Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 466 ОГРН № 1026602319952 ИНН/КПП 6658078261/665801001 ____________________________________________________________________ 620109 г. Екатеринбург, ул. Заводская д. 17а, 17 6 телефон/факс 8(343)308-00-91 телефон 8(343)308-00-92 e-mail: mdou466@ekadm.гu сайт: https://466.tvoysadik.ru/ страница ВК: https://vk.com/public216961353 ПРИНЯТА: Педагогическим советом МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 466 УТВЕРЖДЕНА: Заведующий МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 466 ____________ И.Б.Корж Приказ № 1-поу от 09.01.2024 Программа дополнительного образования «Развивай-ка» для детей с задержкой психического развития от 5-7 лет направление: художественно-эстетическое развитие срок реализации: 2 года автор составитель: Самсонова Ольга Александровна педагог дополнительного образования г. Екатеринбург 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка 1.2.Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения Программы 2.Содержательный раздел 2.1.Основные положения и принципы педагогической системы Монтессори 2.2.Приоритетные направления деятельности по реализации Программы 2.3.Особенности Программы 2.4.Основные направления образовательной работы с детьми разного возраста в предметно- пространственной развивающей среде 2.4.1.Характеристика детей дошкольного возраста от 5 до 7(8) лет 2.4.2.Предметно-пространственная развивающая среда для дошкольников от 5 до 7(8) лет 2.5.Содержание образовательных областей 3 4 5 9 9 10 10 11 17 2.5.1.Социально-коммуникативное развитие 17 2.5.2. Познавательное развитие 19 2.5.3.Речевое развитие 2.5.4.Художественно-эстетическое 22 25 2.5.5.Физическое развитие 25 2.6. Методы адаптации и формы работы 26 2.6.1. Методы адаптации ребенка к классу-монтессори 26 2.6.2.Формы работы в разновозрастной дошкольной группе 27 2.6.3.Способы и направления поддержки детской инициативы 29 2.7. Система оценки результатов освоения программы через наблюдения 3. Организационный раздел 29 3.1. Организационно-педагогические условия реализации Программы 32 32 3.1.1. Режим проведения кружковой деятельности с детьми 32 3.1.2. Учебно-методические материалы к Программе 33 2 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1.Пояснительная записка Рабочая программа «Обучение детей на дидактическом материале Марии Монтессори» разработана в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования, под редакцией Е.А.Хилтунен и в соответствии со следующими государственными документами: • Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155. • Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022) (далее – ФАОП ДО). При разработке Программы использованы материалы международных учебных курсов по изучению педагогики Монтессори и тренингов в г. Москва. Начиная с 1990-х годов в нашей стране наметился деятельностный и конструктивистский подход к образованию, означающий переход от авторитарных взаимоотношений педагога и воспитанника к гуманистическим. Ребенок постепенно становится субъектом образования, а не объектом воздействия на него взрослых. В современных условиях образ детского сада, придуманного Марией Монтессори более века назад, безусловно, изменился, вобрав в себя традиции культуры разных стран и опыт разных авторов. Но в то же время идеи, положенные в основу ее педагогической системы, и сегодня находят отклик у родителей и педагогов по всему миру. Новый Федеральный образовательный стандарт провозглашает основные принципы современного российского дошкольного образования, которые, по мнению современных педагогов и психологов, полностью совпадают с принципами педагогической системы Марии Монтессори: 1. Поддержка разнообразия детства. 2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. 3. Позитивная социализация ребенка. 4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и обучающихся. 5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. 6. Сотрудничество Организации с семьей. 7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов 3 дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Педагогическая система М.Монтессори представляет собой технологию воспитания и обучения детей в возрасте с 5 до 12 лет. Уникальность педагогики М.Монтессори выражается, прежде всего в том, что исходит из основных потребностей детей и представляет возможность для их реализации с помощью специально разработанного дидактического материала и соответствующих методик. В центре системы стоит сам ребенок с его внутренними, врожденными свойствами, спецификой развития. А мы, педагоги, должны помогать ему, направлять деятельность в «зону ближайшего развития», осуществляя призыв ребенка: «Помоги мне это сделать самому!» Несмотря на то, что данная педагогическая система разработана более ста лет назад, она актуальна и сегодня, т.к. соответствует современному требованию пробуждать интерес дошкольников к знаниям, а дидактический материал М.Монтессори делает обучение занимательным и доступным пониманию ребенка. Цель Программы – обобщить и систематизировать материал для развития познавательной активности, умственных способностей детей при самостоятельной исследовательской деятельности в специально подготовленной среде. Задачи Программы: создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка; способствоватьовладению детьми конкретными практическими действиями, сенсорными и математическими эталонами, устной и письменной речью; формировать у дошкольников познавательные процессы ощущения и восприятия (т.е. развитие всех анализаторов) и развивать моторику пальцев, кисти, рук; воспитывать ребенка как самостоятельную и уверенную в себе личность. Содержание Программы рассчитано на детей от 5 до 7 лет и реализуется на государственном языке Российской Федерации. 1.2. Целевые ориентиры и планируемые результаты достижений выпускников кружка- Монтессори. Находясь в специально организованной среде класса - Монтессори, дети получают адекватный и максимально полный для своего возраста образ окружающего мира — природы, культуры и общества, образ самого себя и своего места в мире. Имея свободу движений и возможность проявлять двигательную активность в специально выделенном помещении, постоянно соприкасаясь с водой, дети укрепляют свое здоровье и хорошо себя чувствуют. Дети, посещающие кружок с 5 лет, приучаются к самообслуживанию и, 4 согласно возрасту, самостоятельно раздеваются (одеваются), совершают гигиенические процедуры, накрывают на стол, подметают пол, ухаживают за растениями, поддерживают порядок в групповой комнате. Они умеют налаживать отношения со сверстниками и взрослыми, обладают культурой поведения в группе, проявляют заботу об окружающей среде. К моменту выпуску в школу дети приобретают навык самостоятельной познавательной деятельности, умение делать выбор занятия и завершать начатое дело. Они любознательны и активны в исследовании окружающей жизни. Имеют желание учиться. Развитие интеллектуальных, эстетических и творческих способностей детей позволяет им наблюдать, анализировать, сравнивать различные объекты, группировать их по признакам. Большинство детей к 7 годам осваивают первоначальное письмо и чтение, имеют элементарные математические представления. В соответствии с требованиями ФОП ДО к целевым ориентирам предлагается карта возможных достижений выпускника кружка, работающего по системе Монтессори, с учетом индивидуальных возможностей детей. «Карта возможных достижений выпускника кружка Монтессори» заполняется на протяжении последнего полугодия пребывания ребенка в возрасте от 6 до 7 (8) лет в детском саду и является документом, который может быть использован для принятия решения о готовности ребенка к обучению в начальной школе — как традиционной, так и начальной Монтессоришколе. Но она не влияет на оценку самого ребенка в глазах его родителей или детей группы. В «Карте возможных достижений выпускника кружка Монтессори» применяется трехуровневая шкала педагогической оценки сформированности интегрированных качеств личности ребенка по направлениям: нормализация (термин Марии Монтессори), социализация и эмоциональная устойчивость, а также познавательная активность. 2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Основные положения и принципы педагогической системы М, Монтессори. В основе педагогической системы Марии Монтессори лежит философская идея: каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом и зависит от среды, в которой он находится. Именно ребенку принадлежит ведущая роль в собственном развитии. С рождения ребенок обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и способностями реализовать их. Саморазвитие ребенка происходит в соответствии с универсальными, т. е. общими для всех людей законами развития, и в то же время под влиянием его неповторимой индивидуальности. По мере взросления ребенок реализует свои потребности через решение 5 жизненных задач, которые лежат в основе возрастной периодизации, предложенной Марией Монтессори. Она считала, что ребенок обладает важным свойством - впитывающим разумом, то есть способностью запечатлевать увиденное, запоминать спонтанно сигналы из окружающей обстановки. Ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром и готов его познавать. Задача взрослых — создать условия для такого «впитывания». Впитывающий разум — это особый, присущий только детям до 6 лет механизм познания окружающего мира. Ребенок впитывает все воспринятое как губка, без оценки, не затрачивая на это усилий. Благодаря этому ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы. Свойства впитывающего разума можно наблюдать, предоставив детям предметно- пространственную развивающую среду, состоящую из стимулов для его проявления, и создав благоприятную атмосферу для спонтанной деятельности каждого ребенка в ней. Такие условия предполагают свободу движений и выражения чувств ребенка, свободу выбора упражнений и темпа деятельности, а также свободу социальных взаимодействий и контактов Принципы педагогической системы Марии Монтессори. Принцип возрастной периодизации. Человек рождается на свет с уже организованной структурой впитывающего разума, который развивается опосредованно. чувств (вкус, осязание, обоняние, зрение, слух). В период от 5 до 6 лет ребенок, по Монтессори, является «строителем самого себя». Он хочет самостоятельно выбирать предмет своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять максимальную независимость от взрослого. В период от 6 до 9 лет ребенок становится «лаборантом-исследователем» окружающего мира. Происходит его ориентация на мир посредством собственной деятельности. С помощью воображения ребенок создает свою целостную картину мира. Это период активного становления социальных отношений между детьми, детьми и взрослыми. Ребенок готов к решению проблемных задач, способен сопоставлять, интегрировать и дифференцировать предметы и явления. Принцип сенситивных периодов от рождения до школы. Сенситивные периоды роста — это периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности, к способам эмоционального реагирования; к восприятию того или иного объекта или субъекта, поведения вообще, вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе внутреннего импульса и в течение определенного небольшого периода времени. Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться ими. В то же время взрослым необходимо максимально учитывать момент сенситивных периодов и обеспечивать условия их успешного протекания. Мария 6 Монтессори выделяла пять основных сенситивных периодов детства: - сенситивный период развития движений (от рождения до 6 лет) - сенситивный период развития речи (от рождения до 6 лет) - 2–3 года: наивысшая точка расширения словарного запаса и освоение фразовой речи; - 3–4 года: ребенок осваивает буквы как символы звуков; - 4–4,5 года: время спонтанного письма; 5–6 лет: ребенок читает без принуждения; - сенситивный период сенсорного развития (от рождения до 5,5 лет). Ребенок обладает всеми чувствами, присущими человеку, уже в момент появления на свет и даже в утробе матери, но, предоставив ему с первых дней жизни возможность дифференцировать и развивать («утончать») свои чувства, мы способствуем развитию его разума. «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни», — утверждала Мария Монтессори. - сенситивный период развития руки и интереса к мелким предмета (от 1,2 до 6 лет) Человека отличает от других живых существ использование руки как ведущего инструмента умственного развития. Рука — тонкий сложный орган, позволяющий разуму вступить в отношения с окружающим миром. Движения рук и развивающаяся речь ребенка тесно связаны между собой и являются «интеллектуальными». Следуя своим наблюдениям, Мария Монтессори использовала в создании дидактических материалов для детей этого возраста различные коробочки с мелкими предметами — бусинами, фишками, стерженьками. Она предлагала детям действовать с ними и называть их. 2,5 – 4 года - пик интереса детей к мелким предметам связан с потребностью ребенка в интенсивном развитии мускулов пальцев рук. - сенситивный период восприятия порядка (от рождения до 6 лет) Природа взрастила в ребенке чувствительность к порядку, чтобы построить его внутренний разум. Мария Монтессори писала о том, что в раннем детском возрасте человеческая душа узнает свое окружение, ориентируясь по его элементам, а в дальнейшем она завоевывает его целиком. Вот почему так важно не пропустить период порядка в развитии ребенка. Ребенку необходимы и порядок в окружающем пространстве (т.е. порядок положения вещей), и порядок во времени (т.е. определенный режим), и порядок во взаимоотношениях с окружающими. - сенситивный период социального поведения (от 2,5 до 6 лет) Ребенка интересуют формы поведения людей в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, этикет, ярко проявляет свой характер во взаимоотношениях с другими людьми. Его поведение корректируется средой общения, атмосферой и укладом жизни в группе, внешним ритмом, который становится внутренней потребностью. Происходит интенсивное впитывание культуры и религии. Принцип актуального и ближайшего развития. 7 Предметно-пространственная развивающая среда класса Монтессори содержит множество дидактических материалов, упражнения с которыми имеют две цели: прямую и косвенную. Прямая цель опирается на актуальную возможность ребенка, т. е. способность к самостоятельному действию. Косвенная же цель (не осознанная ребенком) работает на «зону его ближайшего развития» (термин Л. С. Выготского). Принцип свободной работы детей в предметно - пространственной развивающей среде. Научные наблюдения за состоянием и поведением детей помогли Марии Монтессори открыть «феномен поляризации внимания», из которого она сделала вывод о свободном саморазвитии детей и способах организации их работы в предметно-пространственной развивающей среде. Создав развивающую среду и перейдя в роль наблюдателя или помощника детей, педагог передает всю полноту самостоятельной деятельности детям. Это и есть важнейшее условие для обретения ребенком независимости от взрослого. Независимость и самостоятельность являются основой человеческого достоинства. Мария Монтессори понимала свободу ребенка не как вседозволенность и отсутствие границ, а как свободу целенаправленной деятельности и познания. Человек не может быть полностью свободным, если он мешает жить другим людям. Не мешать другим можно только в ситуации, когда все действия человека направлены к определенной цели и сопровождаются внутренней концентрацией. Направленным действиям надо учиться. Дидактические материалы Монтессори представляют собой десятки предметов, несущих строго определенную функцию. Все эти материалы помогают ребенку в освоении окружающего мира. Структура каждого дидактического материала, с которым взаимодействует ребенок (созерцает или ощущает как-то иначе) взаимосоответствует элементам процессов, происходящих в головном мозге ребенка. Мария Монтессори требовала максимально строгих презентаций окружающих ребенка предметов. Принцип разновозрастности детской группы. В разновозрастном общении и взаимодействии детей обеспечивается эффект социального развития. Социальное взаимодействие в разновозрастных группах характеризуется своеобразными психологическими механизмами. Когда ребенок вступает во взаимодействие как младший, включается механизм подражания, происходит ориентация на «зону его ближайшего развития». Когда ребенок вступает во взаимодействие с другими как старший, включается механизм «социального взросления». Известно, что дети всегда стремятся ощутить, подчеркнуть свою взрослость, выполняя роль старшего. Важным результатом общения и взаимодействия детей 5–6 лет является формирование таких значимых социальных качеств, как: • умение предложить помощь и попросить о помощи; • эмоциональная отзывчивость, сопереживание другому, забота о тех, 8 кто в ней нуждается; • учет и принятие особенностей другого человека, следовательно, терпимость и толерантность; • адекватная самооценка; • уверенность в своих силах, осознание своей значимости; • коммуникативные навыки разных уровней и видов и др. а 2.2.Приоритетные направления деятельности по реализации Программы. Приоритетным направлением в классе Монтессори является организация деятельности детей в специально подготовленной предметно-пространственной развивающей образовательной среде. Это означает, что среда призвана обеспечить оптимальные условия для самостоятельной образовательной деятельности детей. Образовательная деятельность дошкольников в такой среде отвечает возрастным и сенситивным периодам и наиболее полно отвечает жизненно необходимым условиям для развития детей в зонах их актуального и ближайшего развития. Организации жизни в классе-Монтессори строится не по предметным занятиям, а по предпочтительной деятельности детей. Поэтому от педагога требуется внимательное вглядывание в ребенка и изучения детской жизни во всех ее проявлениях с помощью метода включенного наблюдения. Наблюдению педагога подвергаются особенности поведения детей в подготовленной им среде класса; содержание общей педагогической работы по организации свободной деятельности детей; создание благоприятного уклада и доброжелательной атмосферы в классе для всех участников образовательного процесса. 2.3.Особенности и преимущества Программы. 1. Свободная деятельность детей с дидактическим материалом Монтессори помогает наилучшим образом развитию нейрофизиологических процессов коры головного мозга. 2. Ребенок с малых лет получает опыт организованной индивидуальной и коллективной работы в группе. 3. Уважение, проявляемое со стороны взрослых к желаниям ребенка, поддержка его собственной инициативы и предоставление возможности выбора предмета познавательной деятельности. 4. В Программе предусматривается принцип разновозрастной организации групп, который способствует естественному получению детьми разнообразного социального опыта благодаря взаимодействию и взаимообучению детей разного возраста. Группы организуются по принципу объединения детей от 5 до 7(8) лет. 9 2.4.Основные направления образовательной работы с детьми разного возраста в предметно-пространственной развивающей среде. Цели и задачи образовательной работы с детьми выстраиваются в соответствии с их психофизиологическими особенностями. Образовательная деятельность осуществляется в специально организованных условиях (класс-Монтессори), с уникальным дидактическим Монтессори-материалом, который позволяет ребенку осваивать все пять основных направлений развития: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Каждое направление развития ребенка реализуется через деятельность детей в тех или иных уголках и пространствах развивающей среды — пространстве упражнений жизненной практики, пространстве сенсорного развития, пространстве математики, пространстве русского языка, пространстве основ культуры и природы. 2.4.1.Характеристика группы детей дошкольного возраста от 5 до 7(8) лет. Период от 5 до 7 (8) лет представляет собой время сознательного созидания себя. Важно предоставить детям возможность проявить инициативу в самостроительстве и исследовании окружающего мира. Наилучшим образом это происходит в специально подготовленной педагогом предметно-пространственной развивающей образовательной среде, где дети могут сами выбирать, чем им заняться, и учатся устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми. Это является важнейшим условием достижения целей и задач образовательной работы. В это время происходит приобретение навыков: коммуникативных (конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, владение устной речью как средством общения); познавательно-исследовательских (исследование предметов окружающего мира и экспериментирование с ними); навыков самообслуживания и заботы об окружающей среде; навыков восприятия художественного текста; навыков творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, театральной) и навыков конструирования; навыков игровой деятельности. 10 В дошкольном возрасте также происходит приобретение таких качеств, как: овладение основными культурными способами деятельности; инициатива и самостоятельность в разных видах деятельности; умение выбирать род занятий, партнеров по совместной деятельности, способы деятельности; положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; формирование чувства собственного достоинства; взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх; адекватное выражение своих чувств, в том числе чувства веры в себя, умение разрешать конфликты; воображение, которое реализуется в разных видах деятельности; умение подчиняться разным правилам и социальным нормам; хорошее владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания; развитие физических качеств; способность к волевым усилиям; следование социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; любознательность, самостоятельность в объяснении разных явлений. 2.4.2.Предметно-пространственная образовательная среда для детей от 5 до 7(8) лет. Специально подготовленная предметно-пространственная развивающая образовательная среда группы по системе Марии Монтессори оборудована столами и стульями по росту детей, стойками с ковриками для индивидуальной работы. Низкие открытые полки для размещения дидактических материалов — не выше уровня глаз ребенка. Каждый дидактический материал лежит на отдельном подносе, в коробке или корзинке. Все материалы сгруппированы в строгой последовательности и расположены на соответствующих полках для ориентации детей. Они полностью скомплектованы, вымыты и готовы к работе. Каждый материал имеется в единственном числе. Материалы содержат возможность самоконтроля. Все они косвенно способствуют концентрации внимания и развитию мелкой моторики рук, что содействует совершенствованию различных мозговых функций. Предметно-пространственная развивающая среда для детей включает в себя: пространство с материалами для развития социальных навыков и навыков самообслуживания, или «Уголок жизненной практики»; пространство с материалами для развития чувств 11 (сенсомоторное развитие), или «Сенсорный уголок»; пространство с материалами для развития речи, или «Уголок русского языка»; пространство с материалами для развития математических представлений, или «Уголок математики»; пространство с материалами для знакомства с природой и культурой, или «Уголок природы и культуры»; пространство с материалами для развития художественных навыков. Материалы для развития навыков самообслуживания и ухода за окружающей средой: 1. Набор для пересыпания с помощью ложки. 2. Набор для пересыпания из кувшина в кувшин. 3. Набор для перекладывания ложкой, пинцетом, щипцами. 4. Набор для просеивания. 5. Набор для переливания из кувшина в кувшин. 6. Набор рамок с застежками. 7. Набор для чистки обуви. 8. Набор для стирки белья. 9. Набор для мытья рук. 10. Набор для уборки пыли/мусора со стола. 11. Набор для мытья посуды. 12. Набор для полировки металлических предметов. 13. Набор для ухода за растениями. 14. Набор для приготовления салата. 15. И другие (не базовые) наборы. Дети ежедневно упражняются в самообслуживании, учатся обращаться с предметами повседневной жизни, а также заботятся об окружающей среде и помогают друг другу. Эти умения приходят к ним не с помощью наставлений и объяснений, а в результате постоянных упражнений и самостоятельной деятельности в специально организованном развивающем пространстве. Для каждого упражнения есть свой учебный материал, который предъявляется ребенку индивидуально и строго определенным образом. Материалы для упражнений в развитии («утончении» — термин Марии Монтессори) чувств: 1. Материалы для развития зрительного восприятия: • блоки с цилиндрами; • розовая башня с подставкой; • коричневая лестница; • красные штанги; 12 цветные таблички. Материалы для развития осязания: доски для ощупывания (тактильные дощечки); шероховатые (тактильные) таблички; ящик с тканью. Материалы для развития слуха: шумовые цилиндры. Материалы для развития чувства тяжести: весовые (барические) таблички. Материалы для развития чувства тепла: тепловые (термические) бутылочки и таблички. Материалы для развития обоняния: цилиндры с запахом. Материалы для развития вкусовых ощущений: вкусовые бутылочки. Материалы для развития чувства силы: силовые цилиндры. Материалы для развития стереогностического чувства и развития представлений о форме предметов: • геометрический комод с демонстрационным подносом; • набор разновысоких цветных цилиндров; • геометрические тела; • коробка или мешочек с предметами для сортировки. 10. Сенсорные материалы для подготовки к занятиям математикой: • конструктивные треугольники. Важнейшей основой познавательного развития дошкольника является его сенсомоторное развитие. Упражнения со специальным дидактическим материалом формируют чувственную базу интеллектуального развития, систему представлений о качествах окружающих предметов, их разнообразии; развивают умение сравнивать, обобщать, дифференцировать и классифицировать; готовят к изучению музыки, математики, общественных и естественно-научных областей знаний (географии, истории, астрономии, физики, химии, биологии). Упражнения с сенсомоторным материалом построены таким образом, чтобы ребенок мог по отдельности развивать различные чувства, такие как осязание, вкус, обоняние и др. В таких упражнениях ребенок также учится слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и осязать форму предметов. Материалы для упражнений в развитии речи. 1. Материалы для пополнения словарного запаса, речевой деятельности и классификации слов языка: • слова в трех коробочках; • карточки «Классификация слов языка (мир растений, животных, человека)». 2. Материалы для развития фонетического и фонематического • 2. • • • 3. • 4. 5. 6. 7. 8. 9. 13 слуха, а также выделения отдельных письменных знаков в словах: • ящичек с тремя отделениями для сортировки предметов; коробочки с мелкими предметами, в названии которых есть определенный звук; • коробки с карточками «Интуитивное чтение». 3. Материалы для подготовки руки к письму: • металлические рамки-вкладыши; • цветные карандаши; подставки для карандашей; • контурные рисунки. 4. Материалы для формирования образа буквы: • шероховатые (тактильные) буквы; • ящик с манкой для тренировки навыка письма; • набор карточек для списывания слов «Списки»; • большой подвижный алфавит Ю. И. Фаусек; • малый подвижный алфавит; • тетрадь для свободного письма «Звук и буква»; • набор картинок в коробке для свободных текстов. 5. Материалы для первоначального чтения и списывания (коллекция Ю. И. Фаусек): • коробка 1 для механического чтения и списывания; • коробка 2 для чтения номенклатуры и списывания слов; • коробки 3 «Картинка — слово»; • коробки 4 «Задания»; • коробка 5 с книжечками Монтессори — Фаусек. 6. Материалы для развития интуитивной грамматики: • комплект «Род существительного, число, согласование с прилагательным»; • коробка с игрушечным столом для распознавания предлогов (за, под, на...); • грамматические коробки Монтессори — Фаусек; • коробка «Символы частей речи»; • тетрадь для свободного письма «Умею писать». 7. Уголок для чтения и рассматривания книг «Библиотека». Ребенок приходит в детский сад с тем запасом речевого развития, который дала ему семья. Наша задача — помочь ребенку овладеть разными видами речевой деятельности: слушанием, говорением, чтением, письмом. Материалы для упражнений в развитии математических представлений. 1. Первая группа математических материалов: • числовые красно-синие штанги; • настольные числовые красно-синие штанги; • «математическая коробочка»; 14 шероховатые (тактильные) цифры; веретена (счетные палочки); цифры и чипсы. Вторая группа математических материалов: банк «Золотой материал»; материал и карточки для введения в десятичную систему счисления; поднос для построения на ковре десятичной системы; игра «Марки»; малые счеты. Третья группа математических материалов: набор цветных и золотых стержней с бусинами; доски Сегена; цепочки «Сотня» и «Тысяча»; цветные цепочки; доска «Сотня» с контрольной картой; Четвертая группа математических материалов: игры с полосками на сложение и вычитание; доски на умножение и деление с бусинами; игры «в змею» на сложение и вычитание; комплекты рабочих и контрольных карт на сложение, вычитание, умножение, деление; • ящики с примерами на сложение, вычитание, умножение, деление; • карточки с примерами на сложение, вычитание, умножение, деление; материал из бусин для умножения и возведения в степень с демонстрационным стендом. Большое значение в умственном воспитании детей имеет процесс самоформирования их элементарных математических представлений. В основе подходов к становлению у детей математического мышления лежит понятие «материализованные абстракции» — так называла Мария Монтессори свои специальные дидактические материалы, предназначенные для упражнений в математике. Наглядно-действенное мышление дошкольника находит опору в работе с этими «материализованными абстракциями». Десятичную систему счисления, арифметические действия, элементарную геометрию ребенок проживает через целенаправленную деятельность с математическими Монтессори-материалами. Цель педагогов — через подготовку среды и организацию свободной работы детей дать им основы математических знаний в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития каждого ребенка. Мария Монтессори называла человеческий ум математическим умом, подразумевая, что математика есть нечто присущее любому человеку и напрямую связанное с его жизнью. Вся человеческая культура, и прежде всего высокоразвитая техника и индустрия, опирается на математику. В математических материалах Монтессори ясно видны связи арифметики и геометрии. С их помощью происходит знакомство детей с количествами, • • • 2. • • • • • 3. • • • • • 4. • • • • 15 введение в мир чисел, введение в десятичную систему, знакомство с основными арифметическими действиями и понимание их сути. Используя свой сенсорный опыт, дети учатся выделять и различать признаки предметов, сравнивать и упорядочивать их по величине, числу, форме, длине, массе. Уделяется внимание развитию элементарной ориентировки детей в пространстве и во времени. Материалы для знакомства с основами знаний о природе и культуре. 1. Группа материалов «Земля и Вселенная»: • набор «Земные стихии»; • набор «Планеты Солнечной системы»; • коврик «Происхождение жизни на Земле». 2. Группа материалов «География»: • глобусы «Вода — суша», «Континенты»; • карты-пазлы «Континенты», «Российская Федерация», «Европа»; набор «Животный мир континентов». 3. Группа материалов «Биология и анатомия»: • ботанический комод; • шкафчик с карточками к ботаническому комоду; • шкафчик для ботанических рамок-вкладышей; • ботанические рамки-вкладыши с контуром: части цветка, части листа, части дерева; • модель «Тело человека»; • набор «Классификация животного мира»; • набор «Классификация растений»; • набор «Классификация: овощи и фрукты». 4. Группа материалов «Время»: • календарь; • часы; • набор «Дни недели»; • набор «Времена года». 5. Группа материалов «Человек и культура»: • лента «История моей жизни»; • лента «От рождения до старости»; • лента времени «История мировой культуры»; • набор «Государственная атрибутика России»; • набор «Профессии». В предметно-пространственной развивающей среде представлены материалы, с помощью которых ребенок может знакомиться с основами географии, астрономии, ботаники, зоологии, физики, химии. Такое обучение способствует развитию творческого мышления и формированию компетенции ребенка в различных областях природы и культуры. Задача педагога — с помощью дидактических материалов дать детям умственные и чувственные инструменты для самостоятельного познания природы и человеческой культуры. Исследовать окружающий мир — значит 16 действовать в нем как исследователь: сопоставлять, сравнивать, анализировать, накапливать информацию. Дидактические материалы этого пространства составлены по принципу знаменитого учебника Яна Амоса Коменского «Чувственный мир в картинках». Поскольку ребенок не в состоянии представить себе весь мир, то основные, значимые для культурного человека вещи нарисованы на картинках и подписаны. Картинка — знак, который при определенных условиях может пробудить у ребенка желание развернуть его, проанализировать и объяснить. 2.5.Содержание образовательных областей. 2.5.1.Социально – коммуникативное развитие. Содержание образовательной области «социально-коммуникативное развитие» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); развитие инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, умения делать выбор и нести ответственность за него; развитие способности к волевым усилиям, самоконтролю и самодисциплине; развитие умения выстраивать взаимодействие со сверстниками и взрослыми, умения договариваться, разрешать конфликты, адекватно выражать чувства и уважать чувства других; формирование первичных представлений о семье (ее составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях); формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем); формирование первичных представлений о государстве (его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему; формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.). Выделение социально-коммуникативного развития в отдельную образовательную область важно, но и условно, так как процесс позитивной социализации проходит через содержание всей Программы. Прежде всего, это определяется созданием и поддержанием социальной среды как части образовательной среды класса - Монтессори, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников достигается за счет установления партнерских отношений, уважения и принятия каждого субъекта образовательного процесса; осуществления непринужденного 17 общения ребенка с детьми и взрослыми в разных видах деятельности; учета интересов и потребностей каждого ребенка. Направления, формы и виды социально-коммуникативного развития детей Правила группы — часть социальной среды — разрабатываются взрослыми, но их формулировки обязательно обсуждаются с детьми, находится наиболее приемлемый вариант для данной группы детей. Каждое правило обсуждается в кругу; правила можно проиграть в ролях. Например, обсуждая, что значит быть вежливым, проигрываем вежливые формы приветствий, просьбы, прощания, предложения помощи другим и т. п. Упражнения жизненной практики (УПЖ) в предметнопространственной развивающей среде. Прямая цель: развитие независимости, самостоятельности, навыков самообслуживания, концентрации внимания, координации движений, крупной и мелкой моторики, реализация потребностей двигательной активности, подражание деятельности взрослых, навыки социального поведения. Для формирования точности движений важно создать подготовленную среду, учитывая моторные потребности ребенка. В этой среде ребенку надо предложить всевозможные виды упражнений. Предметы для упражнений подбираются таким образом, чтобы ребенок ясно понимал цель своей деятельности. Надо также создать возможность для совместной деятельности детей. Постепенно жизненно важная деятельность может выполняться ребенком совершенно самостоятельно. С увеличением независимости у ребенка растет уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Для ребенка интересен подробный анализ сложных действий. Педагог проводит упражнение, медленно и тщательно анализируя его так, чтобы сложная структура действия стала ребенку понятной. УПЖ подразделяются на четыре основные группы: 1. Вводные упражнения для развития контроля и координации движений. 2. Упражнения по уходу за собой для развития самообслуживания. 3. Упражнения, обучающие заботе об окружающей среде. 4. Особые формы движения. 5. Упражнения (уроки) социальной жизни. Вводные упражнения: • Ходьба по классу (ориентация в пространстве; осторожная ходьба, чтобы не натыкаться на предметы; тихая ходьба, чтобы не мешать другим). • Ношение предметов (стула, стола, коврика, маленьких предметов). • Открывание, закрывание (тюбиков, баночек; двери). • Раскатывание и скатывание коврика. • Складывание и сворачивание (салфеток; предмета в бумагу и пр.). 18 • Пересыпание, переливание (зерен ложкой; из кувшина; переливание воды). Упражнения по уходу за собой: • Расстегивание и застегивание различных видов застежек (рамки с разными застежками). • Мытье рук. • Стирка. • Чистка обуви. • Обращение с зеркалом (маленькое зеркало — отражается только лицо; среднее зеркало — отражается половина тела; большое зеркало — отражение в полный рост). Упражнения, обучающие уходу за окружающей средой: Внутри и вне дома: • протирание пыли; • подметание (со стола, с пола, дорожек); • мытье (стола, посуды, игрушек, скамеек); • уход за цветами (горшечными, срезанными); • работа на «огороде на окне»; накрывать стол, делать сервировку. Особые формы движения: • Ходьба по линии (например, имитационная, чтобы уметь ходить красиво, грациозно, вырабатывать чувство равновесия). • Ношение разных предметов. • Упражнение в тишине (умение сохранять тишину и неподвижность). Уроки социальной жизни: как приветствовать друг друга, как благодарить, помогать и просить о помощи, и т. д.; Таким образом, работа с упражнениями практической жизни развивает у детей: навыки самообслуживания по уходу за собой, заботу об окружающей среде, основы культуры поведения и навыки позитивного социального поведения. 2.5.2.Познавательное развитие. Познавательное развитие в классе - Монтессори можно разбить условно на несколько направлений: 1. Сенсорное развитие. 2. Математическое развитие. 3. Знакомство с основами знаний о природе и культуре. Познавательное развитие ребенка тесно взаимосвязано со всеми другими образовательными областями и реализуется посредством самостоятельной и совместной деятельности детей в продуманной и тщательно выстроенной подготовленной предметной развивающей среде и создания атмосферы исследовательского и творческого поиска, интереса к явлениям окружающей жизни, радости познания, решения поисковых задач. 19 Сенсорное развитие. Прямая цель: формирования представлений об окружающем мире, познавательных процессов, умственного развития, развития навыков самообучения, подготовки к дальнейшим формам учения. Косвенная цель: подготовка ребенка к переходу на новый абстрактный уровень мышления, развитию речи и математических представлений. Задачи: формирование чувственной базы интеллектуального развития; формирование системы представлений о качествах окружающих предметов, их разнообразии; развитие умения сравнивать, анализировать; подготовка к изучению математики, музыки, других направлений. Сенсорные Монтессори-материалы, являющиеся материализованными абстракциями, разработаны с учетом следующих принципов: изоляция свойства; изоляция ощущений; изоляция сложности. Основные группы материалов для развития чувств: • материалы для развития зрительного восприятия; • материалы для развития осязания; • материалы для развития слуха; • материалы для развития чувства тяжести; • материалы для развития чувства тепла; • материалы для развития обоняния; • материалы для развития вкусовых ощущений; • материалы для развития стереогностического чувства и представлений о форме предметов. Материалы и содержание работы с ними в «Сенсорном уголке» . Математическое развитие. Концепция математического развития в классе - Монтессори строится по законам естественного развития мышления человека. То есть математическое мышление рассматривается как возникающее спонтанно, а не через специально выстроенное взаимодействие взрослых и детей. В то же время математическое мышление дошкольников развертывается в процессе их жизнедеятельности в специально подготовленной предметно-пространственной среде, которая позволяет каждому ребенку двигаться в развитии мышления в индивидуальном темпе. Помощь ему осуществляется через систему дидактических материалов. Начиная на сенсорном уровне целенаправленно ставить один на другой кубики Розовой башни, трехлетний ребенок незаметно для себя самого сравнивает величины и выстраивает строгую последовательность из десяти кубов, которая впоследствии ляжет в основу его 20 представлений о десятичной системе счисления. Самостоятельная и концентрированная работа детей с любыми монтессори-материалами (практическими, сенсорными, математическими, языковыми, естественнонаучными) предоставляет ребенку возможность спонтанно сравнивать, синтезировать, анализировать, выстраивать сериационные ряды, последовательности, измерять и структурировать. Это как раз те важные процессы мышления, которые с возрастом естественным образом формируют математическое мышление человека. С помощью специальных математических материалов происходит: знакомство с целыми числами и количествами; введение в мир чисел и их цифровых символов; знакомство на конкретном уровне с основными арифметическими действиями и, как следствие, глубокое понимание их сути; решение простейших математических задач. Цель: предоставить детям возможность освоения первичных математических знаний в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития каждого ребенка. Дети учатся выделять и различать признаки предметов, сравнивать и упорядочивать их по величине, числу, форме, длине, массе. Уделяется внимание развитию элементарной ориентировке детей в пространстве и во времени. Математическое пространство группы имеет продуманную структуру, оно обеспечено материалами, которые позволяют детям, работающим с конкретными предметами, бусинами, осваивать счет, понимать суть арифметических действий, практиковаться в их выполнении, запоминать названия чисел, осваивать состав числа. При этом у детей развиваются учебные навыки, логическое мышление. В работе с математическими материалами педагог опирается на три главных принципа: 1) освоение нового навыка, знания от простого к сложному; 2) движение ребенка в познании от конкретного к абстрактному; 3) введение количеств, а затем введение символов. Все материалы математического уголка разбиваются на четыре группы: Первая группа материалов помогает детям освоить счет в пределах десяти, что позволяет начать работать с материалами следующих групп. Вторая группа материалов является базовой в формировании у детей представления о десятичной системе и понимании сути арифметических действий. Третья группа материалов позволяет детям осваивать названия чисел в пределах 1000. Четвертая группа помогает детям практиковаться в выполнении арифметических действий с однозначными числами и 21 запоминать табличное сложение, вычитание, умножение, деление. Работа с математическими материалами Монтессори помогает детям «проживать» отдельные математические понятия, называть их научными терминами. Организация работы с этими материалами подчиняется тем же принципам и правилам, которые реализуются в других пространствах класса: дети самостоятельно выбирают материал, который им презентует педагог; затем дети могут работать самостоятельно, в паре, малыми группами. Педагог проводит индивидуальные презентации в соответствии с индивидуальными планами, а также упражнения с одним ребенком или группой детей. Могут проводиться и общие групповые занятия, на которых используются коллективные упражнения с материалом, но подобное случается значительно реже, так как дети находятся на разных уровнях освоения счета и имеют разные математические представления. Тем не менее, общие занятия детей разного возраста позволяют старшим детям повторить то, что они уже освоили, дать младшим пример, рассмотреть содержание отдельных материалов математического уголка, находящихся в свободном доступе детей. Поощряется и поддерживается обучение младших детей старшими. Педагог, наблюдая за работой детей, определяет зону ближайшего развития ребенка и планирует его дальнейший маршрут в освоении математики. Материалы и содержание работы с ними в «Уголке математики» Знакомство с основами знаний о природе и культуре. Цель: формирование целостного восприятия картины мира, осознание своего места во Вселенной и взаимосвязи всех явлений природы, осознание ответственности за преобразования, производимые человечеством на Земле и в Космосе. Это направление не входит в учебный план данной рабочей программы. Однако в дидактические материалы других направлений (особенно в пространстве речевом) заложены как косвенные цели и задачи этого раздела. Материалы и содержание работы с ними в «Уголке природы и культуры» 2.5.3.Речевое развитие. Речь выступает одним из важнейших средств взаимодействия людей и проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего в диалогах, в которых говорящие обмениваются мыслями, задают уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора. Постепенное совершенствование и усложнение содержания и формы диалога позволяют включать в них сначала элементы, а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, а также элементы рассуждений. Развитие диалогической и монологической речи требует формирования следующих составляющих: 22 Собственно речи (ее фонетико-фонематического и лексикограмматического компонентов); Речевого этикета (элементарные нормы и правила вступления в разговор, поддержания и завершения общения); Невербальных средств (адекватное использование мимики, жестов). Важным направлением в речевом развитии дошкольника является его работа над овладением механическим письмом и, чуть позже, письменной речью, которая с помощью дидактических монтессори-материалов начинает активно и спонтанно развиваться у детей, порой еще до овладения ими чтением. Сенситивный период письма у детей наблюдается примерно в 4,5–5 лет. В это время у большинства дошкольников рука спонтанно требует тренировки. Дети стремятся рисовать, обводить фигуры и штриховать их, проводя бесчисленное количество линий. Натренированная рука современного пяти - шестилетнего ребенка готова к изображению письменных знаков. Остается их только назвать, сопоставив с соответствующим звуком. Так же, как и при освоении математики, на помощь приходят материалы Монтессори — деревянные подвижные и шероховатые алфавиты, с помощью которых можно составлять слова и переписывать их в тетрадь. Овладение самостоятельным чтением происходит у детей монтессоригрупп, как правило, ближе к 5,5–6 годам. Этому способствует продуманная система материалов, бережно ведущая ребенка от знакомства с отдельными письменными знаками к полноценному чтению. Овладение чтением и письмом в дошкольном возрасте предоставляет детям в дальнейшем более широкие возможности проникновения в родной язык и родную культуру, формирует расширение и разнообразие общения. Для того чтобы у ребенка сформировалась связная, грамматически правильно построенная речь, необходимо создание педагогами развивающей речевой среды. Важным условием развития связной речи и коммуникативных навыков является предоставление детям возможности свободного общения: развитие связной речи требует не только восприятия правильной речи взрослых, но и самостоятельности вербального выражения. Таким образом, развитие речи, психических процессов и моторных все функций, связанных с речью, осуществляется в системе и связано со всеми разделами Программы. Все виды речевой деятельности являются предметом повседневного внимания и целенаправленного обучения на общих и свободных занятиях, а именно: повседневное общение; самостоятельная деятельность с речевыми материалами в подготовленной среде; индивидуальные трехступенчатые уроки; расширение словарного запаса через индивидуальные и групповые занятия с материалами на классификацию; коллективные упражнения с речевым материалом в дидактическом 23 круге; словесные игры с подгруппой детей, состав которой определяется уровнем развития и интересами детей. Таким образом, в дошкольном детстве закладываются такие речевые навыки, как говорение, письмо и слушание. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры и реализуется через задачи: обогащения активного словаря; развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развития речевого творчества; развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Материалы и содержание работы с ними в «Уголке русского языка» . Цель: помощь детям в овладении различными видам речевой деятельности и развитии связной, грамматически правильной речи. Приемы работы для развития устной речи детей: 1. Поддержка детей в их стремлении рассказать что-либо. 2. Внимательное слушание и обмен мнениями. 3. Вопросы к ребенку по поводу деятельности, которую он осуществляет, и поощрение развернутых ответов, переходящих в историю. 4. Поощрение желания детей беседовать, обсуждать свою деятельность. Организация дидактических кругов, посвященных рассказам детей о поездках, событиях из их жизни, важных знаменательных для них вещах. 5. Коллективные упражнения с материалами по развитию речи, например: • звуковые игры с материалом «начало, середина, конец» • «закончи предложение»; • слово по кругу (совместное составление предложений, рассказов, сказок); • игра в синонимы антонимы с соответствующим материалом и т. п. 6. Разучивание потешек, скороговорок, пальчиковых игр. 7. Драматизация стихов («расскажи стихи руками»). - 2.5.4.Художественно-эстетическое развитие. Мария Монтессори была сторонником идеи о том, что творчество, в том числе детское, есть конструирование нового из первоначального интеллектуального материала, собранного в окружающей среде с помощью утончения чувств и развития моторики руки. Художественное творчество сообразно природе ребенка и призвано «готовить руку ребенка к движению, 24 глаз — к видению, душу к чувствованию». Цель: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Условно делим область художественно-эстетического развития на два направления: 1) изобразительная деятельность; 2) музыкальное развитие. В идеале эти направления могут быть взаимосвязаны, и деятельность в них будет реализована через проектную, творческую деятельность, где, например, по сочиненной детьми сказке может быть создана театральная постановка, к которой подбирается музыкальное сопровождение, ставятся танцы-импровизации, сооружаются детьми простейшие декорации и создаются костюмы. Это направление не входит в учебный план данной рабочей программы. Однако в дидактические материалы других направлений заложены как косвенные цели и задачи этого раздела. 2.5.5.Физическое развитие. Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, становление ценностей здорового образа жизни, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: • развитие физических качеств: гибкости, равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; • освоение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением; • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; • овладение подвижными играми с правилами; • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; • овладение элементарными нормами и правилами питания, двигательного режима, закаливания, при формировании полезных привычек и др. Организация образовательного процесса в классе - Монтессори включает принцип свободы движения. В течение всего времени посещения класса, дети находятся в постоянном движении при работе с монтессори-материалами; 25 например, упражнения в практической жизни, работа с сенсорным, математическим, языковым материалом предполагают двигательную активность ребенка. Свобода выбора места работы позволяет ребенку выполнять задания как сидя за столом, так и сидя или лежа на коврике. Свобода выбора деятельности позволяет ребенку в любое время выбирать двигательную активность в зависимости от собственной потребности. Свобода выбора времени занятия позволяет ребенку заниматься той или иной деятельностью, в том числе и двигательной, столько времени, сколько ребенок ощущает потребность в движении. 2.6. Методы адаптации и формы работы с детьми. 2.6.1.Методы адаптации ребенка к классу-Монтессори. Наиболее сложным периодом в жизни ребенка, которого впервые привели в группу, является период адаптации. В это время происходит не только спонтанное, но и впервые осознанное освоение нового жизненного пространства, приспособленного для его углубленной, самостоятельной работы. Именно в это время рождается первый навык такой работы в условиях группы. Под руководством педагога дети учатся ориентироваться в окружающей их среде. Они упражняются в подготовке своего рабочего места. Учатся тихо ставить стул, разворачивать коврик, переставлять стул, переносить различные предметы на рабочее место и ставить их после работы назад. Дети учатся спокойно ходить по группе, не задевая стол, стулья и коврики, на которых работают другие, уважать чужой труд. Их приучают к вежливому и доброжелательному отношению друг к другу и к взрослым, например, к приветствию или к тому, как попросить о помощи, принять ее, в каких случаях извиниться. Дети учатся закрывать и открывать дверь, вешать на свой крючок одежду и полотенце, вытирать обувь на пороге дома или отряхивать снег. Они включаются в общий ритм жизни группы, в свободную работу с материалом. Важное место детей в адаптационный период занимают специальные упражнения в тишине и хождение по линии. Чтобы помочь ребенку войти в большой коллектив уже работающей группы, педагогу необходимо обращать отдельное внимание на его знакомство с другими детьми, повторяя не раз имена ребят, которые, возможно, не запомнятся сразу. Коммуникативные игры на знакомство, которые проводятся в начале года, можно повторять, если приходят новые дети в течение года. Старшие ребята становятся опорой педагога во включении «новичка» в жизнь группы. 2.6.2.Формы работы в разновозрастной дошкольной группе. К основным формам работы в разновозрастной группе - Монтессори относятся: 26 Свободная работа детей с Монтессори-материалами. Индивидуальные занятия педагога с ребенком, во время которых передается способ деятельности с материалом, — они проводятся во время свободной работы детей с материалами. 3. Трехступенчатый урок – введение понятий. 4. Ежедневное коллективное занятие в кругу. 1. 2. Свободная работа с Монтессори-материалами. Свободная работа с Монтессори-материалами педагогом не планируется. Каждому ребенку предоставляется возможность самостоятельного выбора материала, места и длительности работы с ним, а также партнера. Педагог наблюдает деятельность детей и, при необходимости, помогает им, предлагает материал или упражнение, отвечает на вопросы детей. Ценность такого вида деятельности в том, что происходит самообучение ребенка с помощью автодидактических материалов. Разновозрастность группы способствует установлению практики взаимного обучения, когда старшие дети оказывают помощь младшим в освоении нового. Свободная работа детей с материалами эффективна при соблюдении ряда условий: • подготовленность педагога к созданию такой среды, к организации самостоятельной и совместной свободной деятельности, созданию атмосферы успешности, получения удовольствия от активной учебной игровой, исследовательской деятельности, самообразования; • подготовленность среды, предоставляющей каждому ребенку возможность реализовать его потребность в активной деятельности, познании, исследовании, игре; • выполнение всеми участниками образовательного процесса правил группы. Индивидуальные занятия педагога с ребенком. Индивидуальные занятия должны планироваться на основе наблюдений за работой детей, оценки динамики развития каждого ребенка. Задача педагога — работать с каждым ребенком в зоне его ближайшего развития. Индивидуальные занятия бывают следующих видов: презентация работы с материалом, упражнения с материалами, трехступенчатый урок. Презентация работы с материалом длительностью не более 5 минут. Презентация — это предъявление ребенку наикратчайшего способа достижения цели, отвечающей внутреннему смыслу материала. Например: педагог показывает, как безошибочно построить розовую башню из 10 кубов разной величины. Но из этого не следует, что в дальнейшем ребенок будет работать с материалом только по алгоритму презентации. Упражнения с материалами. После освоения основного алгоритма презентации материала ребенок переходит к разнообразным упражнениям с 27 ним. Некоторые из них ему предлагает педагог, другие он придумывает сам. Упражнения с материалами способствуют развитию творческого мышления и воображения детей. Именно разнообразные упражнения с материалами помогают ребенку в целенаправленной деятельности незаметно для него самого сформировать базовые понятия о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, их форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии и других свойствах. «Трехступенчатый урок» (термин Марии Монтессори). Во время него ребенок осваивает новые понятия (урок длится не более 3–5 минут). 1 ступень: Педагог устанавливает связь между предметом и названием: он указывает на предмет и при этом четко и ясно произносит его название: «Это — ...». 2 ступень: Фаза закрепления представления о предмете, формирование пассивного словаря. Она может занять разное время у разных детей. Учитель называет предмет и дает ребенку поручения: «Дай мне ...», «Положи ...», «Принеси ...» и т. п. 3 ступень: Педагог указывает на предмет и предлагает ребенку назвать его: «Что это?» Теперь название предмета становится частью активного словаря ребенка. Ежедневное коллективное занятие («Дидактический круг»). «Дидактический круг» проводится ежедневно в одно и то же время по определенному плану в заключительной и/или начальной части свободной работы детей с материалами. Продолжительность занятия — не более 15–20 минут. Оно поддерживает общий ритм жизни детской группы, что соответствует потребностям детей дошкольного возраста, переживающих сенситивный период порядка, открытый Марией Монтессори. Занятие в кругу состоит из нескольких обязательных частей: • «Движение по линии»; • «Урок тишины» (термин Марии Монтессори); • «Ношение» - коллективное упражнение с одним или двумя материалами: • Коммуникативная игра / разучивание стихотворения или песни с движением. Реализация Программы предполагает единство организации ухода и присмотра за детьми и их образования, поэтому большое значение отводится режимным моментам. Подготовка к приему пищи и еда, подготовка к прогулке и сама прогулка, подготовка ко сну, а также уход за собой и окружающей средой приобретают дидактический смысл. Педагоги, работающие в группах, продумывают тонкости организации ежедневной жизни группы, чтобы у детей своевременно сформировались навыки самообслуживания, помощи друг другу, умение разрешать конфликты, учитывать потребности и особенности 28 находящихся рядом людей и другие социальные навыки. 2.6.3.Способы и направления поддержки детской инициативы, становления личностного своеобразия детей. Мария Монтессори не раз писала о том, что общие наблюдения и индивидуальное обучение с точным объяснением материала — два способа, которые педагог использует, помогая развитию ребенка. Именно на них строится поддержка становления личностного своеобразия детей. Попадая в предметно-пространственную развивающую среду детского сада, ребенок постоянно стоит перед выбором, чем бы заняться, на каком предмете сосредоточить свое внимание. Он действует при этом самостоятельно, в своем собственном темпе и занимается столько времени, сколько пожелает, т. е он свободен. Главное ограничение носит социальный оттенок. Ребенок, как и любой другой человек, не может быть полностью свободен в действиях, которыми он мешает жить другим людям, другим детям в группе. Не мешать другим можно только в ситуации, когда все действия направлены к определенным целям и сопровождаются внутренней концентрацией. Мария Монтессори называла это состояние «нормализацией». Обучение точному обращению с предметами окружающей среды, использование их по назначению и есть гарантия свободы. В конце адаптационного периода мы наблюдаем нормализованных, а потому свободных детей. Организуя работу в классе - Монтессори и реализуя Программу, в которой инициатива в выборе занятия принадлежит самим детям, педагог направляет свои силы на отбор тех материалов — предметов для исследования, которые могут привлечь внимание любого из его воспитанников. Он без устали вдохновляет детей разными способами работы (упражнениями) с этими материалами, а когда «точка контакта» между ребенком и предметом окружающей среды установлена, отступает на второй план и дает каждому из детей необходимое время и возможность для свободной самостоятельной деятельности. 2.7.Система оценки результатов освоения Программы через наблюдения. В соответствии с ФАОП требования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга) и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. В Программе представлена система мониторинга, основанная на методе наблюдения. В нее вошли: дневник включенного педагогического наблюдения; анализ индивидуального портфолио (коллекции) детских работ; карта индивидуальных достижений ребенка от 5 до 7 (8) лет, предполагающая лонгитюдное исследование на протяжении всего времени 29 пребывания ребенка в группе; Карта возможных достижений выпускника дошкольной группы включенного педагогического наблюдения. Основным методом работы Монтессори-педагога является метод научного наблюдения спонтанных проявлений детей в условиях их жизни в классе-Монтессори. Наблюдение помогает педагогу видеть детей такими, какие они есть на самом деле. Педагог наблюдает жизнь детей, чтобы понять, что происходит с каждым ребенком, увидеть изменения в его развитии с течением времени, определить его потребности, интересы и умения, внести изменения в среду группы, определить моменты, вызывающие озабоченность, и найти способы, позволяющие наилучшим образом решать проблемные ситуации. Позиция педагога как участника группы требует от него включенного наблюдения. Однако педагог может как быть участником совместно-разделенной деятельности с детьми, так и наблюдать за их жизнью со стороны, сохраняя при этом свою педагогическую позицию как участник группы. Метод научного наблюдения предполагает возможность подтверждать или опровергать свои гипотезы в отношении собственных педагогических действий. Включенное наблюдение — это процесс сбора точной и объективной информации во время свободной работы детей с Монтессори-материалами. Педагог фиксирует свои наблюдения за каждым ребенком в специальных дневниках. Ведение дневников — процесс, требующий не только постоянной точной фиксации происходящего с ребенком, но и педагогической интерпретации наблюдений через призму понимания процесса развития ребенка в педагогике Марии Монтессори. Информацией, содержащейся в дневниках педагогических наблюдений, могут воспользоваться и родители (законные представители). Это дает им возможность больше узнать о потребностях своих детей, сильных сторонах их деятельности и характере выстраивания отношений с другими людьми. Такой обмен информацией способствует углублению подлинного партнерства педагогов и родителей в воспитании детей. Портфолио детских работ. Деятельностный подход, на котором выстраивается дидактика системы Марии Монтессори, предполагает сохранение продуктов деятельности детей, придание им особой ценности и непосредственное использование их для анализа и оценки всестороннего психического развития ребенка. Коллекция детских работ собирается в индивидуальное портфолио ребенка и периодически (не реже двух раз в год) анализируется педагогом в 30 соответствии с поставленной им задачей. Например, педагог выделяет из коллекции ребенка его письменные работы и анализирует их с точки зрения формирования навыка письма. Подобным образом он может исследовать развитие навыков элементарного счета и способов их записи, а также другие темы. Таким образом, в портфолио могут входить рисунки детей, первые написанные ребенком цифры, буквы и слова, записки детей, фотографии детских поделок, а также фотоснимки детей за работой в разные периоды. Портфолио наглядно демонстрирует прогресс в развитии ребенка и наряду с дневниками педагогических наблюдений и картой достижений ребенка представляется на обсуждение с родителями и другими заинтересованными участниками образовательного процесса (воспитателями групп, логопедом, психологом, родителями). Портфолио старших дошкольников могут предъявляться будущим учителям начальной школы, что обеспечивает преемственность работы с ребенком в детском саду и школе. Особой ценностью портфолио обладает и для самого ребенка, который, разглядывая историю своей жизни в детском саду через собственные работы, формирует и укрепляет свою самооценку и стремление сравняться в знаниях и умениях со сверстниками. Любой документ детского портфолио является результатом умения ребенка довести начатое дело до конца и естественным образом, без специальных взрослых назиданий, приучает детей ценить сам труд и его результаты. Индивидуальная карта достижений ребенка. Два раза в год перед индивидуальными собеседованиями с родителями Монтессори-педагог заполняет карты достижений детей по специальной схеме опосредованного исследования их развития. Наблюдая свободную деятельность детей в разновозрастных группах от 5 до 7 лет, педагог определяют уровень развития каждого ребенка на данный момент и выявляют динамику изменений, сопоставляя результаты наблюдений с предыдущими записями. Результаты, заносимые педагогами в дневники наблюдений, «Индивидуальные карты достижений ребенка», информация в портфолио служат для анализа профессиональной деятельности, взаимодействия с семьями, изучения характеристик образования детей. По ним не осуществляется аттестация педагога, и они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей, что отвечает требованиям ФАОП дошкольного образования. В соответствии с направлениями Программы «Индивидуальная карта достижений ребенка» содержит 5 основных разделов анализа и оценки развития: 31 социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, двигательное развитие. В «Индивидуальной карте достижений ребенка» ребенка-дошкольника от 5 до 7 (8) лет применяется трехуровневая шкала педагогической оценки развития, которая имеет условные обозначения: 2 — всегда (умение или навык проявляется устойчиво); 1 — иногда (умение или навык только формируется, проявляется не регулярно); 0 — никогда (умение или навык пока отсутствует). Карта достижений ребенка дошкольного возраста сама показывает педагогу, с помощью каких предметов специально подготовленной развивающей среды можно измерить те или иные достижения ребенка. Меняя или варьируя дидактические материалы в среде и наблюдая интерес к ним детей, можно наиболее точно зафиксировать процесс развития каждого ребенка и становление группы детей в целом. • • • • • 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 3.1.Организационно-педагогические условия реализации Программы. 3.1.1.Режим проведения кружковой деятельности с детьми. Распорядок жизни детей в группах дошкольного возраста разрабатывается педагогическим коллективом организации с учетом психо - физиологических потребностей детей, ее посещающих, и в соответствии СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». В интересах детей требуется постоянное качественное взаимодействие семьи и педагога-монтессори дошкольной организации. В связи с тем, что в период дошкольного возраста ребенок проживает сенситивный период порядка, взрослым необходимо установить и поддерживать постоянный порядок в распределении времени и повторении ежедневных событий, происходящих в детском саду. Длительность деятельности детей в специально организованной развивающей среде 50 мин., т.е. объединены два занятия в одно. Поэтому дети посещают класс-монтессори один раз в неделю. Расписание работы кружка – Монтессори. 3.1.2.Учебно-методические материалы к Программе. 2. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии // Собрание сочинений: в 6 т.-Т. 2. — М.: Педагогика, 1982. 3. Каргапольцева Н. А. Монтессори-образование: проблема 32 социализации и воспитания личности: монография. — М.: Педагогический вестник, 1999. — 184 с. 5. Любина Г. А. Обучение дошкольников «языку чувств» // Дошкольное воспитание. — 1996, № 2. — С. 4–13. 6. Монтессори М. Впитывающий разум. — СПб.: Благотворительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2009. — 320 с. 7. Монтессори М. Дети — другие. — М.: Карапуз, 2004. — 336 с. 8. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. — М.: Астрель; АСТ, 2006.— 269 с. 10. Монтессори М. Начальное обучение. Мой метод. — М.: Астрель; АСТ, 2010.-349 с. 11. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. — М.: Московский монтессори-центр, 1993. — 203 с. 12. Монтессори М., Фаусек Ю. И. Математика по методу Монтессори для детей 5–8 лет. — М.: Открытое издательство «Народная книга», 2013. — 298 с. 16. Сорокова М. Г. Система М. Монтессори: Теория и практика. — М.: Academia, 2007. — 384 c. 19. Фаусек Ю. И. Детский сад Монтессори. — М.: Издательский дом «КА-РАПУЗ», 2007. — 240 с. 33