Статья ДаньшоваЛ.А., Журавлева Т.В., Фадеева С.В.,СадыковаР.Г.

«ЛАБОРАТОРИЯ СКАЗОК» ОПЫТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПО ЗРЕНИЮ
Л.А. Даньшова,
учитель-дефектолог, учитель-логопед
воспитатель Т.В. Журавлева
воспитатель С.В. Фадеева
Р.Г. Садыкова
заведующая кафедрой детского чтения,
Свердловская областная специальная библиотека
для незрячих и слабовидящих им. Д. Н. Мамина-Сибиряка,
Россия, Екатеринбург
Свердловская областная специальная библиотека для слепых одним из
приоритетных своих видов деятельности выделяет социокультурную деятельность,
связанную с реабилитацией и абилитацией людей с инвалидностью различных
нозологий. В связи со спецификой библиотеки основным читателем становится
человек с проблемами зрения.
В этой статье будет рассмотрен опыт социкультурной реабилитации детей с
проблемами зрения младшего и старшего дошкольного возраста в рамках
реализации проекта «Лаборатория сказок».
Стартовал проект в 2019 году и толчком к его появлению стала деятельность
семейного библиотечного клуба «Светлячок», направленного, прежде всего на
поддержку и продвижение ценностей семейного чтения; социокультурную
реабилитация и абилитацию детей с проблемами зрения; создание максимально
благоприятных условий для коррекции недостатков развития незрячих детей
библиотечными средствами; формирование читательских компетенций и
информационной культуры наших пользователей и развитие культурно-досуговой
деятельности с привлечением к со-участию юных читателей.
Клуб «Светлячок» предлагает различные формы работы для взаимодействия
с детьми с инвалидностью по зрению и их родителями: дни открытых дверей и
родительские собрания; тренинги в помощь незрячим и слабовидящим детям и их
родителям; тифлоэкскурсии; мастер-классы; конкурсные программы; тематические
встречи; праздники.
Но в какой-то момент возникло желание объединить детей в инклюзивную
группу, где будут и нормотипичные дети, которые смогут совместно заниматься
творческо-художественной деятельностью и получать опыт общения друг с другом.
Так появилась литературно-художественная студия «Лаборатория сказок».
«Литературная - потому, что живет она в библиотеке для слепых, но не
бойтесь этого, потому что мы за инклюзивный подход и рады будем видеть всех
деток без исключения. Мы будем знакомиться с удивительными персонажами,

литературными образами и историями, при этом, не забывая играть и даже
гримасничать.
Художественная - потому, что слушая повести, сказки или рассказы, мы
будем фантазировать, размышлять, говорить и очень много творить руками».
Задачи:
- обогащение опыта освоения библиотечной среды: интерес к посещению
библиотеки, представление о библиотеки и правилах поведения;
- знакомство с возможностями библиотеки для незрячих людей,
формирование понятия книги специальных форматов и для кого они нужны;
- знакомство с жанром фольклор (сказки, былины, предания,
легенды, сказы, пословицы, поговорки);
- формирование литературного, музыкального и художественного и
восприятия, накопления опыта «наслушенности» и «насмотренности»;
- обогащение эстетического опыта посредством: развития эстетического
восприятия, развития эстетических эмоций и чувств; развития суждений и оценок;
- формирование ценностного отношения к миру и людям, через сравнение
хороших и плохих качеств животных в произведении;
- активизация использования слов и словосочетаний: сказка, сказочные
герои, литературные персонажи, смысл произведения.
- обогащение сенсорного опыта посредством: развивающих дидактических
игр, рельефно-графических пособий, художественно- творческого процесса.
- развитие творческого воображения.
В 2019/2020 году за основу занятий было взято многоформатное издание
«Сказки народов мира» фонда «Иллюстрированная книжка для маленьких слепых»
с панорамными рельефными иллюстрациями, наличием плоскопечатного и
рельефно-точечного на шрифте Брайля текстах, аудиозвука, а также наличием
театральных декораций и дополнительного реквизита в виде отдельных элементов .
Книги серии из этой серии вызывают интерес абсолютно у всех детей,
неважно имеет ли ребенок особенности развития или он здоров. Яркие, контрастные
цвета, крупные иллюстрации и возможность тактильного и аудиального знакомства
позволяет привить в детях любовь к чтению и стремление к познанию.
В 2021/2022 году в «Лаборатории сказок» реализуется
цикл
занятий «Разноцветный городок» по одноименной книге, написанной Ольгой
Колпаковой, известной российской писательницей совместно с Еленой
Попляновой. На занятиях ребята знакомятся с жителями Разноцветного городка —
маленькими Цветастиками.
При реализации цикла занятий «Сказки народов мира» и цикла занятий
«Разноцветный городок» учитываются психолого-педагогические особенности с
учетом возраста детей: внимание на быструю утомляемость при длительном,
однообразном занятии, слабую концентрацию внимания и его переключение, на

недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта, что не будет
способствовать самостоятельному глубокому постижению текста. Более того
учитываются особенности детей с нарушением зрения. Для занятий используются
дополнительно рельефно-графические пособия или рисунки для доступности и
наглядности.
Методы работы с детьми: повествовательный метод, вопросительноответный метод, проблемный метод, метод сравнения, метод контраста, метод
диалога, игровой метод, стимулирующие непосредственное вовлечение детей в
художественно-творческую деятельность, метод тифлокомментирования.
Чтение художественной литературы позволяет формировать и развивать
метапредметные связи:
- Коммуникация (пересказ литературных произведений, сочинительство).
- Познание (ознакомление с библиотекой, с историей возникновения книги,
бумаги, письменности).
- Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация по мотивам
произведения).
- Труд (изготовление книжек – самоделок, изготовление закладок для книг).
- Формирование математических представлений (интегрированные занятия).
- Социализация (музыкально-театрализованная деятельность, игровая
деятельность, в том числе сюжетно-ролевая игра, дидактические игры).
Планируемые результаты: образовательные - познакомить детей
деятельностью библиотеки, с темой «все мы разные, но любим читать книги»,
вызвать интерес к знакомству с фольклорным жанром – сказка;
воспитательные - формировать эмоциональный контакт со взрослыми,
вызывать интерес к речевым высказываниям, воспитывать бережное отношение к
книге; литературно-художественные и эстетические – формировать зрительное
или тактильное восприятие, знакомить с приёмами и техниками оформления книги
художником-иллюстратором, формировать навыки работы с текстом и его
осмысливания, а также развивать воображение путем придумывания концовки
сказки.
Реализация
цикла
занятий
литературно-художественной
студии
«Лаборатория сказок» осуществляется непосредственно в библиотеке, а также в
формате выездных мероприятий в МБДОУ №466 детский сад компенсирующего
вида города Екатеринбурга в рамках межведомственного взаимодействия.
Необходимо
отметить
важность
совместного
сотрудничества
с
педагогическим составом детского сада, заинтересованности в достижении
поставленных целей и полноценного вовлечения в образовательный процесс. Для
проведения цикла занятий «Разноцветный городок» было создано авторское
многофункциональное пособие «Городок» (педагоги МБДОУ №466 детский сад
компенсирующеговида:
учитель-дефектолог, учитель-

логопед Даньшова Лариса Андреевна;
Журавлёва
Татьяна
Фадеева Светлана Викторовна).

Владимировна;

воспитатель
воспитатель

Работа над проектом «Городок» осуществлялась через создание
благоприятных условий для полноценного проживания ребенком с нарушением
зрения дошкольного детства, обеспечении коррекции нарушения развития детей,
оказания им квалифицированной помощи.
«Городок» - это мобильная игровая площадка, в которой несколько
вариантов для моделирования игровой ситуации: «Перекрёсток», «Детская
площадка», «Зоопарк», «Озеро», «Ледовый городок» и т. д., они являются частью
городской среды, меняющиеся в зависимости от времени года и в соответствии с
учебным планом.
Выстраивая сюжетную линию игры, дети выбирают атрибуты,
соответствующие игровой ситуации – мелкие игрушки-персонажи, отождествляя
себя с ними или дистанцируясь от них. Конструируют здания, постройки из деталей
конструкторов или содержимого домиков, либо используют уже готовые.
Моделируют игровое пространство предметами городской среды ( скамейка,
фонтан, песочница), загородной-деревенской среды (будка, грядки и прочее) и
воображаемой среды (динозавры, инопланетные существа) и т.д.
Основные атрибуты пособия-домики, выполненные из разнообразных
материалов, расписанные и оформленные педагогами группы и родителями
воспитанников, в разных стилистических решениях. Их содержимое предназначено
для использования в образовательной деятельности и в свободное время. Домики
имеют различные наполнения:
В «Шапочном домике» «живут» разноцветные, мягкие, пушистые,
маленькие шапочки их дети надевают на пальчики, запоминая их названия.
Закрепляют знания цветов и оттенков, используют на занятиях по математике,
развитии речи.
В «Тактильном домике» размещены полоски с разнообразной
поверхностью, с их помощью дети учатся различать материалы (бумага, ткань,
дерево) развивают тактильные ощущения. В «Шнурочном домике» находятся
разные по длине и цвету шнурки, дети скручивают, раскручивают, используют
их для измерения
длины и ширины предметов. Развивая моторику,
цветовосприятие, закрепляя понятие "длиннее - короче".
Внутри "Палочного домика" много разноцветных палочек с их
помощью дети выкладывают дорожки от домика к домику, плоскостные
изображения геометрических фигур и предметов.
«Пуговичный» и
«Резиночный» - заполнены разнообразными
пуговицами и резиночками, которые дети используют, выкладывая изображения
по схемам, где дети учатся работать сообща.

«Звучащий домик» заполнен предметами, издающими различные звуки:
бусинки, болтики, крупа, они
развивают слуховое восприятие, закрепляя
понятие "тихо-громко".
В «Сказочном домике» спрятались и ждут своего часа маленькие
игрушки-сказочные герои, с ними дети придумывают и разыгрывают знакомые
сказочные сюжеты.
"Буквенный и Цифровой" с мягкими буквами и цифрами ручной
работы, незаменимые нашими помощниками в закреплении и различении букв и
цифр. Содержимое "Лего-домика и Строительного" активно используется
детьми, развивая и закрепляя конструктивные навыки.
А "Домик Времени" наполнен карточками с изображением времён года,
частей суток, цветными человечками ручной работы – днями недели, которые
помогают усвоить временные понятия.
В городке есть домики "Светофорчик и Расписной ", в них живут
дорожные знаки с дорожной разметкой, знакомящие с правилами дорожного
движения и символами России (флаг, герб, медведь, матрёшка и т.д) и
элементами народного творчества.
Наполнение «Душистого домика» - помогает, детям с нарушением
зрения активно использовать обоняние как источник дополнительной
информации о предметах, веществах, явлениях и действиях. В играх с душистым
домиком мы знакомимся с различными запахами, "живущими" в колбочках.
Учимся их дифференцировать, находить и узнавать источник.
По мнению педагогов, благодаря разработанному авторскому пособию
«Городок» у детей улучшилось развитие познавательных и мыслительных
процессов, появился интерес к миру запахов, они научились различать и
распознавать их. В результате организации педагогического сопровождения при
проведении коррекционно-образовательных мероприятий игра с макетом стала
одной из любимых игр воспитанников, объединив вокруг себя семью, ребёнка
и детский сад. У воспитанников наблюдается положительная динамика развития:
дети проявляют любознательность в процессе игры, активно используют игры с
конструктором, изменяя и дополняя пространство готовыми моделями. Дети
стали принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умения и опыт.
У детей активно формируется толерантное отношение друг к другу, навыки
социального поведения, способность оценивать собственные чувства и чувства
других, развиваются творческие способности и разговорная речь.
У
воспитанников возросла познавательная активность, повысилась мотивация к
работе в учебной деятельности.
Уникальность пособия состоит в простоте усвоения
его
функциональности
воспитанниками
с
разными
образовательными
возможностями, а также бюджетности изготовления. Использование его в

рамках «Лаборатории сказок» обогатило содержание библиотечных занятий,
сделав чтение книг увлекательным событием для детей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».