Публикация для «Сборника лучших практик образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Тема: «Использование игротерапии и нетрадиционных техник ИЗОтворчества в практике с детьми, имеющих диагноз РАС». Салихова Фарида Ахметовна Воспитатель МБДОУ детский сад компенсирующего вида №466 Введение. Актуальность. В современном мире наблюдается увеличение числа детей, у которых поставлен диагноз «РАС»- расстройство аутистического спектра. Что же это такое? Как говорят многие специалисты (психологи, дефектологи), аутизмэто поведенческий диагноз. Как правило, у таких детей нарушена коммуникация, социальное взаимодействие практический отсутствует, также может преобладать нежелательное поведение. Проблема. Очень часто родители и педагоги не владеют знаниями, опытом и средствами для того, чтобы помочь такому ребенку адаптироваться в обществе и чувствовать себя полноценным участником образовательного процесса. Что же можно сделать в такой ситуации, как помочь? Изучая данную проблему я искала ответы у педагогов-психологов, изучала интернетресурсы, также на Форуме «Педагоги России» прослушала несколько семинаров по работе с детьми с инклюзией. Собрав всю информацию, проанализировала ее и нашла для себя наиболее оптимальный способ решения данной проблемы. Это использование в своей работе при каждодневной коммуникации с детьми такие методы и приемы, как сказкотерапия, игротерапия и нетрадиционные методы ИЗО-творчества. Общие планируемые результаты, в соответствии с ФГОС. Применяя данную практику, я добилась стойких результатов, насколько это возможно, исходя из диагнозов детей, максимально приближенных к целевым ориентирам ФГОС ДО. В моем случае- это дети средней группы, с диагнозом ЗПР и РАС. Цель практики. Цель данной практики заключалась в том, чтобы создать максимально комфортные условия для детей и вовлечь их в процесс коммуникации, формирование собственного «Я», когнитивного восприятия. Для этого я изучала анамнезы, сенсорные предпочтения ребенка, его особенности. Задачи практики: 1) научить детей адекватно выражать свои эмоции, чувства, желания 2) взаимодействовать с окружающими в пределах общественной нормы 3) принимать и понимать учебные задачи 4) подобрать методы и приемы, которые способствуют развитию коммуникативных навыков и наиболее эффективной адаптации в социуме, снижению уровня агрессии и нежелательного поведения 5) наладить контакт с родителями и вовлечь их в образовательный процесс. В моем случае это дети 4-5 лет, воспитанники средней группы детского сада компенсирующего вида. В самом начале, когда дети только пришли в группу, они испытывали трудности в самообслуживании, а также практический отсутствовала коммуникативная деятельность со взрослыми и сверстниками, практический у всех детей отсутствовала речь. Содержание деятельности. Внимательно изучив материалы по данной проблеме, я приняла решение использовать в своей работе следующие практики: - игротерапию - нетрадиционные методы ИЗО-деятельности - сказка-терапию В игротерапию входят: 1) игры- забавы 2) подвижные игры 3) сюжетно-ролевые игры 4) игры с дидактическим материалом 5) музыкальные игры Использовалось оборудование: 1) музыкальные игры- тренажеры 2) сенсомоторные игрушки 3) массажные мячики, кольца 4) тактильные карточки 5) игрушки-балансиры 6) тематические панно 7) объемный конструктор 8) игрушечные наборы по профессиям Также хорошим результатам по развитию эмоциональности способствовало применение нетрадиционных техник ИЗО-творчества: 1.кляксография 2.рисование пальчиками, ладошками 3.монотипия 4.оттиск изображения 5.отпечатки листьев, штампов 6.поролоновые штампы 7.набрызг 8.скатывание бумаги, бумажных салфеток 9.использование пищевых продуктов (крупная и мелкая соль, различные крупы и макаронные изделия) 10.объемная аппликация 11.восковые мелки, свеча, акварель, гуашь 12.лепка из соленого теста 13. пластелинография Очень большой толчок в улучшении коммуникативных способностей и снижению уровня тревожности принесла сказка-терапия. Что входит в сказка-терапию: - чтение и обсуждение сказок, рекомендованных программой ФГОС, в соответствии с возрастом театрализация сказочных сюжетов (использование различных видов театра: пальчиковый, настольный, фланелеграф, «Би-Ба-Бо» и т.д.) - рассматривание и обсуждение иллюстраций к сказкам - изготовление и изображение сказочных героев - игры-викторины «Угадай из какой сказки» Взаимодействие с родителями выстроено следующим образом: 1) оказание посильной помощи , участие в жизни группы и детского сада (уборка территории участка, пополнение фонда группы необходимыми игрушками и пособиями, помощь в оформлении группы и зала к праздникам) 2) изготовление атрибутов, костюмов и декораций для театрализованных игр и представлений. 3) Консультирование родителей в режиме он-лайн: создание родительских чатов в телеграмм и вацап, организация круглых столов, оборудование информационного уголка в группе (стенды с информацией, папки с консультациями по темам, оборудование почтового ящика «вопросы-ответы» для экспресс консультаций). Принципы работы с детьми с ОВЗ: -создание благоприятной среды (доверие, спокойствие, безопасность) - давать ребенку четкие и короткие инструкции - при необходимости опираться на зрительные и слуховые ориентиры (карточки PECS, пиктограммы) - дать ребенку время на принятие и понимание инструкции, ее выполнения -сделать так, чтобы ребенку было интересно и возникало желание снова выполнить это действие - чередование заданий легких и требующих усилий в выполнении -начинать и завершать приятным для ребенка действием. Описание опыта. Игровую деятельность с детьми я начала с простых игр-забав: «Ладушкиладушки», «Сорока-белобока», «Бзззз», «Черепашка», «Коза рогатая». Очень хороший эмоциональный отклик вызвали подвижные игры: «У медведя во бору», «Совушка-сова», «Воробущки и автомобиль», «Заморожу» и д.т. Затем дети стали учиться играть в сюжетно-ролевые игры. Было очень тяжело, но благодаря системе и планомерности, дети с удовольствием играют. При вовлечении детей в театрализованные игры, я действовала не торопясь и планомерно. Вначале они были зрителями и наблюдали за сюжетом и героями сказки. Затем, через 1-2 месяца дети из зрителей перешли в статус актеров. Взрослые помогали осуществлять коммуникацию. Самое сложное было научить детей играть в сюжетно- ролевые игры, так как нужно четко следовать инструкции и действовать по правилам, договариваться между собой. Но системность, эмоциональная окраска и доброжелательная обстановка помогли добиться хороших результатов. Во время занятий ИЗО-творчеством я использовала приглушенный музыкальный фон, это способствовало созданию наиболее комфортной среды. Были использованы музыкальные произведения известных отечественных и зарубежных композиторов, таких как: Ф.Шопен, В.А.Моцарт, Сен-Санс, П.И.Чайковский. Благодаря тому, что был сделан акцент на использование нетрадиционных методов и приемов в ИЗОтворчестве дети могли видеть результат сразу. Это способствовало положительному эмоциональному окрасу, дети получали большое удовольствие от результатов своего труда. Проведя мониторинг в начале и середине учебного года можно отметить у детей следующие стойкие результаты: 1) самостоятельность при самообслуживании 2) научились адекватно выражать свои эмоции, чувства и желания 3) успешно вступают в коммуникацию со сверстниками и взрослыми 4) проявляют творческие способности 5) отмечено проявление стойкой заинтересованности каким-либо видом деятельности 6) улучшились навыки выполнения техник ИЗО. Перспективы использования данной практики. Поделиться данным опытом с педагогическим сообществом и оказать помощь родителям, которые испытывают трудности в воспитании и обучении детей с ОВЗ.