Лепка Умелые ручки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 466
ОГРН № 1026602319952 от 16.07.1997
ИНН/КПП 6658078261/665801001
_____________________________________________________________________________
620109 г. Екатеринбург, ул. Заводская д. 17-а, 17-6
телефон/факс 8(343)308-00-91
телефон 8(343)308-00-92
e-mail: mdou466@eduekb..гu
сайт: https://466.tvoysadik.ru/

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
Протокол № 1
от «28» августа 2025 г

Утверждено:
Заведующий МБДОУ № 466
__________Вершинина А.О.
Приказ № 99-о от «01» сентября 2025 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
Срок реализации: 1учебный год.

Автор дополнительной образовательной
общеразвивающей программы:

Хуснетдинова Лилия Фагиловна

воспитатель высшей категории

г. Екатеринбург, 2025

Оглавление:
1.
Пояснительная записка.
2.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы.
3.
Новизна, актуальность программы.
4.
Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы.
5.
Отличительные особенности дополнительной общеразвивающей программы.
Принципы к формированию программы.
6.
Сроки
реализации
дополнительной
общеразвивающей
программы
(продолжительность образовательного процесса, этапы).
7.
Формы и режим занятий.
8.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
9.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы.
10. Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы.
11. Содержание программы дополнительного образования детей.
12. Материально-техническое обеспечение программы.
13. Обеспечение программы методическими видами продукции.
14. Рекомендации по проведению практических работ.
15. Список использованной литературы

1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа лепка из солёного теста «Умелые
ручки» художественной направленности разработана в соответствии с Приказом
Минпросвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим
программам» и разработана с учетом учебных пособий:
•
Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика
руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум: Учеб. пособие для студентов
пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология дошкольников». – 2-е изд., дораб. – М.:
Просвещение, 1987. – 128 с.
•
Надеждина В. Поделки и фигурки из солёного теста. Увлекательное рукоделие и
моделирование. – Минск: Харвест, 2008. – 192 с.
•
Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности
и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. 2002 и 2010. – М.,
Просвещение, 1979. – 272 с.
•
Халезова Н. Б., Курочкина Н. А., Пантюхина Г. В. Лепка в детском саду: Кн. для
воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
•
Халезова Н. Б., Народная и декоративная лепка в детском саду: Пособие для
воспитателя. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.
Нормативно-правовую базу Программы составляют:
•
Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
•
Конвенция развития дополнительного образования детей – (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р).
•
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеразвивающим программам».
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ – от 04.07.2014
№41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
2. Направленность дополнительной общеразвивающей программы.
Данная дополнительная общеразвивающая программа имеет художественную
направленность.
Формирование интегрированного качества «Способность решать интеллектуальные и
личностные задачи, адекватные возрасту» и через углубление содержания образовательной
области «Художественно-эстетическое развитие» за счёт обучения детей лепки из солёного теста.
Данная программа реализуется через кружок «Умелые ручки» с детьми старшего дошкольного
возраста.
3. Новизна, актуальность программы.
Новизна данной программы заключается в нестандартном подходе построения занятий,
в подборе материалов и атрибутов, ориентированных на развитие мелкой моторики рук и
эстетического вкуса у дошкольников.
Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким
пластическим материалом. Тестопластика является одним из видов народно-прикладного
искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у
детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это, своего рода
упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений,
координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих
нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, особые
воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках

пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга,
влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга
занимают представительства наших рук. И это естественно, ведь сведения о мире получаем
именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого исследуем, творим, строим.
Самое важное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с
изобразительным искусством развивает ребенка эстетически. Раскрашенные изделия выглядят
керамическими. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко
использовать его в работе с детьми.
Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей.
Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению;
развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и,
прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет тестопластика.
Актуальность программы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками
программы. Дети знакомятся с нетрадиционным материалом для лепки. Таким образом,
развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных
ситуациях. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных
изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития
способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
4. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы.
Цель: создать условия для эстетического развития детей, самовыражения и
самореализации дошкольников через декоративно - прикладное искусство. Полноценное
развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. Возможность подарить детям
радость творчества, показать приемы лепки из соленого теста, помочь развить творческие и
коммуникативные способности ребенка через изготовление изделий из соленого теста,
вовлечение детей в активную творческую деятельность, развитие мелкой моторики рук.
Задачи программы:
Образовательные:
•
ознакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
•
познакомить с правилами техники безопасности;
•
учить стремится к поиску, самостоятельности;
•
учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных
частей, создание образов;
Развивающие:
•
развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов,
поиске новых решений в создании композиций;
•
развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым
развитием, мелкой моторикой, глазомером;
•
формировать способности к творческому раскрытию, самостоятельности,
саморазвитию;
•
формировать способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов
выполнения.
Воспитательные:
•
воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;
•
воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий;
•
воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
5. Отличительные особенности дополнительной образовательной программы.
Принципы к формированию программы.
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане
умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует
формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений.

Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребенка. Умение наблюдать, выделять
главное, характерное. Учит не только смотреть, но и видеть. Лепка воспитывает усидчивость,
развивает трудовые умения и навыки ребенка. Воспитывает такие качества, как
самостоятельность, целенаправленность в выполнении работы, умение довести работу до конца.
Наряду с развивающей, обучающей и коммуникативной функцией, тестопластика решает
релаксационную функцию, снимает психоэмоциональное напряжение, особенную ценность
приобретает для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Работа с соленым тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в
развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений.
Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что
художественно- творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей
от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, вызывает радостное,
приподнятое настроение, повышает самооценку, чувство удовлетворения. Во время занятий с
тестом, дети работают за одним большим столом, это объединяет, даёт возможность видеть
результаты друг друга, обращаться друг к другу за советом, помощью, то есть реализовать
коммуникативную потребность детей в процессе творчества.
При правильном замесе - не крошится, не трескается, не имеет запаха, приятно на
ощупь. Долго сохраняется при бережном обращении, а в случаях поломки изделия не образует
острых углов. Тесто - это натуральный и экологически чистый продукт. Он доступен каждому,
дёшев и лёгок в приготовлении и использовании. Детям работа с тестом доставляет наряду с
познавательными навыками массу удовольствий и радостных мгновений.
Преимущество солёного теста:
•
можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
•
легко отмывается и не оставляет следов;
•
безопасно при попадании в рот, один раз попробовав;
•
тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!
•
если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
•
можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
•
краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
•
поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.
•
с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.
Обучение осуществляется на основе следующих методических принципов:

принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка
задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от
близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
•
принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с
постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
•
принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
•
принцип развивающего характера художественного образования;
•
принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач
художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей
и индивидуальных способностей; принцип интереса: построение и/или корректировка программы
с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом;
•
принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной
деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
•
принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской
активности;
•
принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и
художественной деятельности;
•
принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание
человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
•
принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
•

•
принцип организации тематического пространства (информационного поля) основы для развития образных представлений;
•
принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов
действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
•
принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и
деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

6.
Сроки
реализации
дополнительной
общеразвивающей
программы
(продолжительность образовательного процесса, этапы).
Реализация дополнительной образовательной программы «Умелые ручки» для детей
дошкольного возраста осуществляется с октября по май, занятия раз в неделю, 4 занятий в месяц,
32 занятия в год.
Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема,
установленного СанПиН 2.4.1.3049-13 и составляет 1 занятие – 25 минут для старшей группы и
30 минут для детей подготовительной к школе группы и предусматривает физкультминутки и
подвижные игры.
Сроки реализации данной программы рассчитан на один учебный год.
Этапы реализации программы.
В программе выделены три этапа развития творчества дошкольников на занятиях по
лепке из соленого теста. Каждый этап имеет свои особенности и творческие задачи.
Подготовительный этап.
Цель: ознакомление и обучение. Накопление творческого опыта детей.
Задачи: заинтересовать и раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед новым
материалом; познакомить дошкольников с особенностями лепки из соленого теста.
На этом этапе дети знакомятся с возможностями соленого теста, с инструментами и
дополнительными материалами, их назначениями; дошкольники учатся правильно
организовывать свое рабочее место. Подражая взрослому, изготавливают конкретные поделки из
соленого теста, отрабатывают знакомые и обучаются новым способам и приемам лепки.
На первом этапе детям предлагаются задания, которые требуют от них первоначальной
ориентировки в творческой деятельности: сочини, придумай, измени и т. д., при этом они
проявляют элементы творчества
Часть занятий отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста. Детей знакомятся
с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащает ребенка творчески, помогает
осознать тесную связь лепки и рисования.
Основной этап.
Цель: развитие. Приобретение детьми творческого опыта в преобразовании изделий из
соленого теста.
Задачи: развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки;
побуждать создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая инструменты и
дополнительные материалы, способы и приемы лепки.
Работа строится на основе возникшего у детей желания внести свои добавления,
изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме, рисунку и т. д. На этом этапе
большое внимание уделяется детскому экспериментированию с материалами, с инструментами и
техниками. Детям предлагаются задания, которые ведут их к целенаправленным действиям и
поискам.
Заключительный этап.
Цель: творчество. Развитие способности самостоятельно создавать выразительные
образы в лепке из соленого теста, отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной,
вариантностью, гибкостью, подвижностью.
Задачи: поощрять творческую активность детей, инициативу и самостоятельность;
развивать целеустремленность и настойчивость в поисках решения проблемы.
Опорой на этом этапе служит детское творческое воображение, позволяющее не только
отображать замысел, но и свое отношение к создаваемому образу. Создаются условия для
развития инициативы и самостоятельности дошкольников. Дети учатся переносить свой опыт

(уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые
условия и самостоятельно применять его в творческих ситуациях.
Детям предлагаются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.
Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и проводится как по заданию, так и по
замыслу детей.
7. Формы и режим занятий
Форма организации детей является подгрупповая и групповая до 10 человек.
Формы работы по развитию детского творчества:
• Совместная деятельность воспитателя с ребёнком
• Самостоятельная деятельность детей
• Различные виды гимнастик
• Рассматривание иллюстраций, фотографий, картинок
• Беседы
• Чтение сказок, рассказов, стихов
• Подвижные игры
• Раскрашивание гуашью или акварелью готовых работ
Способы лепки:
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать,
сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных
деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Приёмы лепки:
Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук,
надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.
При организации занятий кружка, воспитателю необходимо помнить следующие
правила:
1. Не мешать ребенку, творить.
2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнать новое.
3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
4. Начинать с самого простого доступного задания, постепенно усложняя его.
5. Поощрять инициативу детей.
6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
Основным условием реализации программы кружка является творческое отношение
самого педагога. Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновлять детей на новые
достижения в творчестве - главное руководство в работе кружка.
В работе с дошкольниками используются такие формы организации художественнотворческой деятельности, как: создание детьми индивидуальных работ в лепке, создание детьми
коллективных работ. На коллективных занятиях дети изготавливают художественные панно,
макеты, рельефные картины и т. д.

время.

8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
1. У детей стойкий интерес к тестопластике как во время занятий, так и в свободное
2. Дети ответственно относятся к выполнению работ.
3. Стремятся к самостоятельному, качественному выполнению образа.
4. Аккуратно выполняют задание, доводят начатое дело до конца.
5. Умеют помогать друг другу при выполнении коллективной работы.
6. Имеют представления о народных промыслах.
7. Уверенно делят тесто на части соответственно замыслу.
8. Владеют техническими приёмами лепки.
9. Лепят работы разными способами: пластическим, конструктивным, комбинированным.

10. Лепят предметы, передавая их характерные особенности.
11. Имеют представления о роли цвета в мелкой пластике.
12. Умеют составлять простые композиции.
13. Рассказывают о последовательности выполнения своей работы, отвечая на вопросы
педагога.

теста.

9. Формы проведения итогов реализации
дополнительной общеразвивающей программы.
Открытое занятие для родителей с показом детьми различных методов лепки из соленого
10. Учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы.

Группа функционирует с учетом распорядка дня детского сада и графиков работы
специалистов.
Программа по тестопластике представляет особый комплекс мероприятий: учебнотематическое планирование и перечень тем содержания курса, темы бесед с детьми и их
родителями и педагогический контроль.
В работе с детьми:
•
внедрение новых форм и методов в организацию занятий;
•
организация индивидуальной работы с детьми вне занятий;
•
создание условий для самостоятельной художественной деятельности вне занятий.
В работе со взрослыми:
•
осуществление совместной работы с администрацией и родителями по внедрению
программы;
•
создание предметно – развивающей и пространственной среды;
•
проведение бесед – консультаций с родителями;
•
привлечение родителей к организации выставок в группе и детском саду.
В работе педагогов:
•
расширение профессиональных знаний путём посещения семинаров, выставок,
конкурсов;
•
обзор новой методической литературы;
•
накопление материалов – образцов для использования на занятиях.
Для эффективного развития изобразительной деятельности с привлечением
сюжетной лепки, созданы все необходимые условия для занятий с детьми:
•
занятия проводятся в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с
детьми;
•
подобраны все необходимые материалы и пособия;
•
систематизирован литературный материал: стихи, загадки, пословицы, поговорки;
•
изготовлена картотека пальчиковых игр для подготовки руки к работе, развитие
мелких мышц руки.
Учебно-тематическое планирование по тестопластике
Месяц
Тема
Октябрь "Грибная полянка"

Программное содержание
Продолжать прививать интерес к тестопластике. Учить детей
вырезать лист по шаблону, развивать умение составлять
композицию из разноцветных листочков.
Раскрашивание
Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур.
"Грибной полянки" Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в
способах работы с ними.
Печатание мышки Закрепить умение детей работать с шаблонами. Развивать
творческие способности фантазию. Воспитывать усидчивость,
эстетический вкус.

Раскрашивание
мышки
Ноябрь

"Колючий ежик"
Раскрашивание
ежика
“Печатание
кулонов в подарок
ко "Дню Матери”
Раскрашивание
готовых работ

Декабрь

“Снеговик”

"Ёлочные
украшения"
"Новогодняя
ёлочка"
Раскрашивание
готовых работ
Январь

"Птица счастья"

"Рождественская
свеча"
"Снежинка"
Раскрашивание
готовых работ
Февраль

"Блины"
"Сыр для мышки"
Кружка в подарок
для папы
Раскрашивание

Развивать воображение, творчество. Совершенствовать технику
росписи фигурок из соленого теста. Закреплять умение рисовать
гуашью, смешивать краски.
Закрепить особенности лепки. Развивать стремление соблюдать
последовательность соединения деталей, разные приемы лепки.
Формировать представления об основах техники безопасности.
Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур.
Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
Воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить
начатое дело до конца.Развивать самостоятельность,
аккуратность; формировать потребность в саморазвитии.
Формировать у них желание сделать подарок своими руками;
отрабатывать умение работать с тестом.
Совершенствовать самостоятельность при раскрашивании
изделия из соленого теста красками. Развивать у детей
эстетическое восприятие, чувство цвета.
Развивать самостоятельность при использовании
конструктивного способа лепки, при планировании своей
работы: задумывать образ, делить материал на нужное
количество частей разной величины, лепить последовательно,
начиная с крупных деталей. Показать приемы оформления
вылепленных фигурок дополнительными материалами.
Развивать глазомер.
Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус,
стремление к творчеству. Учить детей лепить украшения для
новогодней ёлки способом моделирования.
Продолжать знакомить со способом лепки из конуса. Поощрять
самостоятельность при выборе приема лепки - для передачи
колкихиголочек. Развивать чувство пропорций, композиции.
Формировать самостоятельность при раскрашивании изделия из
соленого теста красками. Развивать у детей эстетическое
восприятие, чувство цвета.
Познакомить детей с комбинированным способом лепки птиц:
туловище и голова – пластическим способом, хвост и крылья –
конструктивным. Направить детей на самостоятельный поиск
способов передачи движения. Воспитывать желание
помогатьзимующим птицам в холодное время года.
Развивать умение плести косичку из теста; закрепить навык
наносить узор с помощью стеки, Развивать воображение,
согласованность в работе глаза и руки.
Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание лепить из
теста. - развивать точные и дифференцированные движения
кистей и пальцев рук
Формировать самостоятельность при раскрашивании изделия из
соленого теста красками. Развивать у детей эстетическое
восприятие, чувство цвета.
Показать способ приготовления цветного теста
Совершенствовать навык смешивания разного по цвету теста и
получения совсем нового оттенка.
Создание коллективной композиции с использованием
элементовконструирования. Развивать мелкую моторику.
Развивать творческое воображение, связную речь при
составлении рассказа о папе.
Упражнять в способах работы с акварельными красками.

кружек
Весенняя
композиция на
панно из бабочек
(коллективная
работа)
Раскрашивание
панно

Март

Апрель

Май

Развивать удетей эстетическое восприятие, чувство цвета.
Закрепить последовательность лепки. Соблюдать пропорции и
выделять особенности формы, деталей.

Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
Продолжать знакомить со способами работы с красками.
Раскрывать творческую фантазию детей в процессе работы.
"Бусы и браслеты" Учить создавать объемные поделки из соленого теста на каркасе
(в
– нити; ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных
подарок девочкам). форм; учить оформлять поделки;
Лепка из цветного
теста
"Наш аквариум"
Активизировать применение различных приемов лепки для
создания красивых водных растений, рыбок, улиток. Показать
способы, при помощи которых можно усилить выразительность
образа. Развивать комбинаторные способности. Вызвать интерес
к раскрытию освоенной темы в других видах художественной
деятельности.
"В далёком
Освоение техники рельефной лепки, передача пластики,
космосе"
движения и колорита космических объектов, звезд, планет.
Развивать мелкую моторику, творческое воображение, связную
речь при составлении рассказа о своей поделке.
Раскрашивание
Развивать самостоятельность при раскрашивании изделия,
"В далёком
выборе материала для раскрашивания. Развивать творческую
космосе"
фантазию детей в процессе работы. Видеть конечный результат
задуманной работы.
Божья коровка на Познакомить с конструктивным способом лепки, передавая
листике
строение (туловище, голова, шесть ножек); лепить полусферу,
частично сплющивая шар; развивать чувство композиции.
Раскрашивание
Поощрять желание использовать технику нетрадиционного
«Божья коровка на рисования, для более выразительного образа - пальчиком,
листике»
ватными палочками для рисования точек. Оформлять работу на
цветочной клумбе.
"Цветочная
Формировать способность детей лепить трехцветные цветочки
полянка"
из дисков разной величины; проявлять самостоятельность при
планировании работы.
Раскрашивание
Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур.
"Цветочная
Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство
полянка"
цвета.Продолжать знакомить с акварельными красками,
упражнять вспособах работы с ними.
Панно "День
Учить работать с шаблоном. Украшать работу крупой.
Победы"
Воспитывать патриотические чувства
Раскрашивание
Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур.
панно "День
Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
победы"

11. Содержание программы дополнительного образования детей.
Содержание занятий кружка «Умелые ручки» составлено с учётом возрастных
особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения от простого к
сложному. Обучение проводится на коллективных занятиях и по подгруппам 10-12 человек.

12. Материально-техническое обеспечение программы.
С целью успешной реализации программы созданы необходимые условия для
организации занятий и игровой деятельности детей:
1. Групповая комната, оснащенная детской мебелью и местом для релаксации и отдыха
2. Инструменты и приспособления для художественно-изобразительной деятельности:
•
доска, покрытая фольгой, - это рабочее место;
•
материал - солёное тесто;
•
скалка для раскатывания теста ровным слоем;
•
вилка, расческа, стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать
необходимые полосы, например, прожилки на листиках;
•
пластмассовые лопатки;
•
штампики фабричного производства, формочки для теста или для игр с песком,
шаблоны удобны для вырезания теста;
•
кисточка, смоченная водой, склеивает отдельные части соленого теста (как клей
склеивает бумагу), а также разглаживает неровности на поверхности;
•
стаканчики для воды;
•
краски (акварельные, гуашь или акриловые, чтобы раскрасить высушенные работы;
•
прозрачный лак понадобится для закрепления красок и защиты изделия от влаги;
•
салфетки бумажные, тканевые;
•
бумага белая, цветная, картон, (для изготовления клювиков, хвостиков, плавничков);
•
природный материал (семена, травы, крупы и другие);
•
ленточка, если захочется завязать бантик на шее кота или мишки;
•
бросовый материал (бусинки, пуговицы, зубочистки, проволока для изготовления
усиков, и другие);
•
тонкая палочка делает проколы, отверстия, служит стеблем для растений.
Понадобится для нанесения рисунка;
•
влажная тряпочка, чтобы вытирать руки.
3. Наглядный материал:
•
иллюстрации,
•
народные игрушки,
•
образцы изделий.
4. Детская художественная литература.
13. Обеспечение программы методическими видами продукции
Календарно-тематический план.
Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
•
Методические рекомендации по выполнению практических работ.
•
Учебно-наглядные пособия: таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и
работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные
презентации.
•
Материалы и инструменты.
•
•

14.
Рекомендации по проведению практических работ
Существует очень много вариантов собственноручного приготовления массы для лепки.
Один из самых известных – солёное тесто. Это очень удобный, пластичный и податливый
материал, способный принять любую форму и совершенно безопасный для детей.
Рецепт приготовления соленого теста
•
2 ст. муки;
•
1 ст. соли экстра;

1 ст. воды;
•
2 ст. л. подсолнечного масла;
•
1 ст.л. клея ПВА (или обойного клея)
•
1ст.л. крахмала
•
гуашевые краски или натуральные красители.
Сухие ингредиенты смешиваются в глубокой миске, затем добавьте масло и
небольшое количество воды. Чтобы получить цветное тесто, используется гуашь или
натуральные красители, такие, как сок свеклы или моркови. Замешивается тесто.
ВАЖНО: Чтобы проверить, пригодна ли масса для лепки, из нее выкатывают гладкий
шар, в середине него пальцем продавливают ямку. Тесто не должно ни растекаться, ни
сиюминутно возвращать форму. Края углубления должны оставаться ровными
Особенности работы с тестом
Кроме знания рецептов, понадобится ещё набор необходимых приспособлений для
работы с тестом. Во-первых, скалка – без неё не обойтись. Если не имееться такого инструмента,
можно использовать небольшую бутылочку с водой. Во-вторых, дощечка, клеёнка или плёнка
для лепки, чтобы не запачкать стол, и ножик. Кроме того, пригодятся формочки для вырезки
печенья, всякие пуговички, бусинки, колечки, кружево и прочая мелочь для выполнения оттисков,
а также краски, кисточка и ёмкость с водой.
Сушка изделий из теста
После того, как изделие из теста будет готово, его нужно будет хорошенько высушить.
Очень важно сделать это правильно, иначе вся работа пойдёт насмарку.
Способ №1 – в духовке
Духовой шкаф предварительно разогрейте до температуры 55-80 °C. Поделку разместите
на покрытом пергаментом противне и поставьте противень в духовку. Время сушки длится около
часа или чуть больше, в зависимости от размера фигурки.
Способ №2 – на открытом воздухе
Это займёт гораздо более долгий промежуток времени, чем в случае с духовкой –
примерно 3-4 дня. Не рекомендуется сушить поделки под прямыми солнечными лучами или на
горячей батарее – они могут потрескаться из-за этого.
Способ №3 – в холодной духовке
Отличие этого метода от первого состоит в том, что изделие помещается в холодную
духовку и только потом включают, разогревая её до 150 °C. Затем духовку выключают, позволяя
фигурке остыть вместе с ней.
Несколько советов по оформлению
Чтобы сделать фигурки из теста ещё более красивыми и привлекательными, можно
раскрасить их, используя гуашь, акварель, а ещё лучше – акрил. Эта краска не размазывается,
быстро высыхает и не оставляет следов.
ВАЖНО: Можно раскрасить как само тесто еще в процессе его приготовления, так и
готовую фигурку, тогда творчество будет интереснее и полезнее вдвойне
Способ окрашивания
•
Смешать акварельные краски с небольшим количеством воды и нанести на изделие
таким образом, чтобы они не растекались.
•
Добавить в гуашь клей ПВА и равномерно покрыть этой смесью фигурку.
•
Ещё возможно заранее придать оттенок материалу, и лепить сразу из цветного. Для
этого разделить массу на части, скатать из них шарики, в каждом выдавить небольшую ямку и
капнуть туда немного растворённого в воде пищевого красителя. Хорошо размять кусочки, чтобы
краска распределилась равномерно.
После раскрашивания поделку лучше покрыть лаком – это защитит её от выцветания
и грязи. Для покрытия можно использовать жидкий или аэрозольный лак. В случае с первым
необходимо нанести несколько слоёв, а для второго достаточно одного нанесения.
•

15. Список использованной литературы.
•
Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика
руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум: Учеб. пособие для студентов
пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология дошкольников». – 2-е изд., дораб. – М.:
Просвещение, 1987. – 128 с.
•
Надеждина В. Поделки и фигурки из солёного теста. Увлекательное рукоделие и
моделирование. – Минск: Харвест, 2008. – 192 с.
•
Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности
и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. 2002 и 2010. – М.,
Просвещение, 1979. – 272 с.
•
Халезова Н. Б., Курочкина Н. А., Пантюхина Г. В. Лепка в детском саду: Кн. для
воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
•
Халезова Н. Б., Народная и декоративная лепка в детском саду: Пособие для
воспитателя. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».