«Подружились ложкари и играют от души»

28.10.2024

Долгосрочный творческо - информационный

 проект в рамках социального партнёрства

 

 

 «Подружились ложкари и играют от души»

 

Дети старшей и подготовительной группы МБДОУ

детский сад компенсирующего вида № 466

 и учащиеся

«Екатеринбургской детской школы искусств

 №14 имени Г. В. Свиридова»

 

срок реализации: январь 2022 г-май 2025.

     

Авторы проекта:

1. Кухаренко Оксана Романовна, музыкальный руководитель КК

2. Тимофеева Светлана Степановна, руководитель и концертмейстер Екатеринбургской детской школы искусств № 14 имени Г. В. Свиридова ВКК

3.Даньшова Лариса Андреевна, учитель-дефектолог, учитель-логопед ВКК

4. Журавлёва Татьяна Владимировна,  воспитатель I КК

5. Фадеева Светлана Викторовна,  воспитатель ВКК            

              



 














Ведущая педагогическая идея проекта.

После выступления учащихся музыкальной школы с концертом, посвящённым «Дню защиты детей», которое очень впечатлило и заинтересовало дошкольников, мы решили организовать на базе МБДОУ регулярное и содержательное общение детей с творческим коллективом Екатеринбургской детской школы искусств № 14 имени Г.В Свиридова и его руководителем и концертмейстером Тимофеевой Светланой Степановной. Так возникла идея проекта в основе которого лежит использование образовательных возможностей социального партнёрства.

 Проект предполагает организацию и проведение музыкальных встреч с педагогами и воспитанниками ЕДШИ. Сотрудничество ЕДШИ и МБДОУ позволяет значительно обогащать детей не только в музыкальном, художественном, но и в познавательном, социальном и творческом планах.

 Цель проекта:

Расширять и обогащать духовную культуру детей через игру на русских народных инструментах (ложках).

Задачи проекта:

 ♦ Сформировать ключевые компетенции дошкольников: здоровьесберегающую, эмоциональную, коммуникативную, социальную, информационную;

 Эффективно использовать ресурс культурной среды для социализации и развития детей.

 ♦Приобщать детей к русской национальной культуре;

 ♦ Обучать основам техники игры на ложках, совершенствовать исполнительские приёмы игры;

 ♦ Развивать музыкальные способности и творческий потенциал детей;

 ♦ Способствовать созданию условий для самовыражения и развития ребенка, его исполнительских, артистических качеств, укреплению его психического и физического здоровья, становлению творческой личности;

 ♦ Воспитывать у детей чувства патриотизма и гордости за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям страны;

  Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность;

  Участие в концертной деятельности;Хочу такой сайт

Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, учащиеся, музыкальные руководители, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели.

Тип проекта: творческо-информационный.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Актуальность проекта: Старинная мудрость напоминает нам: «Человек не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать молодое поколение через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание играть на народных инструментах.     Воспитание детей через приобщение к лучшим традициям русской народной культуры, желание детей играть на народных инструментах и   стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило нас к проектной деятельности. Мы считаем, что включение народной музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.

Формы реализации проекта:

Ø    Работа с познавательной литературой.

Ø    Слушание музыки в режиме дня.

Ø    Интегрированные занятия с использованием различных видов музыкальной    деятельности

Ø    Продуктивная деятельность.Хочу такой сайт

Ø    Просмотр видеофильмов игры на ложках.

Ø    Самостоятельное музицирование детей.

Ø    Совместные выступления ансамбля «Весёлые ложкари» и «Печки-Лавочки» на праздниках и развлечениях.

Ø  Привлечение родительской общественности к участию в совместных музыкальных выступлениях.   

Реализация творческого проекта.

          Проект начат нами в 2021 году. С детьми старшего возраста (ныне школьниками), а инициатором выступила ученица школы - Халдарова Софико Имедаевна (дочка сотрудницы детского сада). Она показала способы игры на ложках, которые удивили и впечатлили наших воспитанников.  Дети просили её научить играть на этом музыкальном инструменте, Кухаренко Оксана Романовна подобрала репертуар и скомпоновала музыкальную композицию и получился ансамбль «Весёлые ложкари», дети с удовольствием играли на ложках во время самостоятельной музыкальной деятельности с педагогами Даньшовой Ларисой Андреевной, Журавлевой Татьяной Владимировной и Фадеевой Светланой Викторовной. Потом пришла идея пригласить музыкальный коллектив, в котором занималась Софико.  Вот так случилось наше знакомство с музыкальной школой и руководителем, концертмейстером-Тимофеевой Светланой Степановной.

 Благодаря плодотворному сотрудничеству всех педагогов, детей и учащихся музыкальной школы, дошкольники учились разным техникам игры на ложках и шумовых инструментах, знакомились с их историей. Обучались слаженной игре и работе в команде, коллективной ответственности за результат. У детей развивался музыкальный слух, чувство ритма, они успешно социализировались, получая огромное удовольствие от проделанной работы.  Дети научились играть слаженно и выразительно.  В концертных выступлениях, конкурсах участвовали с удовольствием, поддерживая друг друга во время исполнения.

Тема проекта является для нас актуальной и в настоящее время. Совместно с педагогами музыкальной школы, были определены даты индивидуальных (по договорённости) и совместных мероприятий:

1. Ноябрь. Концерт ко Дню народного Единства.  

2. Январь. Концерт «Рождественские встречи»

3. Май . Концерт ко Дню защиты детей.

 Приобретённые умения и навыки демонстрировали в мероприятиях разного уровня:

ØГородской фестиваль-конкурс «Музыкальный калейдоскоп"  (МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии») 2022-2023 учебный год;

Ø   Городской фестиваль-конкурс творчества детей дошкольного возраста " АРТ изюминка" (Управление культуры Администрации Екатеринбурга, Центр культуры и искусств «Верх-Исетский») 2022-2023 учебный год;

Ø   Городской фестиваль-конкурс творчества детей дошкольного возраста " АРТ изюминка" (Управление культуры Администрации Екатеринбурга, Центр культуры и искусств «Верх-Исетский») 2021-2022 учебный год;

Ø   III Международный инклюзивный фестиваль имени А.С. Пушкина.

Музыкально-литературная встреча «Речевик-place» (Автономная некоммерческая организация поддержки роста социальной и личной эффективности инвалидов «Ген Гуманизма». Фонд помощи детям и взрослым «Русское слово») 2021-2022 учебный год.

Ø   III Международный инклюзивный фестиваль имени А.С. Пушкина «Поэзия-голос современности» (Автономная некомерческая организация поддержки роста социальной и личной эффективности инвалидов «Ген Гуманизма». Фонд помощи детям и взрослым «Русское слово») 2022-2023 учебный год.

В 2024-2025 уч. год проект продолжается с новыми детьми 6-7 лет.  Дети с удовольствием играют на ложках, осваивая новые приёмы. Участвуют в концертах и конкурсах. В репертуар ансамбля планируем включать помимо народных мелодий, музыку классических и современных композиторов, которую раньше считали трудной и несовременной. Ложки используются нами не только музыкальных занятиях, но и на основных занятиях: математика-счёт, развитие речи -озвучивание сказок, стихотворений, в театрализованной деятельности с помощью орф-технологий, так и   вовремя   физминуток, пальчиковых гимнастик, подвижных игр в группе и на прогулке в тёплое время года. По инициативе детей появилось, дополнительное направление проекта «Ложка +», которое дети назвали «Ложка-всёможка». был создан театр кукол из ложек, озвучивание литературных произведений. Планируем создание новых композиций с использованием ложек и предметов быта (мебель, посуда).    

Перспективы дальнейшего развития проекта.

(возможность дальнейшего продолжения проекта)

1. Продолжать знакомство с традициями народной культуры:

- русскими календарными праздниками;

- народным песенным искусством.

2. Развивать исполнительское мастерство на русских народных инструментах:

- находить новые приёмы игры на ложках;

-выступать перед родителями на концертах ДОУ и участвовать в конкурсах различного уровня.

4. Привлекать родителей к созданию театра ложек.

Литература

1. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

2. Латышина Д. И. Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древнейших времён. – М.: ЦГО, 1995.

3. Исакова И. Г., Кравчук В. М. В мире народных инструментов… – Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1995.

4. Т.И. Тютюнникова «Бим, Бам, Бом» - ООО Музыкальная палитра», С-Петербург, 2003г.

5. Использовани интернет ресурсов.

Приложения

Иллюстрации деревянных ложек с художественной росписью.

Фотографии ансамбля.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».