28.10.2024
Долгосрочный творческо - информационный
проект в рамках социального партнёрства
«Подружились ложкари и играют от души»
Дети старшей и подготовительной группы МБДОУ
детский сад компенсирующего вида № 466
и учащиеся
«Екатеринбургской детской школы искусств
№14 имени Г. В. Свиридова»
срок реализации: январь 2022 г-май 2025.
Авторы проекта: 1. Кухаренко Оксана Романовна, музыкальный руководитель I КК 2. Тимофеева Светлана Степановна, руководитель и концертмейстер Екатеринбургской детской школы искусств № 14 имени Г. В. Свиридова ВКК 3.Даньшова Лариса Андреевна, учитель-дефектолог, учитель-логопед ВКК 4. Журавлёва Татьяна Владимировна, воспитатель I КК 5. Фадеева Светлана Викторовна, воспитатель ВКК |
Ведущая педагогическая идея проекта.
После выступления учащихся музыкальной школы с концертом, посвящённым «Дню защиты детей», которое очень впечатлило и заинтересовало дошкольников, мы решили организовать на базе МБДОУ регулярное и содержательное общение детей с творческим коллективом Екатеринбургской детской школы искусств № 14 имени Г.В Свиридова и его руководителем и концертмейстером Тимофеевой Светланой Степановной. Так возникла идея проекта в основе которого лежит использование образовательных возможностей социального партнёрства.
Проект предполагает организацию и проведение музыкальных встреч с педагогами и воспитанниками ЕДШИ. Сотрудничество ЕДШИ и МБДОУ позволяет значительно обогащать детей не только в музыкальном, художественном, но и в познавательном, социальном и творческом планах.
Цель проекта:
Расширять и обогащать духовную культуру детей через игру на русских народных инструментах (ложках).
Задачи проекта:
♦ Сформировать ключевые компетенции дошкольников: здоровьесберегающую, эмоциональную, коммуникативную, социальную, информационную;
♦Эффективно использовать ресурс культурной среды для социализации и развития детей.
♦Приобщать детей к русской национальной культуре;
♦ Обучать основам техники игры на ложках, совершенствовать исполнительские приёмы игры;
♦ Развивать музыкальные способности и творческий потенциал детей;
♦ Способствовать созданию условий для самовыражения и развития ребенка, его исполнительских, артистических качеств, укреплению его психического и физического здоровья, становлению творческой личности;
♦ Воспитывать у детей чувства патриотизма и гордости за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям страны;
♦ Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность;
♦ Участие в концертной деятельности;
Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, учащиеся, музыкальные руководители, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели.
Тип проекта: творческо-информационный.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Актуальность проекта: Старинная мудрость напоминает нам: «Человек не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать молодое поколение через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание играть на народных инструментах. Воспитание детей через приобщение к лучшим традициям русской народной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило нас к проектной деятельности. Мы считаем, что включение народной музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.
Формы реализации проекта:
Ø Работа с познавательной литературой.
Ø Слушание музыки в режиме дня.
Ø Интегрированные занятия с использованием различных видов музыкальной деятельности
Ø Просмотр видеофильмов игры на ложках.
Ø Самостоятельное музицирование детей.
Ø Совместные выступления ансамбля «Весёлые ложкари» и «Печки-Лавочки» на праздниках и развлечениях.
Ø Привлечение родительской общественности к участию в совместных музыкальных выступлениях.
Реализация творческого проекта.
Проект начат нами в 2021 году. С детьми старшего возраста (ныне школьниками), а инициатором выступила ученица школы - Халдарова Софико Имедаевна (дочка сотрудницы детского сада). Она показала способы игры на ложках, которые удивили и впечатлили наших воспитанников. Дети просили её научить играть на этом музыкальном инструменте, Кухаренко Оксана Романовна подобрала репертуар и скомпоновала музыкальную композицию и получился ансамбль «Весёлые ложкари», дети с удовольствием играли на ложках во время самостоятельной музыкальной деятельности с педагогами Даньшовой Ларисой Андреевной, Журавлевой Татьяной Владимировной и Фадеевой Светланой Викторовной. Потом пришла идея пригласить музыкальный коллектив, в котором занималась Софико. Вот так случилось наше знакомство с музыкальной школой и руководителем, концертмейстером-Тимофеевой Светланой Степановной.
Благодаря плодотворному сотрудничеству всех педагогов, детей и учащихся музыкальной школы, дошкольники учились разным техникам игры на ложках и шумовых инструментах, знакомились с их историей. Обучались слаженной игре и работе в команде, коллективной ответственности за результат. У детей развивался музыкальный слух, чувство ритма, они успешно социализировались, получая огромное удовольствие от проделанной работы. Дети научились играть слаженно и выразительно. В концертных выступлениях, конкурсах участвовали с удовольствием, поддерживая друг друга во время исполнения.
Тема проекта является для нас актуальной и в настоящее время. Совместно с педагогами музыкальной школы, были определены даты индивидуальных (по договорённости) и совместных мероприятий:
1. Ноябрь. Концерт ко Дню народного Единства.
2. Январь. Концерт «Рождественские встречи»
3. Май . Концерт ко Дню защиты детей.
Приобретённые умения и навыки демонстрировали в мероприятиях разного уровня:
ØГородской фестиваль-конкурс «Музыкальный калейдоскоп" (МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии») 2022-2023 учебный год;
Ø Городской фестиваль-конкурс творчества детей дошкольного возраста " АРТ изюминка" (Управление культуры Администрации Екатеринбурга, Центр культуры и искусств «Верх-Исетский») 2022-2023 учебный год;
Ø Городской фестиваль-конкурс творчества детей дошкольного возраста " АРТ изюминка" (Управление культуры Администрации Екатеринбурга, Центр культуры и искусств «Верх-Исетский») 2021-2022 учебный год;
Ø III Международный инклюзивный фестиваль имени А.С. Пушкина.
Музыкально-литературная встреча «Речевик-place» (Автономная некоммерческая организация поддержки роста социальной и личной эффективности инвалидов «Ген Гуманизма». Фонд помощи детям и взрослым «Русское слово») 2021-2022 учебный год.
Ø III Международный инклюзивный фестиваль имени А.С. Пушкина «Поэзия-голос современности» (Автономная некомерческая организация поддержки роста социальной и личной эффективности инвалидов «Ген Гуманизма». Фонд помощи детям и взрослым «Русское слово») 2022-2023 учебный год.
В 2024-2025 уч. год проект продолжается с новыми детьми 6-7 лет. Дети с удовольствием играют на ложках, осваивая новые приёмы. Участвуют в концертах и конкурсах. В репертуар ансамбля планируем включать помимо народных мелодий, музыку классических и современных композиторов, которую раньше считали трудной и несовременной. Ложки используются нами не только музыкальных занятиях, но и на основных занятиях: математика-счёт, развитие речи -озвучивание сказок, стихотворений, в театрализованной деятельности с помощью орф-технологий, так и вовремя физминуток, пальчиковых гимнастик, подвижных игр в группе и на прогулке в тёплое время года. По инициативе детей появилось, дополнительное направление проекта «Ложка +», которое дети назвали «Ложка-всёможка». был создан театр кукол из ложек, озвучивание литературных произведений. Планируем создание новых композиций с использованием ложек и предметов быта (мебель, посуда).
Перспективы дальнейшего развития проекта.
(возможность дальнейшего продолжения проекта)
1. Продолжать знакомство с традициями народной культуры:
- русскими календарными праздниками;
- народным песенным искусством.
2. Развивать исполнительское мастерство на русских народных инструментах:
- находить новые приёмы игры на ложках;
-выступать перед родителями на концертах ДОУ и участвовать в конкурсах различного уровня.
4. Привлекать родителей к созданию театра ложек.
Литература
1. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
2. Латышина Д. И. Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древнейших времён. – М.: ЦГО, 1995.
3. Исакова И. Г., Кравчук В. М. В мире народных инструментов… – Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1995.
4. Т.И. Тютюнникова «Бим, Бам, Бом» - ООО Музыкальная палитра», С-Петербург, 2003г.
5. Использовани интернет ресурсов.
Приложения
Иллюстрации деревянных ложек с художественной росписью.
Фотографии ансамбля.