Практика_Кирьянова

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ
КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ
ЗРЕНИЯ.
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Введение
В последние годы в Российской Федерации произошли существенные изменения в
образовательной политике, реализуемой в отношении лиц с ограниченными
возможностями здоровья. Главная задача дошкольного учреждения на современном этапе
- обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и
соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и
государства.
Базисный целевой ориентир оценки качества деятельности дошкольного
образовательного учреждения определяется в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
В
современных условиях на специальное (коррекционное образование возлагаются задачи
не только обучения и воспитания детей с ОВЗ, но и их наиболее полноценной
социализации и интеграции в современное общество и экономику. Позитивная
социализация становится приоритетным направлением в развитии специального
(коррекционного) образования дошкольников с ОВЗ.
Специальным образом организованная, целенаправленная и систематическая
коррекционно-педагогическая работа (в теснейшей взаимосвязи с лечебновосстановительной) должна помочь детям с нарушенным зрением максимально
приблизиться в своих возможностях к нормально видящим сверстникам во всех сферах
деятельности: игровой, бытовой, учебной, трудовой.
Немаловажным условием успешной социализации детей с нарушением зрения
является овладение ими новыми способами познания мира, а именно получение
информации
с
помощью
информационно-коммуникационных
технологий.
Информатизация общества ставит перед педагогами задачу: стать для ребенка
проводником в мир новых технологий, сформировать основы информационной культуры
личности ребенка, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность
родителей.
Актуальность. Стремительное развитие информационных технологий приводит к
их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу
образования. Традиционные для методики обучения демонстрационные и иллюстративнообъяснительные формы предоставления информации постепенно заменяются
современными мультимедийными, объединяющими различные форматы текста, звука,
графики и видео. Инновационные технологии стимулируют у детей активные,
самостоятельные формы приобретения знаний, по возможности, тем самым повышая
творческую и интеллектуальную составляющие познания мира. В результате изучения
проблемы мной были выявлены противоречия:
•
между стремительным развитием информационных технологий и материальнотехническим обеспечением учреждения, которое не соответствует современным
требованиям;

• между существующей информационно-коммуникационной образовательной средой и
эффективностью использования ее потенциала с целью удовлетворения запросов
участников коррекционно-образовательного процесса.
В связи с этим обозначена проблема: поиск новых программно-методических,
предметно-пространственных,
педагогических
условий,
форм
взаимодействия,
современных технологий и средств с целью повышения эффективности, и качества
коррекционной работы с детьми с особыми образовательными возможностями.
Цель деятельности: формирование у детей с нарушением зрения новых способов
познания
мира
посредством
использования
современных
информационнокоммуникационных технологий.
Для реализации данной цели решались следующие задачи:
 разработать и внедрить систему интерактивных игр, обеспечивающих повышение
эффективности коррекционно-образовательного процесса;
 модифицировать развивающую предметно-пространственную среду с помощью
технических средств, как условие позитивной социализации дошкольников;
 включить родителей воспитанников с нарушением зрения в единое
образовательное пространство как полноправных и активных участников
педагогического процесса.
 повысить эффективность коррекционного обучения, применяя современные
методы обучения и технические средства.
Созданию условий, способствующих успешной социализации детей с нарушением
зрения посредством применения информационно-коммуникационных технологий в
коррекционно-развивающей работе.
Использование ИКТ в дошкольном образовании детей с нарушениями зрения
обладает многомерной педагогической эффективностью, так как:
 Выступает в качестве начальной ступени в процессе подготовки ребенка к
овладению информационной деятельностью. Обеспечивая усвоение элементарных
умений использования компьютеров и преемственностью между дошкольным и
школьным информационным образованием;
 Обеспечивает дополнительные условия совершенствования полученных знаний и
умений дошкольников, обладает большим компенсаторным потенциалом:
 Делает Занятие привлекательным, современным и доступным.
По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные
технологии обладают рядом преимуществ:
 Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный
интерес, движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
 Предоставляется возможность индивидуализации обучения; ребенок сам
регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач; может
самостоятельно исправить ошибки.
 ИКТ позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть
в повседневной жизни (полет ракеты, погружение на дно океана, путешествие во
времени и др.);
Не следует забывать о том, что существует ряд требований по использованию
компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушенным зрением:

1. При формировании адекватных представлений об объектах, предметах и процессах
следует подбирать материал максимально приближенный к реальности, обеспечить
полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств
изучаемых объектов, их изменений и превращений.
2. Увеличивается масштаб изображений, учитывается цвет, яркость фона, удлиняется
время просмотра изображений, темп подачи материала может быть замедлен;
3. Желательно включать в презентации и игры подробное речевое сопровождение,
объяснительные моменты, а также звуковое сопровождение, звуки природы, голоса
животных и птиц, бытовые звуки, музыкальные произведения):
4. Занятия с использованием компьютерных технологий проводятся фрагментарно, при
этом обязательно соблюдаются условия для сбережения здоровья ребенка. Следует
дозировать зрительную нагрузку при работе с компьютером и интерактивной доской,
проводить глазные упражнения для снятия спазма аккомодации.
5. Нужно использовать новые модели компьютерной техники с щадящими параметрами
работы.
Формы использования информационно-коммуникационных технологий в
коррекционно-развивающей деятельности.
Один из удобных и эффективных способов представлений информации с
помощью компьютерных программ – мультимедийные презентации. в программе Power
Point. Использование мультимедийных презентаций вызывает у ребенка живой интерес,
является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что
способствует хорошей результативности занятия. Обеспечивается активность детей при
рассматривании, развиваются зрительное внимание, зрительная память и эмоциональная
отзывчивость.
В работе применяю как созданные
другими специалистами, так и собственные
презентации. Составила электронную картотеку
презентаций по лексическим темам, а также
сборник
познавательных
презентаций,
дополняющих программный материал
С помощью мультимедийных презентаций
разучиваю с детьми комплексы глазных
упражнений для снятия зрительного утомления.
На экране движутся персонажи или символы, за
которыми нужно следить глазами, сопровождается процесс стихами или музыкой.
Эффективным дополнением к традиционным методам подачи учебного материала
считаю показ обучающих видеороликов, фильмов, мультфильмов, разработанных
специально для дошкольной аудитории. Дети с нарушенным зрением могут увидеть и
услышать то, что в обычной жизни им недоступно. Совместно с воспитателями мной
составлена картотека обучающего видеоматериала: «Времена года», «Живой мир»,
«Ремесла», «Город мастеров», «Путешествие в космос», «Моя родина Россия» и др.
Широкие обучающие возможности предоставил нам программно-аппаратный
комплекс «Колибри». Использование этого оборудования позволила по-новому применять
в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные
игры, проблемные ситуации, творческие задания. Сочетание нескольких инструментов

воздействия (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет моделировать на занятиях
различные ситуации и среды.

Игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы,
активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения
материала. Важное преимущество использования интерактивной панели в детском саду –
возможность создавать и совершать виртуальные путешествия, придумывать и проводить
интегрированные занятия.
Программное обеспечение, применяемое в коррекционной работе.
1. Универсальная программа «Волшебная поляна» содержит в себе 19 игр, включающих
150 занятий, для общего развития, развития творческого мышления и психологической
разгрузки; а также дает возможность педагогу создавать свои занятия, делиться ими,
использовать для повышения профессиональных навыков.
2. Интерактивный тренажёр "Безопасность ПДД"
комплекс более чем из 200 интерактивных игр по изучению правил дорожного движения
для детей от 3-х лет. позволяет погрузить ребёнка в реальном времени, обеспечивая
управление в игре; условия, максимально приближенные к реальности, но полностью
исключающие опасные факторы. Это своего рода «симулятор»: дети становятся
участниками дорожного движения, изучают правила, сдают экзамены. И всё это в
подвижной форме. Сенсор движений «Кинект» считывает активность ребёнка и
транслирует его перемещение по экрану.
3. Программа "Страна чудес", представляет собой набор устройств, организующих целое
интерактивное пространство любого помещения в виде проекции больших размеров, с
возможностью управлять героем движениями своего тела. Восприятие информации
происходит сразу по трём каналам: визуальному, аудиальному, кинестетическому, и
чередуется с двигательной активностью детей, что способствует усилению
образовательного и эмоционального эффекта от игры или занятия.
4. Документ-камера – это специальное видеоустройство на штативе, которое позволяет
получить и транслировать в режиме реального времени четкое и резкое изображение
любых объектов на большой экран, в том числе и трехмерных. Слабовидящие дети могут

подробно рассмотреть даже очень мелкие предметы и их части- это значительно облегчает
процесс обучения.
5. Интерактивный редактор и игровой центр «Сова». (http://systemekb.ru/portalsova/) .На
всероссийском образовательном портале «Сова» созданном ООО «Интерактивные
системы» специально для педагогов всей России можно скачивать и использовать готовые
интерактивные игры, разрабатывать собственные интерактивные игры, викторины, тесты
и презентации, обмениваться опытом с другими педагогами, размещать публикации

В соавторстве с Даньшовой Ларисой Андреевной я разработала и внедрила в
коррекционно-образовательный процесс комплекс интерактивных игр направленных на:
 Развитие познавательной деятельности.
 Развитие зрительного восприятия, приемов зрительного наложения, соотнесения,
классификации;
 Формирование зрительно-пространственного гнозиса, ориентировки в
микропространстве;
 тренировку активной речи, фонематического восприятия и фонематического слуха.
Ко всем играм составлены технологические карты с подробным описанием содержания и
инструкцией по применению. Игры и технологические карты к ним размещены на портале
«Сова» и доступны для педагогов всей России.
Анализ эффективности применения информационно-коммуникационных технологий
в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.
Стабильная позитивная динамика уровня развития детей доказала и подтвердила
необходимость, важность и эффективность применения существующих и создание

оригинальных интерактивных форм обучения, которые способствуют развитию
познавательной активности дошкольников с нарушением зрения.
В результате реализации поставленных задач у воспитанников выявлены следующие
показатели:
 возросла познавательная активность, желание самостоятельно получать знания и
использовать их на практике;
 улучшилось качество аппаратного лечения глаз;
 активизировались компенсаторные механизмы на основе сохранных видов
восприятия, так как появились новые способы познания, что повысило качество
восприятия информации.
 Значительно возрос уровень овладения новыми способами получения информации
и интерес к технической стороне процесса создания интерактивных игр.
Перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в
коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ.
Педагог, умело и эффективно владеющий современными образовательными
технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально
иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
Такое построение обучения с использованием конкретных современных
образовательных технологий в моей педагогической практике не только намного облегчает
труд учителя-дефектолога, но и позволяет добиться значительно лучших и более
устойчивых результатов в работе с воспитанниками с нарушениями зрения.
Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса:
Педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории
пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус;
Повышается познавательная мотивация воспитанников, соответственно наблюдается
рост их достижений, дети с ОВЗ получают возможность овладеть новыми способами
познания мира, что формирует оригинальные компенсаторные механизмы;
Растет интерес родителей к деятельности ДОУ, уважительное отношение к
педагогам, они чаще прислушиваются к их советам, активнее участвуют в жизни группы,
становясь непосредственными участниками образовательного процесса.
В заключение хочется отметить, что грамотное использование информационных
технологий содержит огромный образовательный потенциал, поскольку позволяет
оптимизировать коррекционно-педагогическую работу, индивидуализировать обучение
детей с ОВЗ, облегчает процесс социализации и адаптации, тем самым обеспечивая им
успешный переход на следующую ступень образования


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».