«ЛАБОРАТОРИЯ СКАЗОК» ОПЫТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПО ЗРЕНИЮ Л.А. Даньшова, учитель-дефектолог, учитель-логопед воспитатель Т.В. Журавлева воспитатель С.В. Фадеева Р.Г. Садыкова заведующая кафедрой детского чтения, Свердловская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих им. Д. Н. Мамина-Сибиряка, Россия, Екатеринбург Свердловская областная специальная библиотека для слепых одним из приоритетных своих видов деятельности выделяет социокультурную деятельность, связанную с реабилитацией и абилитацией людей с инвалидностью различных нозологий. В связи со спецификой библиотеки основным читателем становится человек с проблемами зрения. В этой статье будет рассмотрен опыт социкультурной реабилитации детей с проблемами зрения младшего и старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Лаборатория сказок». Стартовал проект в 2019 году и толчком к его появлению стала деятельность семейного библиотечного клуба «Светлячок», направленного, прежде всего на поддержку и продвижение ценностей семейного чтения; социокультурную реабилитация и абилитацию детей с проблемами зрения; создание максимально благоприятных условий для коррекции недостатков развития незрячих детей библиотечными средствами; формирование читательских компетенций и информационной культуры наших пользователей и развитие культурно-досуговой деятельности с привлечением к со-участию юных читателей. Клуб «Светлячок» предлагает различные формы работы для взаимодействия с детьми с инвалидностью по зрению и их родителями: дни открытых дверей и родительские собрания; тренинги в помощь незрячим и слабовидящим детям и их родителям; тифлоэкскурсии; мастер-классы; конкурсные программы; тематические встречи; праздники. Но в какой-то момент возникло желание объединить детей в инклюзивную группу, где будут и нормотипичные дети, которые смогут совместно заниматься творческо-художественной деятельностью и получать опыт общения друг с другом. Так появилась литературно-художественная студия «Лаборатория сказок». «Литературная - потому, что живет она в библиотеке для слепых, но не бойтесь этого, потому что мы за инклюзивный подход и рады будем видеть всех деток без исключения. Мы будем знакомиться с удивительными персонажами, литературными образами и историями, при этом, не забывая играть и даже гримасничать. Художественная - потому, что слушая повести, сказки или рассказы, мы будем фантазировать, размышлять, говорить и очень много творить руками». Задачи: - обогащение опыта освоения библиотечной среды: интерес к посещению библиотеки, представление о библиотеки и правилах поведения; - знакомство с возможностями библиотеки для незрячих людей, формирование понятия книги специальных форматов и для кого они нужны; - знакомство с жанром фольклор (сказки, былины, предания, легенды, сказы, пословицы, поговорки); - формирование литературного, музыкального и художественного и восприятия, накопления опыта «наслушенности» и «насмотренности»; - обогащение эстетического опыта посредством: развития эстетического восприятия, развития эстетических эмоций и чувств; развития суждений и оценок; - формирование ценностного отношения к миру и людям, через сравнение хороших и плохих качеств животных в произведении; - активизация использования слов и словосочетаний: сказка, сказочные герои, литературные персонажи, смысл произведения. - обогащение сенсорного опыта посредством: развивающих дидактических игр, рельефно-графических пособий, художественно- творческого процесса. - развитие творческого воображения. В 2019/2020 году за основу занятий было взято многоформатное издание «Сказки народов мира» фонда «Иллюстрированная книжка для маленьких слепых» с панорамными рельефными иллюстрациями, наличием плоскопечатного и рельефно-точечного на шрифте Брайля текстах, аудиозвука, а также наличием театральных декораций и дополнительного реквизита в виде отдельных элементов . Книги серии из этой серии вызывают интерес абсолютно у всех детей, неважно имеет ли ребенок особенности развития или он здоров. Яркие, контрастные цвета, крупные иллюстрации и возможность тактильного и аудиального знакомства позволяет привить в детях любовь к чтению и стремление к познанию. В 2021/2022 году в «Лаборатории сказок» реализуется цикл занятий «Разноцветный городок» по одноименной книге, написанной Ольгой Колпаковой, известной российской писательницей совместно с Еленой Попляновой. На занятиях ребята знакомятся с жителями Разноцветного городка — маленькими Цветастиками. При реализации цикла занятий «Сказки народов мира» и цикла занятий «Разноцветный городок» учитываются психолого-педагогические особенности с учетом возраста детей: внимание на быструю утомляемость при длительном, однообразном занятии, слабую концентрацию внимания и его переключение, на недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта, что не будет способствовать самостоятельному глубокому постижению текста. Более того учитываются особенности детей с нарушением зрения. Для занятий используются дополнительно рельефно-графические пособия или рисунки для доступности и наглядности. Методы работы с детьми: повествовательный метод, вопросительноответный метод, проблемный метод, метод сравнения, метод контраста, метод диалога, игровой метод, стимулирующие непосредственное вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, метод тифлокомментирования. Чтение художественной литературы позволяет формировать и развивать метапредметные связи: - Коммуникация (пересказ литературных произведений, сочинительство). - Познание (ознакомление с библиотекой, с историей возникновения книги, бумаги, письменности). - Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация по мотивам произведения). - Труд (изготовление книжек – самоделок, изготовление закладок для книг). - Формирование математических представлений (интегрированные занятия). - Социализация (музыкально-театрализованная деятельность, игровая деятельность, в том числе сюжетно-ролевая игра, дидактические игры). Планируемые результаты: образовательные - познакомить детей деятельностью библиотеки, с темой «все мы разные, но любим читать книги», вызвать интерес к знакомству с фольклорным жанром – сказка; воспитательные - формировать эмоциональный контакт со взрослыми, вызывать интерес к речевым высказываниям, воспитывать бережное отношение к книге; литературно-художественные и эстетические – формировать зрительное или тактильное восприятие, знакомить с приёмами и техниками оформления книги художником-иллюстратором, формировать навыки работы с текстом и его осмысливания, а также развивать воображение путем придумывания концовки сказки. Реализация цикла занятий литературно-художественной студии «Лаборатория сказок» осуществляется непосредственно в библиотеке, а также в формате выездных мероприятий в МБДОУ №466 детский сад компенсирующего вида города Екатеринбурга в рамках межведомственного взаимодействия. Необходимо отметить важность совместного сотрудничества с педагогическим составом детского сада, заинтересованности в достижении поставленных целей и полноценного вовлечения в образовательный процесс. Для проведения цикла занятий «Разноцветный городок» было создано авторское многофункциональное пособие «Городок» (педагоги МБДОУ №466 детский сад компенсирующеговида: учитель-дефектолог, учитель- логопед Даньшова Лариса Андреевна; Журавлёва Татьяна Фадеева Светлана Викторовна). Владимировна; воспитатель воспитатель Работа над проектом «Городок» осуществлялась через создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком с нарушением зрения дошкольного детства, обеспечении коррекции нарушения развития детей, оказания им квалифицированной помощи. «Городок» - это мобильная игровая площадка, в которой несколько вариантов для моделирования игровой ситуации: «Перекрёсток», «Детская площадка», «Зоопарк», «Озеро», «Ледовый городок» и т. д., они являются частью городской среды, меняющиеся в зависимости от времени года и в соответствии с учебным планом. Выстраивая сюжетную линию игры, дети выбирают атрибуты, соответствующие игровой ситуации – мелкие игрушки-персонажи, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них. Конструируют здания, постройки из деталей конструкторов или содержимого домиков, либо используют уже готовые. Моделируют игровое пространство предметами городской среды ( скамейка, фонтан, песочница), загородной-деревенской среды (будка, грядки и прочее) и воображаемой среды (динозавры, инопланетные существа) и т.д. Основные атрибуты пособия-домики, выполненные из разнообразных материалов, расписанные и оформленные педагогами группы и родителями воспитанников, в разных стилистических решениях. Их содержимое предназначено для использования в образовательной деятельности и в свободное время. Домики имеют различные наполнения: В «Шапочном домике» «живут» разноцветные, мягкие, пушистые, маленькие шапочки их дети надевают на пальчики, запоминая их названия. Закрепляют знания цветов и оттенков, используют на занятиях по математике, развитии речи. В «Тактильном домике» размещены полоски с разнообразной поверхностью, с их помощью дети учатся различать материалы (бумага, ткань, дерево) развивают тактильные ощущения. В «Шнурочном домике» находятся разные по длине и цвету шнурки, дети скручивают, раскручивают, используют их для измерения длины и ширины предметов. Развивая моторику, цветовосприятие, закрепляя понятие "длиннее - короче". Внутри "Палочного домика" много разноцветных палочек с их помощью дети выкладывают дорожки от домика к домику, плоскостные изображения геометрических фигур и предметов. «Пуговичный» и «Резиночный» - заполнены разнообразными пуговицами и резиночками, которые дети используют, выкладывая изображения по схемам, где дети учатся работать сообща. «Звучащий домик» заполнен предметами, издающими различные звуки: бусинки, болтики, крупа, они развивают слуховое восприятие, закрепляя понятие "тихо-громко". В «Сказочном домике» спрятались и ждут своего часа маленькие игрушки-сказочные герои, с ними дети придумывают и разыгрывают знакомые сказочные сюжеты. "Буквенный и Цифровой" с мягкими буквами и цифрами ручной работы, незаменимые нашими помощниками в закреплении и различении букв и цифр. Содержимое "Лего-домика и Строительного" активно используется детьми, развивая и закрепляя конструктивные навыки. А "Домик Времени" наполнен карточками с изображением времён года, частей суток, цветными человечками ручной работы – днями недели, которые помогают усвоить временные понятия. В городке есть домики "Светофорчик и Расписной ", в них живут дорожные знаки с дорожной разметкой, знакомящие с правилами дорожного движения и символами России (флаг, герб, медведь, матрёшка и т.д) и элементами народного творчества. Наполнение «Душистого домика» - помогает, детям с нарушением зрения активно использовать обоняние как источник дополнительной информации о предметах, веществах, явлениях и действиях. В играх с душистым домиком мы знакомимся с различными запахами, "живущими" в колбочках. Учимся их дифференцировать, находить и узнавать источник. По мнению педагогов, благодаря разработанному авторскому пособию «Городок» у детей улучшилось развитие познавательных и мыслительных процессов, появился интерес к миру запахов, они научились различать и распознавать их. В результате организации педагогического сопровождения при проведении коррекционно-образовательных мероприятий игра с макетом стала одной из любимых игр воспитанников, объединив вокруг себя семью, ребёнка и детский сад. У воспитанников наблюдается положительная динамика развития: дети проявляют любознательность в процессе игры, активно используют игры с конструктором, изменяя и дополняя пространство готовыми моделями. Дети стали принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умения и опыт. У детей активно формируется толерантное отношение друг к другу, навыки социального поведения, способность оценивать собственные чувства и чувства других, развиваются творческие способности и разговорная речь. У воспитанников возросла познавательная активность, повысилась мотивация к работе в учебной деятельности. Уникальность пособия состоит в простоте усвоения его функциональности воспитанниками с разными образовательными возможностями, а также бюджетности изготовления. Использование его в рамках «Лаборатории сказок» обогатило содержание библиотечных занятий, сделав чтение книг увлекательным событием для детей.