Полифункциональное, мобильное пособие «Разноцветный городок» Даньшова Лариса Андреевна -Учительдефектолог, учитель-логопед. Журавлёва Татьяна Владимировна Воспитатель. I. Введение: Очевидна актуальность проблемы воспитания у дошкольников интереса к развивающим играм как к источнику формирования целостной картины мира, определяется необходимость разработки специальных развивающих пособий по развитию осязательного восприятия, мелкой моторики, речи для слепых и слабовидящих детей, участия самих детей и родителей в создании, пополнении пособий. Способом приобщения воспитанников к использованию предметов, игровых пособий в самостоятельной и непосредственно образовательной деятельности стало создание и активное применение многофункционального, мобильного пособия, помогающего решать не только образовательные, развивающие, но и коррекционные задачи. - определить проблему; Помочь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. - общие планируемые результаты в соответствии ФГОС. Предполагаемый результат: - развивать познавательный интерес и любознательность, активное желание узнавать новое в окружающем мире - владеть достаточным словарным запасом. Свободно общаться с педагогом, родителями, сверстниками. - сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов. - выразительно читать стихотворение, пересказывать отрывок из сказки, рассказа. - драматизировать небольшие литературные произведения. - создавать модели из различного вида конструктора по рисунку и словесной инструкции. - моделировать предметно-игровую среду. - лепить различные предметы, создавать индивидуальные и коллективные рисунки на темы литературных произведений. - в игровой деятельности проявлять самостоятельность, толерантность, творческое воображение и инициативу. II.Содержание: - цель практики; Расширять познавательный интерес через внедрение полифункционального пособия, создание благоприятных игровых условий для полноценного проживания ребенком с нарушением зрения дошкольного детства, обеспечении коррекции нарушения развития детей, оказания им квалифицированной помощи. - задачи практики; - создать благоприятную, познавательную среду для детского взаимодействия в игровом центре «Разноцветный городок», способствующую развитию зрительного восприятия, мышления, речи, творческих способностей и воображению. - повысить эффективность работы по приобщению детей к совместной игровой деятельности путём создания разнообразных объектов пособия «Разноцветный городок» при взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. - обогатить сенсорный опыт посредством: развивающих дидактических игр, рельефно-графических пособий, художественно- творческого процесса. - активизировать использование слов и словосочетаний: сказка, сказочные герои, литературные персонажи, смысл произведения. - совершенствовать стиль партнёрских отношений с детьми других групп и семьями воспитанников и педагогами МБДОУ. - целевая группа; старший дошкольный возраст 5-6 лет - содержание деятельности по реализации практики; Благодаря разработанному нами авторскому пособию «Разноцветный городок» у детей улучшилось развитие познавательных и мыслительных процессов. В результате организации педагогического сопровождения при проведении коррекционно-образовательных мероприятий игры с разнообразным наполнением (макеты, схемы, игры с роботом-пчёлкой, конструктор и т.д) стали активно использоваться воспитанниками, объединив вокруг себя семью, ребёнка и детский сад. У воспитанников наблюдается положительная динамика развития: дети проявляют любознательность в процессе игры, активно используют игры с конструктором, изменяя и дополняя пространство готовыми моделями. Дети стали принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умения и опыт. У детей активно формируется толерантное отношение друг к другу, навыки социального поведения, способность оценивать собственные чувства и чувства других, развиваются творческие способности и разговорная речь. У воспитанников возросла познавательная активность, повысилась мотивация к работе в учебной деятельности. Ш. Результаты апробации практики: - описать опыт применения практики; «Разноцветный городок» - это мобильная игровая площадка, в которой несколько вариантов для моделирования игровой ситуации: «Перекрёсток», «Детская площадка», «Зоопарк», «Озеро», «Ледовый городок» и т. д., они являются частью городской среды, меняющиеся в зависимости от времени года и в соответствии с учебным планом. Выстраивая сюжетную линию игры, дети выбирают атрибуты, соответствующие игровой ситуации – мелкие игрушки-персонажи, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них. Конструируют здания, постройк деталей конструкторов или содержимого домиков, либо используют уже готовые. Моделируют игровое пространство предметами городской среды ( скамейка, фонтан, песочница), загородной-деревенской среды (будка, грядки и прочее) и воображаемой среды (динозавры, инопланетные существа) и т.д. Основные атрибуты пособия-домики, выполненные из разнообразных материалов, расписанные и оформленные педагогами группы и родителями воспитанников, в разных стилистических решениях. Их содержимое предназначено для использования в образовательной деятельности и в свободное время. Домики имеют различные наполнения: В «Шапочном домике» «живут» разноцветные, мягкие, пушистые, маленькие шапочки их дети надевают на пальчики, запоминая их названия. Закрепляют знания цветов и оттенков, используют на занятиях по математике, развитии речи. В «Тактильном домике» размещены полоски с разнообразной поверхностью, с их помощью дети учатся различать материалы (бумага, ткань, дерево) развивают тактильные ощущения. В «Шнурочном домике» находятся разные по длине и цвету шнурки, дети скручивают, раскручивают, используют их для измерения длины и ширины предметов. Развивая моторику, цветовосприятие, закрепляя понятие "длиннее - короче". Внутри "Палочного домика" много разноцветных палочек с их помощью дети выкладывают дорожки от домика к домику, плоскостные изображения геометрических фигур и предметов. «Пуговичный» и пуговицами и «Резиночный» - заполнены разнообразными резиночками, которые дети используют, выкладывая изображения по схемам, где дети учатся работать сообща. «Звучащий домик» заполнен предметами, издающими различные звуки: бусинки, болтики, крупа, они закрепляя понятие "тихо-громко". развивают слуховое восприятие, В «Сказочном домике» спрятались и ждут своего часа маленькие игрушки-сказочные герои, с ними дети придумывают и разыгрывают знакомые сказочные сюжеты. "Буквенный и Цифровой" с мягкими буквами и цифрами ручной работы, незаменимые нашими помощниками в закреплении и различении букв и цифр. Содержимое "Лего-домика и Строительного" активно используется детьми, развивая и закрепляя конструктивные навыки. А "Домик Времени" наполнен карточками с изображением времён года, частей суток, цветными человечками ручной работы – днями недели, которые помогают усвоить временные понятия. В городке есть домики "Светофорчик и Расписной ", в них живут дорожные знаки с дорожной разметкой, знакомящие с правилами дорожного движения и символами России (флаг, герб, медведь, матрёшка и т.д) и элементами народного творчества. Наполнение «Душистого домика» - помогает, детям с нарушением зрения активно использовать обоняние как источник дополнительной информации о предметах, веществах, явлениях и действиях. В играх с душистым домиком мы знакомимся с различными запахами, "живущими" в колбочках. Учимся их дифференцировать, находить и узнавать источник. Домик «Лесных гномиков»- картинки с изображением времен года, природных явлений, диких животных и т.д Содержимое домика помогает разобраться ребёнку в многообразии природного и животного мира. IV.Перспективы использования данной практики. Благодаря разработанному авторскому пособию «разноцветный городок» у детей улучшилось развитие познавательных и мыслительных процессов, появился интерес к миру запахов, они научились различать и распознавать их. В результате организации педагогического сопровождения при проведении коррекционно-образовательных мероприятий игра с макетом стала одной из любимых игр воспитанников, объединив вокруг себя семью, ребёнка и детский сад. У воспитанников наблюдается положительная динамика развития: дети проявляют любознательность в процессе игры, активно используют игры с конструктором, изменяя и дополняя пространство готовыми моделями. Дети стали принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умения и опыт. У детей активно формируется толерантное отношение друг к другу, навыки социального поведения, способность оценивать собственные чувства и чувства других, развиваются творческие способности и разговорная речь. У воспитанников возросла познавательная активность, повысилась мотивация к работе в учебной деятельности. Уникальность функциональности пособия состоит воспитанниками в простоте усвоения его с разными образовательными возможностями, а также бюджетности изготовления. Использование его в рамках «Лаборатории сказок» обогатило содержание библиотечных занятий, сделав чтение книг увлекательным событием для детей.