Практика_Капустина

Мастер-класс для родителей дошкольников с задержкой психического
развития как средство повышения педагогической компетентности
семьи
Капустина Т.Н., учитель-логопед, учитель-дефектолог
МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 466,
г. Екатеринбург
До настоящего времени дискутируется вопрос о необходимости обучения
родителей некоторым приемам обучения детей с ОВЗ. И в тоже время
рекомендуется привлекать родителей к формированию содержания
образовательных программ. Это противоречие может быть снято в том
случае, если родители будут знать возможности детей с ОВЗ, а также уже
апробированные программы для той или иной категории детей.
В пользу домашнего сопровождения дошкольников с задержкой
психического развития указывает тот факт, что у детей отмечается
замедленное формирование нервных связей, лежащих в основе
образовательных навыков. Требуется достаточно длительное время для
закрепления знаний и навыков, необходимых для когнитивного и речевого
развития этой категории детей. В этом педагогам могут помочь родители или
члены семьи дошкольников.
К сожалению, родители дошкольников с задержкой психического развития
плохо представляют себе своеобразие психологического статуса своих детей,
их образовательные возможности.
Комплексное изучение психолого-педагогического статуса семей
дошкольников с задержкой психического развития позволило нам выделить
основные проблемы взаимодействия родителей и детей:
 Недостаточное понимание родителями сущности отклонений в
развитии дошкольников и их взаимообусловленности (отклонения в
развитии
аналитико-синтетической
деятельности,
недостатки
внимания, памяти влекут за собой недоразвитие всех компонентов
речи детей);
 Недостаточное понимание родителями необходимости наиболее
раннего включения ребенка в коррекционно-образовательный процесс,
который не ограничивается только пространством дошкольного
учреждения, а распространяется и на домашнее сопровождение;
 Неумение организовывать и дозировать учебную и игровую нагрузку в
домашних условиях;
 Самой большой трудностью для родителей детей с задержкой
психического развития является неумение оценить текущую работу
своего ребенка и сделать выводы о динамике продвижения по тому или
иному разделу обучения.
Воспитатели и специалисты сопровождения групп компенсирующего
вида много внимания уделяют работе с родителями дошкольников с
задержкой психического развития.
Мы ставим перед собой задачи взаимодействия с родителями:

 Раскрыть недостатки развития детей с задержкой психического
развития;
 Сделать семью ребенка активным соучастником воспитательнообразовательного процесса;
 Научить родителей дошкольников с задержкой психического развития
навыкам анализа результатов коррекционно-развивающего обучения;
 Помочь родителям осознать необходимость принятия для ребенка
программы, соответствующей психологическим и возрастным
особенностям его развития;
 Осуществить индивидуальный подход к сопровождению детей и их
родителей
в
соответствии
с
психолого-педагогической
компетентностью семьи.
В начале учебного года в подготовительной группе для детей с
задержкой психического развития мы знакомим родителей с «Моделью
выпускника компенсирующей группы», в которой прописаны программные
задачи обучения детей в данной группе.
Широко используя традиционные методы взаимодействия с семьями
детей, мы подчеркиваем, что особым развивающим эффектом для родителей
обладают открытые занятия (мастер-классы: родитель+ребенок) по основным
направлениям обучения в группах компенсирующего вида. Мастер-классы
могут быть представлены в разных формах: как фрагмент консультации по
отдельным разделам образовательной программы, а также как итоговое
мероприятие
коррекционно-развивающего
процесса,
позволяющее
родителям сделать вывод о том, достаточно ли их ребенок овладел
необходимыми знаниями и умениями, и насколько эти результаты
соответствуют программным требованиям.
В практике коррекционно-развивающего обучения особую остроту
приобретает вопрос перспективы школьного образовательного маршрута.
Цель наших образовательных мероприятий для родителей – дать
представление о возможностях образовательного продвижения ребенка, об
определении возможности обучения по программе массовой либо
коррекционной школы.
Для обучения родителей анализу результатов образовательной
деятельности дошкольников с задержкой психического развития мы
использовали групповые консультации различной тематики по обучению
детей навыкам образовательной области «Речевое развитие».
В данной статье мы рассмотрим мастер-класс по развитию речи, раздел
«Развитие фонематического восприятия и подготовка к обучению грамоте».
Подобное мероприятие являлось итоговым, проводилось в апреле и
позволяло определить результаты обучения детей по данному разделу. В
данном случае, родители должны оценить результаты выполнения итоговых
заданий своих детей. Для этого родителям были даны опросники для
оценивания, а детям педагог давал игровые задания на карточках и объяснял
задания.

В практике подготовки к обучению грамоте мы использовали рабочие
тетради для развития речи детей «Изучаем грамоту», часть 2, И.П. Бурдина
С.В., г. Киров. Некоторые задания были адаптированы в соответствии с
программой для дошкольников с задержкой психического развития 6-7 лет.
Мы опирались на программу подготовки к школе детей данной категории
(Шевченко С.Г., 2003). Важнейшими задачами подготовки к обучению
грамоте детей с ЗПР подготовительной к школе группы были названы
следующие:
 практическое деление слов на слоги;
 последовательное выделение звуков в двусложных, односложных
словах со стечением согласных в слоге (волк, слон); замена буквами
звуков с опорой на готовую схему.
Предлагались следующие задания, которые должны были выполнить
дети. Аналогичные задания ранее неоднократно выполнялись детьми на
занятиях по основам обучения грамоте.
Особенно важным моментом являлось то, что за работой детей
наблюдали родители, которые сидели рядом, контролируя выполнение
заданий и отмечая характер деятельности дошкольников.
Задание 1

Проанализируйте характер выполнения задания ребенком.
ОТМЕТИТЬ навык деления слов на слоги:
- ребенок проговаривает слова и разделяет слова на слоги с помощью
хлопков(либо каким-то иным способом);
- ребенок проговаривает слова и использует пересчет количества слогов
на пальцах;
- соотносит с количество слогов и количество «окошек в вагонах» верно;
- выполняет верно 90% задания, 50% задания, около 25% задания;
- выполняет самостоятельно;
- недочеты выполнения устраняет без помощи, с помощью.

Задание 2

Проанализируйте характер выполнения задания ребенком.
ОТМЕТИТЬ навыки звукобуквенного анализа и синтеза:
- ребенок проговаривает названия картинок и последовательно вписывает
недостающие буквы в клеточки схемы;
- не может припомнить оптический образ буквы;
- допускает ошибки в последовательности написания букв;
- не научился читать;
- выполняет верно 90% задания, 50% задания, около 25% задания;
- выполняет самостоятельно;
- недочеты выполнения устраняет без помощи, с помощью.
В
результате
проведенной
аналитической
работы
родители
дошкольников с задержкой психического развития приобретали навыки
педагогической оценки деятельности детей по подготовке к обучению
грамоте. По итогам мастер-класса были проведены индивидуальные
консультации, в течение которых учитель-дефектолог помогал родителям
проанализировать: достаточно ли их ребенок овладел универсальными
предпосылками учебной деятельности, как то: навык правильно
воспринимать инструкцию к заданию, следовать способу выполнения
задания до конца работы, действовать данным способом самостоятельно,
контролировать правильность выполнения работы.
Педагоги нашей группы для детей с задержкой психического развития
считают, что такая методика проведения мастер-класса принесет пользу не
только детям, но и их родителям, способствуя развитию педагогической
компетенции семей. Данный принцип построения мастер-класса может быть
перенесен и в другие образовательные области. Кроме того, выводы по
результатам мастер-класса подготовят адекватное восприятие родителей

рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума детского сада
компенсирующего вида о дальнейшем школьном маршруте ребенка.

1.
2.
3.
4.
5.

Литература:
Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. Подготовка детей к школе. СПб. : Детство-пресс, 2010, - 112 с.
Кондратьева С.Ю. Если у ребенка задержка психического развития. СПб. : Детство-пресс, 2011,- 64 с.
Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного
возраста. - М.: Айрис-пресс, 2006, - 96 с.
Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи. Методическое
пособие / Под ред. Л.С. Вакуленко. - СПб. : Детство-пресс, 2011, - 160 с.
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / Под
общей редакцией С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004 – 96 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».