Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 466 ОГРН № 1026602319952 ИНН/КПП 6658078261/665801001 _____________________________________________________________________________ 620109 г. Екатеринбург, ул. Заводская д.17 а, 176 телефон/факс 8(343)308-00-91 телефон 8(343)308-00-92 e-mail:mdou466@eduekb.гu сайт: https://466.tvoysadik.ru/ ПРИНЯТА: Педагогическим советом МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 466 Протокол № 1 от 30.08.2023 УТВЕРЖДЕНА: И.о заведующий МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 466 ____________ А.О Вершининой Приказ № 46-о от 30.08.2023 СОГЛАСОВАНА: Заседанием Совета родителей Протокол № 1 от 30.08.2023 Программа дополнительного образования Изостудия «Рисовашки» по нетрадиционной технике рисования 5-7 лет Автор составитель: Фадеева Светлана Викторовна Педагог дополнительного образования г. Екатеринбург 1 Пояснительная записка Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых. Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации. Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям. Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов. Л. С. Выготский говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает». «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может». Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания, и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование». В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком. При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей. Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники. Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника. Пальчики и ладошки - первые и самые удобные инструменты, которыми ребенок может начать свое художественное творчество. 2 Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление. В рисовании ладошками есть что-то интригующее, манящее. Все фигурки из ладошек получаются не только яркими, но и очень личными, ведь каждый ребенок рисует свой рисунок. Осознанные движения пальцами стимулируют у детей развитие речи. Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию. У леворуких же детишек такое рисование способствует полноценному развитию правой руки. Создание рисунка ладошками является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка. А как интересно делать отпечатки из листьев, мешочка, получаются такие красивые фигуры, что обычной кисточкой и не нарисуешь. А рисование ватной палочкой и поролоном. Все это нужно попробовать. В рамках кружковых занятий дети могут выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. На занятиях они не изучают, а осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами. Форма занятия - групповая. Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности. Цель программы Основная цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей, мелкой моторики через нетрадиционную технику изображения. Задачи: Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов. Развивать творческие способности детей. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности. 3 Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности. Знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов. Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства. Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов. Формировать умение оценивать созданные изображения. Формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира. Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы. Поощрять и поддерживать детские творческие находки. Направление работы программы Развитие творческих способностей Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие Программа направлена: на развитие творческих способностей и воспитание личности ребенка. Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Новизна программы заключается в создании условий для детского художественного - творчества, позволяющие педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса. 4 Актуальность разработанной программы: Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования. Данная программа способствует решению следующих задач: Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования. Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении. Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству. Данная программа предполагает варианты разрешения этих проблем: -приобщение детей к творчеству; -знакомить детей с различными техниками рисования; -знакомить детей с различными материалами. При распределении разделов программы обучения учитывались основные принципы: Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей); Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.); Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей); Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий); Принцип динамичности (от самого простого до сложного); Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала); Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений); Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями); Основные способы и формы работы с детьми Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изо деятельности. Общее количество занятий в год -33, время занятий 30 мин. Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 5-7 лет и рассчитана на 2 года обучения. Периодичность: в неделю1 раз Форма проведения кружковой работы: теоретические, практические, групповые. 5 В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); - наглядные -практические -игровые Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей. Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы. Материалы и инструменты, необходимые для работы: 1. Бумага разного формата и цвета 2. Гуашь 3. Акварельные краски 4. Кисти разного размера 5. Дотсы 6. Поролон 7. Полиэтиленовые мешочки 8. Воздушные шары 9. Листья деревьев 10. Цветной картон 11.Чашечки для гуаши, палитры 12. Баночки для воды 13. Образцы рисунков 14. Салфетки влажные 15. Зубная паста 16. Пластиковые вилки 17. Крупы 18. Пенопласт 19. Глиттеры, блестки, пайетки 20.Цветные карандаши 21. Трубочки 22. Соль 23. Кофе, чай 24. Пастель, мел 25. Маркеры, фломастеры 26. Восковые мелки 27. Мыльные пузыри 6 28. Стеклянные шарики 29. Ватные палочки 30. Свечи 31. Бумажные полотенца, салфетки 32. Пупырчатая пленка 33. Клей ПВА, клей-карандаш 34. Пластиковые карты 35. Пипетки 36. Уголь, сангина 37. Пульверизаторы 38. Простые карандаши 39. Ластики 40. Фольга 41. Клеенка 42. Зубные щетки 43. Зубочистки 44. Музыкальная колонка и аудиозаписи музыки Виды и техники нетрадиционного рисования Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Дети дошкольного возраста могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования: Монотипия предметная выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. Монотипия пейзажная Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели 7 высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым. Кляксография с трубочкой Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Отпечатки листьев Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти). Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Рисование пальчиками Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рисование ладошкой Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными 8 разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Восковые мелки + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным. Свеча + акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. Набрызг Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика. Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. Тычок жесткой полусухой кистью Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Ниткография Средства выразительности: цвет, линия, фактура. Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти. Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов. Рисование по мокрому Средства выразительности: пятно. Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть. 9 Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане. Мыльные пузыри Средства выразительности: цвет, фактура, пятно. Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги. В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Оттиск смятой тканью Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую ткань к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань. Оттиск фруктами Средства выразительности: цвет, пятно. Материалы: любые фрукты, разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага. Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу. Пуантилизм (рисование тычком) Средства выразительности: цвет, пятно. Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги. Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью. 10 Перспективно-тематическое планирование кружка по нетрадиционной технике рисования 4-5 лет месяц Тема занятия Программное содержание октябрь Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Развивать чувства композиции, цветовосприятия. Развивать чувство прекрасного. Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. Расширять знания и представления детей об окружающем мире. Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания. октябрь Осенние листочки октябрь Подсолнух октябрь Зонтик и дождик ноябрь Рыбки ноябрь Осьминог ноябрь Калякималяки ноябрь Цветок для мамы Используя восковые мелки, закрашивать края у наложенных листочков. Познакомить с теплыми цветами Учить рисовать в технике «отпечаток листьев и пупырчатой пленкой» гуашью Учить делать мокрый лист, растягивать и смешивать цвета акварелью, изображать дождь набрызгом октябрь Листик Познакомить с техникой «Витраж», рисовать используя оттенки двух цветов ноябрь Развивать аккуратность, самостоятельность. Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Учить делать фон цветным спреем, рисование ладошками рыбок с дорисовкой деталей пальчиками и кистью Учить делать фон по мокрому листу, познакомить с техникой «кляксография с трубочкой» Учить рисовать в технике «каракульное рисование» цветными карандашами каракули, дорисовывая ручки и ножки и приклеивать смешные рожицы, чтоб получились человечки Познакомить с техникой «пуантилизм», рисовать ватными палочками и акварелью 11 декабрь Развивать воображение, образное мышление, цветовосприятие, творческие способности детей. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности. декабрь Снегопад Учить закрашивать фон поролоновой губкой и гуашью, рисовать снегопад в технике «печать» поролоновой печаткой декабрь Снежинка Учить рисовать клеем ПВА на темном картоне форму снежинки, посыпать солью и закрашивать акварелью. Познакомить с холодными цветами декабрь Снеговик Рисовать гуашью на крафт-бумаге печатками, кистью и маркером декабрь Ёлочка Учить рисовать «Отпечатки» втулками и гуашью, украшать елочку поролоновыми печатками январь Развивать интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном. январь Северное сияние февраль День и ночь Учить рисовать сухой пастелью на крафт бумаге волнистые и прямые линии, растушевывать пальчиками, приклеивать белого медведя январь Моя буква Арт-упражнение. Закрасить и украсить первую букву своего имени цветными карандашами и маркерами январь Динозаврик Рисовать пальчиками и акварелью чешую у динозавра и фон. Дать имя динозаврику, используя свое имя (Улязавр, Лизазавр, Лаврозавр…) февраль Развивать чувство цвета, формы и композиции. Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом. Арт-упражнение. Разделить лист пополам, нарисовать образы солнца и луны, используя теплые и холодные оттенки февраль Зебра Учить обводить ладошку восковым мелком, закрашивать черными полосками зебру и «прятать» в зеленой траве февраль Самолет в Учить рисовать небо, смешивая синюю и белую небе гуашь, приклеить самолетик Развивать воображение и творчество. март Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. 12 Развивать чувство композиции и ритма. Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы. Развивать воображение и мышление. март март март март март апрель апрель апрель апрель апрель май Букет роз Учить рисовать розы с помощью полиэтиленового пакета и гуаши Бабочки Познакомить с техникой «Монотипия», наносить краску на половину бабочки, делать отпечаток на второй половине, приклеить бабочек на цветной картон Солнышко Арт-упражнение. Нарисовать акварелью желтое солнце и его настроение, а цветные лучики, украсить точками, кружками, палочками, галочками с помощью цветных маркеров Жирафик Познакомить с техникой «Тинга-тинга», обвести силуэт жирафика, нарисовать дерево, пальму и растения черной гуашью и заполнять белыми точками ватными палочками и дотсами Космос Учить рисовать сложный фон, используя мокрый лист, акварель и соль Развивать аккуратность, самостоятельность. Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Планеты Нанести 2-3 цвета гуаши на кружки разной величины, положить на космический фон и провернуть по кругу и набрызгом изобразить звездное небо Яблоко Познакомить с техникой «Мозаика», закрашивать частички рисунка оттенками выбранного цвета, отделяя яблоко и фон восковыми мелками Мишка Познакомить с техникой «Тычок полусухой жесткой косолапый кистью», используя гуашь Цветные Рисование пальчиками пушинок у одуванчиков одуванчики акварелью Продолжить развивать у детей художественно-творческие способности. Обучать особенностям изображения объектов с помощью нетрадиционных техник, развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетические восприятие, воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства. 13 Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. май Салют май Медузы и кораллы Волшебные раскраски май май Кофе-арт (открытое занятие для родителей) Познакомить с техникой «отпечаток разрезанной трубочкой», окунать трубочку в гуашь, делать цветные салюты, дотсом дорисовывать хвостики и искры Сделать фон по мокрому листу акварелью, рисовать в технике «кляксография с трубочкой» Рисование-развлечение. Закрасить прозрачный файлик несмываемыми маркерами и вставлять любую раскраску, получится уже закрашенная картинка Свободное рисование кофейным раствором кистью, различными предметами (детальки Лего, крышки, трубочки, колпачки и др.) и пальчиками Перспективно-тематическое планирование кружка по нетрадиционной технике рисования 5-6 лет месяц Тема занятия Программное содержание октябрь Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. Развивать чувства композиции, цветовосприятия. Развивать чувство прекрасного. Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. Расширять знания и представления детей об окружающем мире. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания. октябрь октябрь Осенние листочки Осенняя бабочка Обвести шаблоны листочков сухой цветной пастелью, растушевать пальчиком контур Познакомить с техникой «Фроттаж» с использованием сухих листьев 14 октябрь Зонтики и дождик Рисование акварелью по мокрому листу с использованием техники «Набрызг» и шаблона зонтиков октябрь Паучок и Арт-упражнение. Закрасить шаблон паутины паутинка цветными карандашами и приклеить веселого паучка ноябрь Развивать аккуратность, самостоятельность. Развивать эмоционально-эстетические чувства. Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. ноябрь Лебедь декабрь Лунная ночь декабрь Снежинки Рисование ладошкой белого или черного лебедя гуашью, дорисовка деталей кистью ноябрь Огнедышащий Используя шаблон дракона и технику дракон «Кляксография с тубочкой» изобразить огонь из пасти дракона ноябрь Загадочная Познакомить с техникой «Грифонаж» (каракульное картина рисование). Попробовать разглядеть в каракулях образы и закрасить ихцветными карандашами. ноябрь Цветы в вазе Рисование в технике «Пуатилизм» акварелью и ватными палочками декабрь Развивать воображение, образное мышление, цветовосприятие, творческие способности детей. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. декабрь Познакомить с понятием «градиент» (переход из одного цвета в другой), рисование гуашью от белой луны до темно-синей ночи. Черное дерево в снегу и снегопад в технике «набрызг» Рисование клеем ПВА на темном картоне фигурных снежинок, посыпать солью и закрасить акварелью Рисование белым карандашом на крафт-бумаге Новогодний символ года декабрь Ёлочка Рисование втулками, печатками и блеском январь Развивать интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования. Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном. 15 Развивать композиционные навыки. январь Северное сияние Мое имя Рисование акварелью и кусочком картона, детали дорисовать кистью и набрызгом январь Арт-упражнение. Закрасить и украсить свое имя цветными карандашами и маркерами январь Бронтозавр Познакомить с техникой «Рисование по мятому листу» акварелью, бронтозавра раскрасить отпечатками пупырчатой пленки февраль Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы. Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом. февраль День и ночь февраль Арт-упражнение. Разделить лист пополам, нарисовать образы солнца и луны, используя теплые и холодные оттенки Рисование простым карандашом штриховкой, тушевкой, растушевкой и осветление ластиком Рисование гуашью моря, неба и силуэта кораблика Черно-белый рисунок февраль Море и кораблик Развивать воображение и творчество. март Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы. Развивать дыхательную систему, воображение и мышление. март Букет роз март Бабочка улетела март Солнце март Жираф Рисование фона в теплых оттенках по мокрому листу и рисование букета с помощью полиэтиленового пакета и гуаши Арт-упражнение. Приложить шаблон бабочки на лист и произвольно закрасить восковыми мелками, убрать бабочку и приклеить в уголок листа – останется тень Нарисовать акварелью желтое солнце и его настроение, а цветные лучики, украсить точками, кружками, палочками, галочками с помощью цветных маркеров Познакомить с техникой «Тинга-тинга», обвести силуэт жирафа, нарисовать дерево, пальму и 16 март апрель апрель апрель апрель апрель май растения черной гуашью и заполнять белыми точками ватными палочками и дотсами Космос Нарисовать сложный фон, используя широкие кисти, мокрый лист, темную акварель, соль и блеск. Развивать аккуратность, самостоятельность. Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Парад планет В технике «Рисование мыльными пузырями», закрасить кружки-планеты, приклеить к космическому фону и набрызгом изобразить звездное небо Цветочное Раскрашивание-эксперимент. Лист с трио нарисованными цветами, разделенный на три части. Раскрасить каждую часть по-разному цветными карандашами Полосатые Познакомить с техникой «лайн-арт (рисование картины линиями) цветными маркерами Котик в траве Рисование гуашью, широкой и тонкой кистями и пластиковой картой Продолжить развивать у детей художественно-творческие способности. Обучать особенностям изображения объектов с помощью нетрадиционных техник, развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетические восприятие, воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. май Салют Победы май Весеннее дерево май Волшебные раскраски май Яблочное настроение Рисование гуашью на черном листе разрезанной трубочкой, кистью и смятым листом с элементом аппликации Рисование фона губкой и акварелью, выдувание дерева в технике «Кляксография с трубочкой», дорисовка листиков тонкой кистью Рисование-развлечение. Закрасить прозрачный файлик несмываемыми маркерами и вставлять любую раскраску, получится уже закрашенная картинка Рисование стеклянными шариками и гуашью. Внутрь коробки с бортиками положить бумажные 17 (открытое занятие для родителей) яблоки, на шарики капнуть 2-3 цвета гуаши и наклоняя коробку в разные стороны раскрасить яблоки. Готовые яблоки наклеить на цветной картон Перспективно-тематическое планирование кружка по нетрадиционной технике рисования 6-7 лет месяц Тема занятия Программное содержание октябрь Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. Развивать чувства композиции, цветовосприятия. Развивать чувство прекрасного. Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. Расширять знания и представления детей об окружающем мире. Формировать чувство композиции и ритма. Учить объединять разные техники в одной работе. Освоение навыка совмещения, объединения двух техник в одной работе. Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания. октябрь октябрь Листопад Осенний пейзаж октябрь Листья в луже Смешивание цветов гуашью от желтого к красному. Отпечатки лисьев черной краской. Рисование акварелью в технике «Монотипия» Рисование в технике «Фроттаж» восковыми мелками, с использованием сухих листьев октябрь Под дождем Рисование в технике «Каплеграфия» и «Набрызг» акварелью и пипетками ноябрь Развивать аккуратность, самостоятельность. Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение. Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного. Научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон, помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение. Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм. 18 Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. ноябрь Семейка осьминожек Вулкан Рисование гуашью ладошками, пальчиками и кистью ноябрь Рисование акварелью в технике «Кляксография с трубочкой» ноябрь Кролик в Арт-упражнение. Цветными карандашами модных очках заштриховать кролика ноябрь Цветы для Выполнить фон цветным спреем. Цветы нарисовать мамы гуашью картонной карточкой декабрь Развивать воображение, образное мышление, цветовосприятие, творческие способности детей. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности. Развивать умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. декабрь Зима пришла декабрь декабрь Снежинки Новогодний символ года Елочка декабрь январь январь январь Рисование поролоновой губкой и печатками многоцветного фона гуашью, дорисовка деталей кистью Рисование в технике «Набрызг» акварелью Рисование белым карандашом на крафт-бумаге Рисование клеем ПВА, солью и акварелью. Украсить елочку пайетками Развивать интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования. Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном. Развивать композиционные навыки. Белый медведь и айсберги Мое имя Рисование смятой бумагой гуашью, набрызгом, с элементом аппликации и Арт-упражнение. Закрасить буквы цветными карандашами и маркерами январь Динозавр Рисование гуашью по кругу от светлого к темному, обвести по шаблону динозавра и закрасить черной гуашью, дорисовать горы и пальмы февраль Развивать чувство цвета, формы и композиции. Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка. 19 Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом. февраль февраль февраль февраль март март март март март апрель Горячая собака и холодная кошка Пещерный рисунок Медведь в тельняшке Букет мимоз Рисование акварелью цветовыми пятнами холодных и теплых оттенков. Из пятен дорисовать собаку и кошку Рисование «доисторических пещерных рисунков» углем и сангиной на смятой крафт-бумаге Рисование гуашью тычком полусухой кистью Рисование комбинированной техникой акварелью и восковыми мелками Развивать воображение и творчество. Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы. Оживший цветок Арт-упражнение. Рисование черным восковым мелком цветов и травы. Цветными мелками нарисовать бабочку Солнце Нарисовать акварелью желтое солнце и его настроение, а цветные лучики, украсить точками, кружками, палочками, галочками с помощью цветных маркеров Жаркая Рисование акварелью фона по мокрому листу. Африка Силуэтное рисование африканских животных Космос Нарисовать сложный фон, используя широкие кисти, акварельный мокрый лист, темную акварель, соль и блеск. Развивать аккуратность, самостоятельность. Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. апрель Звездное небо апрель Необычный взгляд на природу апрель Полосатые картины Рисование созвездий белой ручкой и белым маркером Раскрашивание-эксперимент. Лист с нарисованным сюжетом с выделенной центральной частью. Раскрасить только выделенную часть, не выходя за границы цветными карандашами Рисование в технике лайн-арт цветными маркерами 20 апрель май май май май май Паучата на Рисование черной гуашью пластиковой картой и паутинке жесткой кистью Продолжить развивать у детей художественно-творческие способности. Обучать особенностям изображения объектов с помощью нетрадиционных техник, развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетические восприятие, воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Цветы Победы Рисование маков полиэтиленовым пакетом гуашью с элементом аппликации (танк, вечный огонь) Ветка яблони Рисование акварелью в технике «Кляксография с и пчёлки трубочкой», пальчиками, дотсом и зубочисткой Кружок Раскрашивание гуашью букв необычными «Рисовашки» предметами (машинки, колпачки, детальки Лего, помпончики, пупырчатая пленка, зубной щеткой, пером, следами фигурок животных и др.) Рыбное место Рисование мыльным раствором и трубочкой (открытое морского фона и раскрашивание мыльными занятие для пузырями рыбок. Потом наклеить на фон. родителей) Список использованных источников 21 1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуздидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл. 2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с. 3. С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с.. 4. Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.-264 с. 5. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» М.,2012 г. 6. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева «Академия развития», 2006. 7. «Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «Детство-пресс», 2004. 8. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «Детство-пресс» 2003. 9. Педагогический опыт ,опубликованный в журналах дошкольное воспитание. 10. Медиоресурсы интернета « МААМ.ru», «Почемучка.ru», «Pinterest» и т.д. 11. Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г. 12. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет». 13. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г. 22