Логоритмика

Содержание
I. Пояснительная записка

3

II.Учебно-тематический план

6

III.Содержание программы

8

IV. Методическое обеспечение программы

12

V. Литература

18

2

I. Пояснительная записка

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения,
связанные с ориентацией на ценностные основы педагогического процесса, его
гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка,
побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и
технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом
развитии, обучении, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения
в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка.
Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких
психических процессов, как память, мышление, воображение, а так же сформировать
комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное
устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении
навыками чтения и письма.
Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. К 5 годам
ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот
процесс задерживается в силу ряда причин. Сами собой дефекты звукопроизношения не
исправляются,

но

при

благоприятных

условиях

обучения

дети

способны

к

самокоррекции. Не каждый ребёнок имеет возможность посещать логопедическую
группу. Поэтому в детском саду для детей, посещающих обычную (не логопедическую)
группу, очень важно проводить занятия логоритмикой, которые помогут исправить
речевые нарушения дошкольников.
Логоритмические занятия - это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и
движения. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и
коммуникативные

игры.

Логоритмика

с

использованием

здоровьесберегающих

технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребёнка: в его организме
происходит
дыхательной,

перестройка

различных

речедвигательной.

Дети

систем,
с

например,

большим

сердечнососудистой,

удовольствием

выполняют

дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в
речевые и пальчиковые игры. В ход занятия вводятся элементы психогимнастики,
активной и пассивной музыкотерапии. Здоровьесберегающие технологии не только
благотворно влияют на весь организм ребёнка, но и способствуют максимально
3

эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладению структурой слова,
расширению словарного запаса детей дошкольного возраста.
Программа

«Логоритмика»

это

-

система

логоритмических

занятий

для

дошкольников, со структурой отличной от традиционной. Это система двигательных
упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального
речевого

материала.

Это

форма

активной

терапии,

преодоления

речевого

и

сопутствующих нарушений путём развития и коррекции неречевых и речевых
психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и
внутренней среды.
Программа «Логоритмика» - это программа, полностью соответствующая лексикограмматическому планированию логопедических занятий, включающая работу над
закреплением звуков в определённой последовательности.
Программа «Логоритмика» разработана в соответствии с:
 Законом РФ «Об образовании» ст.9 ст.14 п.5
 Санитарно-эпидемиологическими

требованиями

к

устройству,

содержанию

и

организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Сан ПиН
2.4.1.1249-03»
 Типовым

положением

о

дошкольном

образовательном

учреждении

(от12.09.2008г.№666)
 Федеральными

государственными

требованиями

к

структуре

основной

общеобразовательной программы дошкольного образования (от 23.11.2009г.)
 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Письмом МО РФ от 11 декабря 2006г. №06-1844
Цель данной программы: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом
развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Задачи программы:
 развивать речь, чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи
ритмическую выразительность;
 воспитывать эмоционально-волевые качества личности ребёнка;
4

 развивать у ребёнка фонематическое восприятие и фонематические представления;
 формировать чёткость координированных движений во взаимосвязи с речью;
 развивать слуховое внимание и память;
 укреплять костно-мышечный аппарат;
 развивать

дыхание, моторные и сенсорные функции, чувства равновесия,

правильной осанки, походки, грации движения;
 развивать коммуникативные способности;
 создавать на занятиях логоритмического кружка атмосферу праздника и радости.
Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям:
Познание: наблюдения, беседы, игры.
Социализация: используются дидактические, сюжетно - ролевые игры; разучиваются
различные танцы.
Художественная

литература:

используются

произведения

познавательной

направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен).
Музыка:

используются музыкальные произведения,

песни, танцы, музыка для

релаксации, упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.
Физическая культура: проводятся подвижные игры, упражнения для профилактики
плоскостопия.
Коммуникация: овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими
людьми.
Ожидаемые результаты:
 Сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам,
умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему,
придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен.
 Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со
словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
 Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной
выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания.
 Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного
аппарата.
5

 Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах,
дифференцировать

парные согласные звуки в слоговых рядах, словах,

чистоговорках.
 Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения
осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела,
психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на
преодоление двигательного автоматизма.
 Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении,
перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
 Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и
кистей, быстро реагировать на смену движений.
 Улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической.
 Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям
народов России, родного края, труду людей.
 Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности
за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающихлюдей.
Продолжительность занятий устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 (в
средней группе 20 мин, в старшей группе 25 мин, в подготовительной группе 30 мин.).
Учебно-тематический план
№

Название НОД

Время проведения
Всего

Теория

Практика

1

«В гостях у лесного гнома»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

2

«Путешествие язычка»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

3

«Спор грибов и ягод»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

6

4

«Яблоко»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

5

«Пых»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

6

«Спор овощей»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

7

«Колосок»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

8

«Приключение дождика»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

9

«Краски осени»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

25 мин.

10 мин.

15 мин.

11 «Как коза в лесу избушку построила» 25 мин.

10 мин.

15 мин.

12 «Кот, петух и лиса»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

13 «Теремок-холодок»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

14 «Дед Мороз построил дом»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

15 «Отчего у белого медведя нос
чёрный»
16 «Ёлка»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

25 мин.

10 мин.

15 мин.

17 «Снеговик на ёлке»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

18 «Морозята»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

19 «Мороз Иванович»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

20 «Приключения снежинки»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

21 «Снежная книга»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

22 «Мороз, солнце и ветер»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

23 «Парад на Красной площади»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

24 «Гуси-лебеди»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

25 «Я маму мою обидел»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

26 «Кем быть»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

27 «Откуда у носорога шкура»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

28 «Откуда у верблюда горб»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

29 «Откуда у кита такая глотка»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

30 «Космическое путешествие»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

31 «Лекарство от зевоты»

25 мин.

10 мин.

15 мин.

10 «Палочка-выручалочка»

7

32
33
34
35

«Пасха»
«Колобок»
«Волшебное зеркальце»
«Как муравьишка дом солнышка

искал»
36 «История о том, как гном

25 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.

10 мин.
10 мин.
10 мин.
10 мин.

15 мин.
15 мин.
15 мин.
15 мин.

25 мин.

10 мин.

15 мин.

построил дом»
Содержание дополнительной образовательной программы
1. «В гостях у лесного гнома»
Закрепление знаний по теме «Ягоды», упражнение «В гости к гному», игра «Лёшкин
клён», чистоговорка «с-с′»,пальчиковая игра «Здравствуй!»
2.«Путешествие язычка»
Закрепление знаний по теме «Грибы», «Сказка про язычок»,танец «Хоровод
дружбы»,стихотворение «Меж еловых лап», фонопедические упражнения
3.«Спор грибов и ягод»
Активизация словарного запаса по темам «Грибы», «Ягоды», уточнение артикуляции
звука [с] в проговаривании чистоговорок.Упражнения «Прогулка в лес», «Грибы», «По
ягоды»,пальчиковая игра «Здравствуйте!»
4. «Яблоко»

Активизация словаря по теме «Фрукты». Закрепление артикуляции звука [т] в
фонематических упражнениях. Упражнение «Полёт»,игра «Волнушка», чистоговорка
«т»,логопедическая гимнастика
5. «Пых»

Массаж спины.Песня об осени, игра «Гриб волнушка»,ритмическая игра «Лёшкин
клён»,хоровод «По малину»,пальчиковая игра «Варим суп»
6. «Спор овощей»

Закрепление знаний по теме «Овощи». Совершенствовать технику ходьбы скользящего
шага.Упражнение «Осень»,игра «Здравствуй Осень», танец с листьями
7. «Колосок»

Знакомство со сказкой «Колосок» по мотивам у.н.с. Попевка «Кап-кап-кап», массаж

8

спины «Дождик»,пальчиковая игра «Варим суп»,фонопедические упражнения
8. «Палочка-выручалочка»

Систематизация знаний по теме «Сбор урожая». Разучить комплекс игрового
массажа,хоровод «Урожай собирай»,игра «Кто скорее?»,чистоговорка «н-н'»
9.«Краски осени»
Закрепление знаний по теме «Осень». Учить подбирать слова-признаки.Распевка
«Осенние листья»,фонопедическое упражнение «Перед дождём», пальчиковая игра
«Осень»
10. «Приключение дождика»

Закреплять знания по теме «Осень». Выделение начального звука в словах.Игра
«Здравствуй осень», игра «Тучка»,чистоговорка «л»
11. «Как коза в лесу избушку построила»

Знакомство с р.н.с. Игра на детских музыкальных инструментах.
Скороговорки, чистоговорка «д-д′», игра «Кто скорее»
12. «Кот, петух и лиса»

Систематизация знаний о р.н.с. Предлоги.Пальчиковая игра «Строим дом»,упражнение
«Петушок», игра «Зайцы и волк»
13. «Теремок-холодок»

Знания по теме «Зима» Импровизационные движения под музыку. Чистоговорка
«Холода», пальчиковая игра «Строим дом», упражнение «Ты шагай», «Дорожка»
14. «Дед Мороз построил дом»

Знания по теме «Дикие животные». Разучивание комплекса оздоровительных
упражнений для горла, для формирования правильной осанки, чистоговорка «л-л′»
15.«Отчего у белого медведя нос чёрный»
Закрепление знаний детей по теме «Животные Севера» Расслабление под
релаксирующую музыку, игра «Напугаем медведя»,чистоговорка
16.«Ёлка»
Проговаривание чистоговорок. Дифференциация звуков. Пальчиковая игра «Снеговик»,
стихотворение с движениями «Ёлка», игра «Ветер северный»,чистоговорка «п-п′»
17.«Снеговик на ёлке»
Активизация словаря по теме «Зимние забавы». Разучивание комплекса самомассажа
9

лица и шеи.Чистоговорка «В». Песня о зиме. Упражнение «Зимние забавы», «Мороз».
Игра «Маскарад»
18. «Морозята».

Активизация словаря по теме «Комнатные растения»Пальчиковая игра «Украшаем
ёлочку», игра «Маскарад», стихотворение «Осторожный снег»,логопедическая
гимнастика.
19. «Мороз Иванович»

Сочинение сказок и простейших танцевальных движений.Логопедическая гимнастика
«Потягушки»,упражнение «Ты шагай», игра «Яблочко», чистоговорка «к-к′»
20. «Приключения снежинки»

Расширение знаний по теме «Лесные жители». Упражнение «Умелые руки», «Лесные
жители», игра «Мастера», «Как заяц от лисы спрятался»
21. «Снежная книга»

Закрепление знаний по теме «Лесные жители» Дифференцирование звуков . Гимнастика
«Язычок». Упражнение «Умелые руки»
22. «Мороз, солнце и ветер»

Расширение знаний о р.н.с. «Кто как кричит», «Вышла чашка погулять», чистоговорка
«л-л′»,песня о бабушке
23. «Парад на Красной площади»

Закрепление знаний по теме «День Защитника Отечества» игра «Гости», «Вышла чашка
погулять», композиция «Вперёд,гардамарины!», чистоговорка «т-т′», упражнение на
развитие мелкой моторики
24. «Гуси-лебеди»

Развитие коммуникативных навыков в оздоровительных и подвижных играх. Упражнение
«На лошадке», «Ты шагай». Чистоговорка «к-к′». Игра «Филин»
25. «Я маму мою обидел» Активизация словаря по теме «Мамин праздник» Игра на

музыкальных инструментах.Чистоговорки «м-м′». Игра «Молоток», «Звёздочки»
26.«Кем быть»
Систематизация знаний по теме «Профессии», Упражнение «Умелые руки», «Молоток».
Стихотворение «Поедалочка», игра «Иголка и нитка», чистоговорка «р-р′»
27.«Откуда у носорога шкура»
10

Знакомство с творчеством Киплинга Р. Активизация словаря по теме «Животные жарких
стран» Упражнение «У моря», «Обезьяны». Пальчиковая игра «Две мартышки»
28.«Откуда у верблюда горб»
Знакомство с творчеством Киплинга Р. Активизация словаря по теме «Животные жарких
стран», игра «Горячий конь», упражнение « В пустыне».
29.«Откуда у кита такая глотка»
Знакомство с творчеством Киплинга Р.Закрепить знания по теме «Рыбы»Песня «Рыбка»
коммуникативная игра « Рыбки»,речевое упражнение «Рыбки разговаривают»
30.«Космическое путешествие»
День космонавтики. Первый космонавт. Упражнение «Ракеты», «Полёт». Игра
«Звёздочки», пальчиковая игра «Две мартышки»
31.«Лекарство от зевоты»
Активизация словаря по теме «Весна» Фонопедическая игра «Весна»,
«Весёлые путешественники», логопедическая гимнастика.
32.«Пасха»
Знания детей о родном крае, его населении, обычаях, культуре.Игра «Петя-петушок»,
закличка «Солнышко-вёдрышко»,игра «Бубен или погремушка»
33. «Колобок»

Закрепление знаний о весне, её приметах.Упражнение «Полюбуйся-весна», песня о
весне, игра «Рыбки»
34. «Волшебное зеркальце»

Весенние изменения в природе.Закличка «Солнышко-вёдрышко»,игра «Солнечные
зайчики», скороговорки.
35. «Как муравьишка дом солнышка искал»

Насекомые, среда их обитания.Упражнение «Колокольчики будили»,весенний хоровод,
упражнение «Муравьи», пальчиковая гимнастика «Гусеница», игра «Паучок и мушки»
36. «История о том, как гном построил дом»

Активизация словаря по теме «Насекомые», упражнение «Муравьи», пальчиковая
гимнастика «Гусеница», чистоговорка «р-р′»

11

Методическое обеспечение программы
Основной

формой

проведения

занятий

по

логоритмике

является

игра.

Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства коррекции
речи, заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения –
базиса различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком
действительности.
При составлении занятий по логопедической ритмике также следует учитывать
следующие

дидактические

принципы:

активность,

сознательность,

научность,

наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, индивидуальный подход к
каждому ребенку. Кроме того, при построении занятий необходимо опираться на
специальные принципы: связь логопедической ритмики с физическими возможностями
детей, ее оздоровительную направленность, на связь с основными компонентами
музыкальной деятельности, с учетом механизмов и структуры речевого нарушения,
развития личности логопата.
Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности различных методов.
Каждый метод включает в себя разнообразные приёмы. Эти приемы подбираются с
учетом степени усвоения двигательного, речевого материала, речевого и общего развития
ребенка:
 наглядно-зрительные;
 приёмы, обеспечивающие тактильно-мышечную наглядность с применением

различного инвентаря;
 словесные приёмы;
 практические.

Занятие по логоритмике включает следующие элементы:
 логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышцорганов
артикуляционного аппарата
 чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков
 пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук
 упражнение на развитие общей моторики
12

 фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков
речевого дыхания
 вокально – артикуляционные упражнения для развития дыхания
 песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и
выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти
Структура занятий не всегда включает все перечисленные элементы.
№

1

Название

Структура

Приёмы и

Дидактический материал

занятия

занятия

методы

«В гостях у

Рассматривание

Наглядно-

Иллюстрации ягод. Детские

лесного гнома»

картины,

зрительные,

музыкальные инструменты

логоритмически

практические

е упражнения
2

3

«Путешествие

Слушание

Словесный,

Фонограмма пьесы «Поезд»

язычка»

сказки,

слуховой,

Н.Метлова

игры

практический

Шапочка волнушки

«Спор грибов и Стихотворение,
ягод»

4

«Яблоко» по
мотивам сказки
В.Сутеева

Иллюстрации грибов,ягод.

упражнения,

Словесный,

Фонограмма пьесы«Октябрь»

логопедическая

показ педагогом,

П.Чайковского

гимнастика

практический

Пальчиковая

Объяснительно-

Игрушки героев сказки

игра,

иллюстративный,

Разноцветные платочки

Стихотворение, словесный,
Практические

Фонограмма вальса «осенний
сон»А.Джойса

задания
5

«Пых»

Песня,Стихотво

Слуховой,

Музыкальные инструменты

рение,логопеди

Словесный,

Фланелеграф

ческие игры

наглядный,

Картинки на фланелеграф по

13

6

«Спор овощей»

Загадывание

практический

сказке

Словесные,

Иллюстрации овощей Венок

загадки,
фонопедически

Осени Платочки разного
практические

цвета

Речевое

Словесный,

Игрушки по сказке

упражнение -

практический

Венок Осени

е упражнения,

7

«Колосок»

сказка
Игры
8

«Приключение

Чистоговорка,

Словесный,

Маски

дождика»

упражнения,

наглядный показ

Иллюстрации-

игры
9

«Краски

Ритмодекламац

осени»

ия,
коммуникативн

туча,грибы,дождь.лужи
Словесный

Фонограмма-шелест листьев
Разноцветные платочки

практический

ые игры
10

11

«Палочка-

Стихотворение,

Словесный

Иллюстрации к сказке

выручалочка»

попевки,

Решение

Фонограмма «Осень»

упражнение на

проблемных

А.Вивальди

внимание

ситуаций

«Как коза в

Скороговорки,

Словесные,

Фланелеграф

лесу избушку

чистоговорки,

практический,

Маски ёжика и волка

построила»

игры

игровой

Фонограмма р.н.м.
«Травушка-муравушка»

12

«Кот, петух и
лиса»

13

Стихотворение,

Объяснительно-

Игрушки по сказке

логоритмически иллюстративный,
е игры

практический

«Теремок-

Загадка,

Словесный,

Картинки Музыкальные

холодок»

попевка,

практический

инструменты
14

игры
14

«Дед Мороз

Беседа,

построил дом» логоритмически

Словесный,

Игрушки - ёлочка, дом, Дед

репродуктивный

Мороз

е игры
15

«Отчего у

Стихотворение,

Накидка для северного ветра
Репродуктивный

белого медведя
нос чёрный»

Иллюстрации - белый
медведь, чум, охотники,

речевые,

словесные

собачьи упряжки

Беседа,

Словесные,

Колокольчики, бубны, маска

игры,

практические,

Деда Мороза

фонопедически

репродуктивный

пальчиковые
упражнения
16

«Ёлка»

е упражнения
17

«Снеговик на

Вступительная

Словесные,

Пиктограммы

ёлке»

беседа,

практические

Музыкальные инструменты

Стихотворение,

Словесные,

Новогодние украшения ёлки

хороводные

практические

Музыкальные инструменты

игры
18

«Морозята»

игры,
ритмические
упражнения
19

«Мороз

Сказка с

Словесный,

Фланелеграф

Иванович»

использованием

наглядно-

Картинки для него

фланелеграфа,

зрительный

игры
Фонопедическо

Сюрпризный

Большая снежинка

е упражнение,

момент,

Иллюстрации животных

игры

практический

«Снежная

Пение,

Практический,

Фонограмма колыбельной

книга»

игры,

репродуктивный

«Ты в сердце моём»

20 «Приключения
снежинки»

21

15

22

Иллюстрации к рассказу

гимнастика

В.Бианки «Снежная книга»

«Мороз,

Слушание

Слуховой,

Маска филина

солнце и

песни,

практический

Яблоко

ветер»

23

логопедическая

игры

«Парад на

Речевая игра,

Словесный,

Фонограммы маршей

Красной

упражнения

практический

Иллюстрации парада на

площади»
24 «Гуси-лебеди»

25

26

Красной площади
Сказка,

Диалог,

Фонограмма р.н.м. Картинки

упражнения

практический

по сказке

«Я маму мою

Иллюстрации строительных

обидел»

инструментов

«Кем быть»

Стихотворение,

Словесный,

Иллюстрации людей разных

словесное

профессий

речевые,

указание,

пальчиковые

репродуктивный

упражнения
27

Иллюстрации животных

«Откуда у

Сказка,

Словесный,

носорога

упражнения

практический

«Откуда у

Сказка,

Словесный,

верблюда горб»

упражнения

практический

Сказка,

игры, упражнения

Иллюстрации рыб

шкура»
28

29 «Откуда у кита

30

Иллюстрации к сказке

такая глотка»

упражнения

«Космическое

Вступительная

Словесные,

Фонограмма космической

путешествие»

беседа,

практические

музыки

игры

«Спейс»
Подзорная труба, ракета

31

«Лекарство от

Беседа,

Словесный

Фонограмма песни «Весёлое
16

зевоты»

упражнения

практический

путешествие»
М.Старокадомского

32

33

«Пасха»

«Колобок»

Пение,

Вокально-

Фонограмма - колокольный

Игры,

тренировочные

звон, пьеса

логопедическая

упражнения,

«Воскресное утро»

гимнастика

практический

Картинки по теме

Слушание

Слуховой,

Фонограмма песни «Приход

песни,

показ педагогом,

весны» Моцарта

упражнения
34

Перо

«Волшебное

Задание,

Решение

Игрушки - зайчик, белка,

зеркальце»

упражнения

проблемных

птичка, медведь

ситуаций, диалог,
практический
35

36

«Как

Игры,

муравьишка

упражнения

практический

Иллюстрации - муравей и
муравейник, др. насекомых

дом солнышка

Фонограммы рассвета в лесу,

искал»

пьесы «Бабочка» Ф.Куперена

«История о

Рассматривание

Наглядный,

Картинки на фланелеграф-

том, как гном

картины

практический

насекомые

построил дом» логоритмически

Фонограмма песни «Маляры»

е упражнения
Форма подведения итогов: открытое мероприятие для родителей.
Техническое оснащение: музыкальный центр, набор дисков, кассеты.

17

Литература:
(для педагога)
1.Закон РФ «Об образовании» ст.9 ст.14 п.5
2.Сан Пин 2.4.1.1249-03
3.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (от12.09.2008г.№666)
4.Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие.- М.:
ТЦ Сфера, 2008. -160с.
5. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду старшая и подготовительная группа

г. Ярославль. 2006.-120с.
6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 - 6 лет.

Творческий центр «Сфера» 2010. -208с.
7. Картушина М.Ю.Зелёный огонёк здоровья: Программа оздоровления дошкольников -

М.: ТЦ Сфера,2007.-208с.
8. Логопедические игры с чистоговорками. Пособие для работы с детьми 5-7 лет с

речевыми нарушениями/ В.Э. Темникова.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.- 48с.
9.СавицкаяН. М. Логоритмика для малышей 4 - 5 лет.

Санкт - Петербург.

Издательство « Каро» 2009.-128с.
10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с

фонетико- фонематическим недоразвитием речи.- М.: Школьная Пресса, 2002.- 72с.
11. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей- М.: Айрис-

пресс,2007.-112с.
(для ребёнка и родителей)
1 Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. /Автор-составитель И.Г.Сухин.
Художник В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ. 2008.-192с.
2.Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки
физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр М.: ВАКО,2005.-176с.
3.Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для
логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005.-176с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».