Методическая разработка по формированию интереса к чтению у детей на интегрированном занятии по развитию речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Совместное изготовление книги» Конспект занятия по изготовлению книги «Живая шляпа» Цель: формирование интереса к чтению с помощью практической деятельности у дошкольников. Задачи: Формирование интереса к литературным произведениям, формирование умения взаимодействовать со сверстниками, закрепление понятия головные уборы, развитие мелкой моторики, развитие словообразования, словоизменения, развитие связного высказывания, развитие памяти, внимания, воспитание художественно-эстетического вкуса, воспитание бережного отношения к книге. Планируемые результаты: по итогам деятельности дошкольники способны выстраивать последовательность своей работы, умеют соблюдать план рассказывания, дети знают сюжет и главных героев рассказа, способны к созданию простых книг, повышен интерес к созданию книг, а соответственно и к знакомству с новыми произведениями, проявляют любознательность при появлении новой книги на книжной полке, дети способны к работе в паре. Предварительная работа: 1. Знакомство с писателем Н.Н. Носовым. 2. Чтение произведения «Живая шляпа». 3. Беседа по произведению. 4. Рассматривание иллюстраций к произведению. Ход занятия 1. Организационный момент Педагог начинает занятие в шляпе и загадывает загадку. - Ветер сильный налетел, Папа ахнуть не успел. Почему расстроен папа? У него слетела ….. (шляпа) Педагог. Конечно, это шляпа. Ребята, а что у меня на голове (шляпа). Верно, а для чего нужна шляпа? (чтобы покрывать голову от жары или от холода). Педагог. Скажите, а у вас есть шляпы? (ответы). Как назвать все то, что мы носим на голове, общим словом? (головные уборы). Педагог. Верно, все то, что носим на голове – головные уборы. Шляпа – это тоже головной убор. Педагог. Посмотрите глазками какая у меня шляпа? (ответы) Теперь потрогайте ее и скажите еще какая она у меня? (ответы) Педагог. Вспомните, какой мы с вами читали рассказ, где была живая шляпа? (ответы) Верно, это был рассказ писателя Николая Николаевича Носова «Живая шляпа». Педагог. А скажите, это была правда, что она была живой? (ответы) Педагог. Сегодня, мы с вами станем самыми настоящими создателями книг. Мы сделаем книгу с рассказом «Живая шляпа». 2. Основной этап Педагог. Для того, чтобы сделать книгу, нужно знать сюжет рассказа, я приготовила для вас опорные картинки сюжета этого произведения. Педагог. Сколько картинок вы видите? (ответы). Значит сколько у нас будет страниц? (ответы) Педагог. Вспомните кто главные герои и как их звали в рассказе. Педагог. Ребята, посмотрите на книги, какой они формы? (ответы) А когда мы берем книгу в руки, что мы видим сначала? (ответы). Мы видим обложку. Педагог. Я предлагаю вам, сделать для книги обложку, чтобы она была интересней и привлекательней, в форме чего ее можно сделать? (ответы). Верно, в форме шляпы. У нас обложка и страницы будут в форме шляпы. Внутри книги, что мы видим? (ответы) Правильно, мы видим картинки и текст. Педагог. Вы сидите в том порядке, в котором у нас будет оформляться книга, расскажите кто какой момент будет изготавливать, подсказка опорная схема и ваши картинки перед вами? 1. Обложка (на обложке будет название произведения, автор). 2. Шляпа лежала на комоде, дети раскрашивали. (Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу). 3. Вова хотел поднять шляпу (Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит: — Ай-ай-ай! — и бегом в сторону. — Чего ты? — спрашивает Вадик. — Она жи-жи-живая! — Кто живая? — Шляшля-шля-па. — Что ты! Разве шляпы бывают живые? — По-посмотри сам!) 4. Мальчики от испуга запрыгнули на диван (Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит: — Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану. — Ай! Ой! — закричали ребята). 5. Выбежали из комнаты (Соскочили с дивана — и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли. — Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка. — Куда? — Пойду к себе домой. — Почему? — Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила). 6. Мальчики боялись, но хотели разобраться с шляпой (— А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает? — Ну, пойди, посмотри. — Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой тресну. — Постой, я тоже клюшку возьму. — Да у нас другой клюшки нет. — Ну, я возьму лыжную палку. Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату. — Где же она? — спрашивает Вадик. — Вон там, возле стола. — Сейчас я ее как тресну клюшкой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая! Но шляпа лежала возле стола и не двигалась. — Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам. — Сейчас я ее спугну, — сказал Вадик. Он стал стучать по полу клюшкой и кричать: — Эй ты, шляпа! Но шляпа не двигалась. — Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка. Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу» Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!) 7. Под шляпой оказался Васька (— Мяу! — закричало что-то. Глядь, изпод шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил. — Васька! — обрадовались ребята. — Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка. Вадик схватил Ваську и давай его обнимать! — Васька, миленький, как же ты под шляпу попал? Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света). Итак, вам нужно вырезать форму шляпы из листа бумаги, картинки к вашей части рассказа, слова. Затем мы с вами сделаем ваши страницы в одно целое – книгу, совместно рассказывая часть рассказа. 3. Заключительный этап Посмотрите, что у нас получилось? (ответы) Скажите, что показалось вам сложнее всего? (ответы) Что было легче? (ответы). Давайте с вами будем по очереди надевать шляпу и говорить, что было интереснее всего. Вы молодцы, давайте с вами поставим эту книгу в книжный уголок. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Схема-опора для составления книги. 2.Деятельность дошкольников.