных и парциальных программ и технологий, дополняющих содержание образовательной деятельности. Обязательная часть Программы сформирована в соответствии с ФГОС ДО с учетом УМК Примерной основной программы дошкольного образования и ФОП ДО. Часть, формируемая участниками образовательных отношений программы, включает комплекс парциальных программ и методических пособий, дополняющих содержание образовательной деятельности в одной или нескольких образовательных областях. Для реализации ФОП ДО в части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом запросов родителей и особенностей развития и интересов детей дошкольного возраста предусмотрено: парциальная программа «Воспитание ребенка-дошкольника: РОСИНКА» В.Н. Зимонина; парциальная программа по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. 2012 год обогащение содержания Образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»; по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И.Плаксиной; парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет», О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О. В. Закревская, дополнение содержание обязательной части основной образовательной программы 4 с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий. Организация деятельности учителя-логопеда в течение учебного года по сопровождению детей с речевыми нарушениями определяется задачами образовательной программы детского сада, рабочей программы. Направления деятельности учителя-логопеда диагностическое (осуществление мониторинга), коррекционно-развивающее, информационно-методическое. Деятельность учителя-логопеда направлена на выявление и преодоление отклонение в развитии устной речи детей дошкольного возраста, развитие личностных, интеллектуальных качеств ребенка. При использовании разнообразных форм, приемов, методов и средств решаются следующие задачи: развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками; развитие всех компонентов устной речи ребенка (звукопроизношение, лексика, грамматический строй, связная речь) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи; - формирование общей культуры личности, социализации. В итоге обеспечивается уровень подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению на следующей образовательной ступени. Список детей, нуждающихся в совместной образовательной деятельности по коррекции и развитию речи с учителем-логопедом(дефектологом), утверждается ГПМПЦ «Радуга». Основными формами организации логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста является индивидуальная и подгрупповая коммуникативная деятельность, количество и продолжительность которой зависит от степени тяжести речевого дефекта, психофизических, возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей (до 15 минут). Работу с детьми учитель – логопед(дефектолог) проводит за счет сокращения нагрузки на непрерывную образовательную деятельность по коммуникативной деятельности детей. Данный выбор программ обеспечивает целостность образовательной работы и содействует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Содержание комплексной и парциальных программ способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям: физическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие. 5 Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений; количественные характеристики определены с учетом СанПиН 1.2.3685-21). Учебный план МБДОУ соответствует Уставу, реализуемому учебнометодическому комплекту (далее – УМК), отражает образовательные области, виды образовательной деятельности и виды деятельности детей, предусмотренные ФОП ДО, гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием. Учебный план МБДОУ является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной деятельности (далее НОД), при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. Образовательный период начинается с 01 сентября и заканчивается 31 мая. Дошкольное образовательное учреждение работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников. На 01.09.2023 года в МБДОУ детском саду компенсирующего вида № 466 функционирует 1 группа для детей с ООП. В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО) в группах для детей дошкольного возраста составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участникамиобразовательных отношений, не превышает 40%. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает взаимодополнение в содержание образовательных областей; отражает специфику дошкольного образовательного учреждения; позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать национально-культурные, демографические, климатических условия, в которых осуществляется образовательная деятельность. В соответствии с ФОП ДО в обязательной части учебного плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию 5 образовательных областей, с выделением видов детской деятельности и основными направлениями реализации образовательных областей. 6 Структура учебного плана образовательной деятельности В основе проектирования и моделирования образовательного процесса с детьми дошкольного возраста лежит принцип комплексно - тематического построения ФОП ДО на основе примерного календаря праздников. Образовательная деятельность с детьми групп раннего возраста организуется на фоне игры в соответствии с тематическими блоками сочетается с ежедневно повторяющимися мероприятиями (групповыми традициями), включающими в себя: чтение детям художественных произведений; подвижные игры и игровые упражнения; на прогулке наблюдение в природе, совместный труд, подвижные игры; формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания; познавательно– речевые мероприятия (комментирование происходящего, совместная деятельность детей и воспитателя с дидактическими пособиями и игрушками). В свободную деятельность детей включает: различные игры по выбору детей; упражнения по развитию мелкой моторики; свободная двигательная деятельность; конструирование; манипулирование и игры с сенсорными материалами и т. д. 7 Учебный план образовательной деятельности в группах коррекционной Образовательная область Познавательное развитие Социально Коммуникативное развитие Речевое развитие Художественноеэстетическое развитие Физическое развитие Итого Вид деятельности детей Периодичность в неделю (кол-во раз и колво минут) Средняя Старшая Подготовительная Обязательная часть образовательной программы Сенсорика, окружающий 2/40мин 2/50мин 3/120мин мир, математика, познавательноисследовательская деятельность Коммуникативная деятельность, игровая деятельность Восприятие художественной литературы, фольклора Изобразительная деятельность, рисование Аппликация, лепка Конструирование Музыкальная деятельность Двигательная деятельность ежедневно в совместной деятельности 1/20мин 2/50мин 2/60мин 1/20мин 2/50мин 2/60мин 1/20мин 1/20мин 2/40мин 1/25мин 1/25мин 2/50мин 1/30мин 1/30мин 2/60мин 3/60мин 3/75мин 3/90мин 11/ 13/ 14/ 450мин 220мин 325мин ФОРИМРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ Физическое Воспитание ребенка ежедневно в ходе развитие -дошкольника. непрерывной и Расту здоровым совместной парциальная образовательной программа деятельности «Росинка» (Зимонина В.Н.) Социально Формирование основ 20мин 25мин 30мин личностное безопасности развитие жизнедеятельности Парциальная программа «Безопасность» (Стеркина,Авдеева) Расширение и углубление содержания ежедневно в ходе совместной обязательной части ООП ДОспецифики образовательной деятельности национальных, социокультурных и иных условий – парциальная образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет», О. А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О.В. Закревская. направленности