Практика_Салихова

Публикация для «Сборника лучших практик образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
Тема: «Использование игротерапии и нетрадиционных техник ИЗОтворчества в практике с детьми, имеющих диагноз РАС».
Салихова Фарида Ахметовна
Воспитатель
МБДОУ детский сад
компенсирующего вида №466
Введение.
Актуальность.
В современном мире наблюдается увеличение числа детей, у которых
поставлен диагноз «РАС»- расстройство аутистического спектра. Что же это
такое? Как говорят многие специалисты (психологи, дефектологи), аутизмэто поведенческий диагноз. Как правило, у таких детей нарушена
коммуникация, социальное взаимодействие практический отсутствует, также
может преобладать нежелательное поведение.
Проблема.
Очень часто родители и педагоги не владеют знаниями, опытом и
средствами для того, чтобы помочь такому ребенку адаптироваться в
обществе и чувствовать себя полноценным участником образовательного
процесса.
Что же можно сделать в такой ситуации, как помочь? Изучая данную
проблему я искала ответы у педагогов-психологов, изучала интернетресурсы, также на Форуме «Педагоги России» прослушала несколько
семинаров по работе с детьми с инклюзией. Собрав всю информацию,
проанализировала ее и нашла для себя наиболее оптимальный способ
решения данной проблемы. Это использование в своей работе при
каждодневной коммуникации с детьми такие методы и приемы, как
сказкотерапия, игротерапия и нетрадиционные методы ИЗО-творчества.
Общие планируемые результаты, в соответствии с ФГОС.
Применяя данную практику, я добилась стойких результатов, насколько это
возможно, исходя из диагнозов детей, максимально приближенных к
целевым ориентирам ФГОС ДО. В моем случае- это дети средней группы, с
диагнозом ЗПР и РАС.
Цель практики.
Цель данной практики заключалась в том, чтобы создать максимально
комфортные условия для детей и вовлечь их в процесс коммуникации,
формирование собственного «Я», когнитивного восприятия. Для этого я
изучала анамнезы, сенсорные предпочтения ребенка, его особенности.
Задачи практики:
1) научить детей адекватно выражать свои эмоции, чувства, желания
2) взаимодействовать с окружающими в пределах общественной нормы
3) принимать и понимать учебные задачи

4) подобрать методы и приемы, которые способствуют развитию
коммуникативных навыков и наиболее эффективной адаптации в
социуме, снижению уровня агрессии и нежелательного поведения
5) наладить контакт с родителями и вовлечь их в образовательный
процесс.
В моем случае это дети 4-5 лет, воспитанники средней группы детского сада
компенсирующего вида. В самом начале, когда дети только пришли в
группу, они испытывали трудности в самообслуживании, а также
практический отсутствовала коммуникативная деятельность со взрослыми и
сверстниками, практический у всех детей отсутствовала речь.
Содержание деятельности.
Внимательно изучив материалы по данной проблеме, я приняла решение
использовать в своей работе следующие практики:
- игротерапию
- нетрадиционные методы ИЗО-деятельности
- сказка-терапию
В игротерапию входят:
1) игры- забавы
2) подвижные игры
3) сюжетно-ролевые игры
4) игры с дидактическим материалом
5) музыкальные игры
Использовалось оборудование:
1) музыкальные игры- тренажеры
2) сенсомоторные игрушки
3) массажные мячики, кольца
4) тактильные карточки
5) игрушки-балансиры
6) тематические панно
7) объемный конструктор
8) игрушечные наборы по профессиям
Также
хорошим
результатам
по
развитию
эмоциональности
способствовало применение нетрадиционных техник ИЗО-творчества:
1.кляксография
2.рисование пальчиками, ладошками
3.монотипия
4.оттиск изображения
5.отпечатки листьев, штампов
6.поролоновые штампы
7.набрызг
8.скатывание бумаги, бумажных салфеток
9.использование пищевых продуктов (крупная и мелкая соль, различные
крупы и макаронные изделия)
10.объемная аппликация

11.восковые мелки, свеча, акварель, гуашь
12.лепка из соленого теста
13. пластелинография
Очень большой толчок в улучшении коммуникативных способностей и
снижению уровня тревожности принесла сказка-терапия.
Что входит в сказка-терапию:
- чтение и обсуждение сказок, рекомендованных программой ФГОС, в
соответствии с возрастом
театрализация сказочных сюжетов (использование различных видов
театра: пальчиковый, настольный, фланелеграф, «Би-Ба-Бо» и т.д.)
- рассматривание и обсуждение иллюстраций к сказкам
- изготовление и изображение сказочных героев
- игры-викторины «Угадай из какой сказки»
Взаимодействие с родителями выстроено следующим образом:
1) оказание посильной помощи , участие в жизни группы и детского сада
(уборка территории участка, пополнение фонда группы необходимыми
игрушками и пособиями, помощь в оформлении группы и зала к
праздникам)
2) изготовление атрибутов, костюмов и декораций для театрализованных
игр и представлений.
3) Консультирование родителей в режиме он-лайн: создание
родительских чатов в телеграмм и вацап, организация круглых столов,
оборудование информационного уголка в группе (стенды с
информацией, папки с консультациями по темам, оборудование
почтового ящика «вопросы-ответы» для экспресс консультаций).
Принципы работы с детьми с ОВЗ:
-создание благоприятной среды (доверие, спокойствие, безопасность)
- давать ребенку четкие и короткие инструкции
- при необходимости опираться на зрительные и слуховые ориентиры
(карточки PECS, пиктограммы)
- дать ребенку время на принятие и понимание инструкции, ее выполнения
-сделать так, чтобы ребенку было интересно и возникало желание снова
выполнить это действие
- чередование заданий легких и требующих усилий в выполнении
-начинать и завершать приятным для ребенка действием.
Описание опыта.
Игровую деятельность с детьми я начала с простых игр-забав: «Ладушкиладушки», «Сорока-белобока», «Бзззз», «Черепашка», «Коза рогатая». Очень
хороший эмоциональный отклик вызвали подвижные игры: «У медведя во
бору», «Совушка-сова», «Воробущки и автомобиль», «Заморожу» и д.т.
Затем дети стали учиться играть в сюжетно-ролевые игры. Было очень
тяжело, но благодаря системе и планомерности, дети с удовольствием
играют. При вовлечении детей в театрализованные игры, я действовала не
торопясь и планомерно. Вначале они были зрителями и наблюдали за

сюжетом и героями сказки. Затем, через 1-2 месяца дети из зрителей
перешли в статус актеров. Взрослые помогали осуществлять коммуникацию.
Самое сложное было научить детей играть в сюжетно- ролевые игры, так как
нужно четко следовать инструкции и действовать по правилам,
договариваться между собой. Но системность, эмоциональная окраска и
доброжелательная обстановка помогли добиться хороших результатов.
Во время занятий ИЗО-творчеством я использовала приглушенный
музыкальный фон, это способствовало созданию наиболее комфортной
среды. Были использованы музыкальные произведения известных
отечественных и зарубежных композиторов, таких как: Ф.Шопен,
В.А.Моцарт, Сен-Санс, П.И.Чайковский. Благодаря тому, что был сделан
акцент на использование нетрадиционных методов и приемов в ИЗОтворчестве дети могли видеть результат сразу. Это способствовало
положительному эмоциональному окрасу, дети получали большое
удовольствие от результатов своего труда.
Проведя мониторинг в начале и середине учебного года можно отметить у
детей следующие стойкие результаты:
1) самостоятельность при самообслуживании
2) научились адекватно выражать свои эмоции, чувства и желания
3) успешно вступают в коммуникацию со сверстниками и взрослыми
4) проявляют творческие способности
5) отмечено проявление стойкой заинтересованности каким-либо видом
деятельности
6) улучшились навыки выполнения техник ИЗО.
Перспективы использования данной практики.
Поделиться данным опытом с педагогическим сообществом и оказать
помощь родителям, которые испытывают трудности в воспитании и
обучении детей с ОВЗ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».