Практика_Метелева, Мазаева

«Как воспитать Человека»
Мазаева Наталья Викторовна
учитель-логопед,
Метелева Мария Анатольевна,
воспитатель
МБДОУ детский сад
компенсирующего вида № 466
1. Введение.
Актуальность. Основные нравственные принципы взрослого
человека закладываются еще в глубоком детстве. Все понятия о морали и
нормах поведения ребенок впитывает как губка из своего окружения.
Поэтому родителям и педагогам нужно особенно внимательно относиться
к воспитанию детей, ведь все что взрослые вложат в маленького
растущего человека, сыграет огромную роль в становлении его как
личности.
Проблема нравственного воспитания детей старшего дошкольного
возраста с ОВЗ стоит особенно остро. Оно должно быть неотъемлемой
частью работы любого взрослого над становлением личности ребенка,
представлять собой непрерывный процесс усвоения разных норм, которые
установлены в обществе и которые со временем будут формировать его
поступки.
Каким образом помочь сформировать у воспитанников те самые
нормы? В поиске ответа на этот вопрос мы пригласили родителей на
родительское собрание и вместе в деловом кругу постарались обсудить эту
сторону воспитания. В ходе совместного обсуждения у нас возникла идея
создания долгосрочного проекта «Как воспитать человека» в тесном
взаимодействии с родителями детей группы.
2. Содержание:
Были определены:
Цель: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности,
достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
-формировать чувства привязанности к своему дому, своим близким,
детскому саду, друзьям в детском саду;
-формировать знания о родном городе: истории, символике,
достопримечательностях, выдающихся людях, достижениях;
-формировать представления о России как о родной стране, о Москве
как о столице России, о городе Екатеринбурге;
-привить чувства гордости, глубокого уважения и почитания к
символам Российской Федерации - Герба, Гимна, Флага;
-воспитать нравственные чувства: уважение, гордость,
ответственность, патриотизм;

-усилить роль семьи в патриотическом воспитании подрастающего
поколения.
В содержании деятельности по реализации практики нами был намечен
план, который реализовывался с детьми старшего дошкольного возраста с
ОВЗ и их семьями в течение всего образовательного периода по разделам:
«Семейные традиции», «Веселая кулинария», «Здоровый образ жизни»,
«Маму, бабушку люблю, добрые слова им подарю», «Просторы вселенной»,
«Герои Победы».
3. Результаты апробации практики:
Знакомство ребенка с миром начинается с семьи. В период раннего
детства формируются те чувства, черты характера, которые незримой
ниточкой связывают ребёнка с родными людьми, а впоследствии со своим
народом, своей страной и в значительной мере определяют его жизненный
путь.
В разделе «Семейные традиции» родители вместе с детьми составляли
презентации, рассказы, делились фотографиями о семейных событиях и
праздниках, семейном отдыхе, о путешествиях, о посещении памятников
культурного наследия и музеев.

Вторым разделом, направленным на нравственно - патриотическое
воспитание «Веселая кулинария»– явилось приобщение к воспитанию
трудолюбия, стремлению помогать ближнему, соблюдению бытовой
культуры (аккуратности, порядочности, чистоплотности, опрятности).
Мы всегда помним, что игра - ведущая деятельность детей. В игре
ребёнок отображает труд взрослых, окружающую жизнь, в игре развивается
первое чувство дома. Но и игре ребенка тоже нужно обучать. Не надо боятся
ставить перед дошкольниками разного рода задачи. Например, в условиях
детского сада нами были проведены серии кулинарных игр по темам:
«Готовим овощной салат», «Готовим фруктовый салат», «Готовим вафли» и
«День бутерброда». На занятиях «Веселая кулинария» весело проводили
эксперименты, воспитанники группы учились самостоятельно готовить. А
дома дети делились полученными знаниями и опытом приготовления разных
блюд, увлеченно рассказывали об участии в играх «Повар» и «Кулинар».
Родители заинтересовались данным видом деятельности и активно стали

участвовать кулинарном разделе проекта в домашних условиях. Вместе с
детьми родители стали готовить блины, печь пироги, булочки, готовить
бутерброды, салаты. Все это оказало благотворное влияние на формирование
любви и уважения к родителям, к труду людей, здоровому питанию,
подготовке к выбору профессии.

Физическая активность важна в любом возрасте, но в детском
дошкольном, когда формируются основные системы растущего организма,
значимо то, насколько гармонично развивается ребенок, от этого зависит его
здоровье на долгие годы. У дошкольников с ограниченными возможностями
здоровья сопутствующими являются нарушения со стороны центральной
нервной системы, опорно - двигательного аппарата, сердечно - сосудистой
системы, органов пищеварения, аллергических проявлений. В связи с этим,
для укрепления психического и физического здоровья детей мы в условиях
детского сада регулярно применяем все здоровьесберегающие технологии,
консультируем семьи воспитанников по вопросам коррекции, а родители
многих детей группы записали их в различные спортивные и развивающие
секции. Далее включились в следующий раздел проекта «Здоровый образ
жизни», в котором рассказали об успехах, показали, как интересно проводят
свободное время занимаясь спортом, какие различные спортивные
мероприятия и турниры посещают, участвуют в походах и сплавах, ходят в
горы, занимаются плаванием, шашками и шахматами, танцами и
хореографией, художественной гимнастикой, фигурным катанием,
занимаются гончарным ремеслом, рисованием и лепкой, посещают
музыкальную школу.

Еще одним направлением проектной деятельности «Как воспитать
Человека» стал цикл занятий по нравственно - патриотическому воспитанию
детей группы. «Маму, бабушку люблю, добрые слова им подберу». Мама это самый главный человек для ребенка. С первых лет жизни, необходимо
воспитывать у ребенка любовь к семье, маме. Ребенок должен понимать, что
все хорошее начинается с родного дома и мамы, поэтому такой праздник, как
Международный женский день очень важен и нужен. По результатам бесед и
опросов выяснилось, что дети не в полной мере имеют представление о роли
мамы в их жизни, о ее занятиях дома и обязанностях на работе. У детей и
родителей мало времени для общения. У воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья недостаточно знаний о государственном празднике
«8 марта». В ходе реализуемого раздела проекта «Стать Человеком» мы дали
возможность детям и мамам пообщаться друг с другом не только в домашней
обстановке, но и в детском саду, проявить взаимные чувства друг к другу.
Воспитанники создали портреты мам в нетрадиционной технике, вместе
придумали и приготовили праздничную газету с поздравлениями и
рассказами о мамах, записали песню и создали видеоролик в стихотворной
форме о родных женщинах и показали их значимость в каждой семье. Мам и
бабушек поразило то, сколько ласковых и нежных слов могут придумать и
выразить любящие их дети и внуки.

Следующим этапом реализации проекта « Как воспитать Человека»
стал раздел космического направления «Просторы вселенной».
Современные дети мало интересуются темой космоса. В нынешнее
время стало привычным запуск ракет в космос, все меньше становится
мальчишек, желающих стать космонавтами. Побеседовав с детьми в
утреннем деловом круге, мы поняли, что дети мало что знают о космосе. Для
того чтобы сформировать у детей первоначальные представления о космосе,
солнечной системе, о космонавтах и их работе мы создали серию
мероприятий о «Просторах вселенной». По вопросам, задаваемых детьми
группы для поисков ответов на них был создан план познания космоса.

Следующим этапом реализации проекта «Воспитать человека» явился
раздел «Герои Победы».
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего
гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна.
Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать
нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и
нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и
естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием,
раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны
окружающей действительности и являлись бы доступным для восприятия.
Патриотическое чувство не возникает само по себе – его надо воспитывать в
ребёнке. В результате систематической, целенаправленной воспитательной
работы мы формируем у детей элементы гражданственности и патриотизма.
Совместными усилиями подготовлен праздник, посвященный дню
защитника Отечества – «Зарница». Дети проявили командные навыки,
смекалку, ловкость, взаимовыручку, сплоченность. Знакомились с героями
России, с родами войск, читали стихи, пели военные песни, знакомились с
геральдикой РФ. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с
Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши
отцы и деды.
К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало
осталось в живых фронтовиков, героев войны. Поэтому сегодня необходимо
рассказать о Великой отечественной войне, о защитниках родины ветеранах, о том, как протекала жизнь в военное время, о победе.
Наша задача – продолжать формировать у подрастающего поколения чувство
долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство
гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам
счастливую жизнь.

Таким образом, важным аспектом в работе над формированием
нравственно-патриотических качеств детей – личный пример. Наши дети –
это отражение нас самих. Они будут воспринимать мир так, как мы
относимся друг к другу, к своим родителям, к окружающим людям, к Родине.
И если мы ставим перед собой задачу воспитать Человека –
высоконравственного, честного, справедливого, организованного и
дисциплинированного, то, прежде всего, взрослые должны стремиться,
чтобы самим стать таким Человеком, подавая пример подрастающему
поколению.
Перспективой использования данной практики видим в продолжении
проекта по развитию нравственно-патриотического воспитания к народам
России в следующем образовательном периоде в соответствии с ФАОП ДО.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».