«Как воспитать Человека» Мазаева Наталья Викторовна учитель-логопед, Метелева Мария Анатольевна, воспитатель МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 466 1. Введение. Актуальность. Основные нравственные принципы взрослого человека закладываются еще в глубоком детстве. Все понятия о морали и нормах поведения ребенок впитывает как губка из своего окружения. Поэтому родителям и педагогам нужно особенно внимательно относиться к воспитанию детей, ведь все что взрослые вложат в маленького растущего человека, сыграет огромную роль в становлении его как личности. Проблема нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ стоит особенно остро. Оно должно быть неотъемлемой частью работы любого взрослого над становлением личности ребенка, представлять собой непрерывный процесс усвоения разных норм, которые установлены в обществе и которые со временем будут формировать его поступки. Каким образом помочь сформировать у воспитанников те самые нормы? В поиске ответа на этот вопрос мы пригласили родителей на родительское собрание и вместе в деловом кругу постарались обсудить эту сторону воспитания. В ходе совместного обсуждения у нас возникла идея создания долгосрочного проекта «Как воспитать человека» в тесном взаимодействии с родителями детей группы. 2. Содержание: Были определены: Цель: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Задачи: -формировать чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду, друзьям в детском саду; -формировать знания о родном городе: истории, символике, достопримечательностях, выдающихся людях, достижениях; -формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России, о городе Екатеринбурге; -привить чувства гордости, глубокого уважения и почитания к символам Российской Федерации - Герба, Гимна, Флага; -воспитать нравственные чувства: уважение, гордость, ответственность, патриотизм; -усилить роль семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения. В содержании деятельности по реализации практики нами был намечен план, который реализовывался с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ и их семьями в течение всего образовательного периода по разделам: «Семейные традиции», «Веселая кулинария», «Здоровый образ жизни», «Маму, бабушку люблю, добрые слова им подарю», «Просторы вселенной», «Герои Победы». 3. Результаты апробации практики: Знакомство ребенка с миром начинается с семьи. В период раннего детства формируются те чувства, черты характера, которые незримой ниточкой связывают ребёнка с родными людьми, а впоследствии со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его жизненный путь. В разделе «Семейные традиции» родители вместе с детьми составляли презентации, рассказы, делились фотографиями о семейных событиях и праздниках, семейном отдыхе, о путешествиях, о посещении памятников культурного наследия и музеев. Вторым разделом, направленным на нравственно - патриотическое воспитание «Веселая кулинария»– явилось приобщение к воспитанию трудолюбия, стремлению помогать ближнему, соблюдению бытовой культуры (аккуратности, порядочности, чистоплотности, опрятности). Мы всегда помним, что игра - ведущая деятельность детей. В игре ребёнок отображает труд взрослых, окружающую жизнь, в игре развивается первое чувство дома. Но и игре ребенка тоже нужно обучать. Не надо боятся ставить перед дошкольниками разного рода задачи. Например, в условиях детского сада нами были проведены серии кулинарных игр по темам: «Готовим овощной салат», «Готовим фруктовый салат», «Готовим вафли» и «День бутерброда». На занятиях «Веселая кулинария» весело проводили эксперименты, воспитанники группы учились самостоятельно готовить. А дома дети делились полученными знаниями и опытом приготовления разных блюд, увлеченно рассказывали об участии в играх «Повар» и «Кулинар». Родители заинтересовались данным видом деятельности и активно стали участвовать кулинарном разделе проекта в домашних условиях. Вместе с детьми родители стали готовить блины, печь пироги, булочки, готовить бутерброды, салаты. Все это оказало благотворное влияние на формирование любви и уважения к родителям, к труду людей, здоровому питанию, подготовке к выбору профессии. Физическая активность важна в любом возрасте, но в детском дошкольном, когда формируются основные системы растущего организма, значимо то, насколько гармонично развивается ребенок, от этого зависит его здоровье на долгие годы. У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья сопутствующими являются нарушения со стороны центральной нервной системы, опорно - двигательного аппарата, сердечно - сосудистой системы, органов пищеварения, аллергических проявлений. В связи с этим, для укрепления психического и физического здоровья детей мы в условиях детского сада регулярно применяем все здоровьесберегающие технологии, консультируем семьи воспитанников по вопросам коррекции, а родители многих детей группы записали их в различные спортивные и развивающие секции. Далее включились в следующий раздел проекта «Здоровый образ жизни», в котором рассказали об успехах, показали, как интересно проводят свободное время занимаясь спортом, какие различные спортивные мероприятия и турниры посещают, участвуют в походах и сплавах, ходят в горы, занимаются плаванием, шашками и шахматами, танцами и хореографией, художественной гимнастикой, фигурным катанием, занимаются гончарным ремеслом, рисованием и лепкой, посещают музыкальную школу. Еще одним направлением проектной деятельности «Как воспитать Человека» стал цикл занятий по нравственно - патриотическому воспитанию детей группы. «Маму, бабушку люблю, добрые слова им подберу». Мама это самый главный человек для ребенка. С первых лет жизни, необходимо воспитывать у ребенка любовь к семье, маме. Ребенок должен понимать, что все хорошее начинается с родного дома и мамы, поэтому такой праздник, как Международный женский день очень важен и нужен. По результатам бесед и опросов выяснилось, что дети не в полной мере имеют представление о роли мамы в их жизни, о ее занятиях дома и обязанностях на работе. У детей и родителей мало времени для общения. У воспитанников с ограниченными возможностями здоровья недостаточно знаний о государственном празднике «8 марта». В ходе реализуемого раздела проекта «Стать Человеком» мы дали возможность детям и мамам пообщаться друг с другом не только в домашней обстановке, но и в детском саду, проявить взаимные чувства друг к другу. Воспитанники создали портреты мам в нетрадиционной технике, вместе придумали и приготовили праздничную газету с поздравлениями и рассказами о мамах, записали песню и создали видеоролик в стихотворной форме о родных женщинах и показали их значимость в каждой семье. Мам и бабушек поразило то, сколько ласковых и нежных слов могут придумать и выразить любящие их дети и внуки. Следующим этапом реализации проекта « Как воспитать Человека» стал раздел космического направления «Просторы вселенной». Современные дети мало интересуются темой космоса. В нынешнее время стало привычным запуск ракет в космос, все меньше становится мальчишек, желающих стать космонавтами. Побеседовав с детьми в утреннем деловом круге, мы поняли, что дети мало что знают о космосе. Для того чтобы сформировать у детей первоначальные представления о космосе, солнечной системе, о космонавтах и их работе мы создали серию мероприятий о «Просторах вселенной». По вопросам, задаваемых детьми группы для поисков ответов на них был создан план познания космоса. Следующим этапом реализации проекта «Воспитать человека» явился раздел «Герои Победы». Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступным для восприятия. Патриотическое чувство не возникает само по себе – его надо воспитывать в ребёнке. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы мы формируем у детей элементы гражданственности и патриотизма. Совместными усилиями подготовлен праздник, посвященный дню защитника Отечества – «Зарница». Дети проявили командные навыки, смекалку, ловкость, взаимовыручку, сплоченность. Знакомились с героями России, с родами войск, читали стихи, пели военные песни, знакомились с геральдикой РФ. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев войны. Поэтому сегодня необходимо рассказать о Великой отечественной войне, о защитниках родины ветеранах, о том, как протекала жизнь в военное время, о победе. Наша задача – продолжать формировать у подрастающего поколения чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь. Таким образом, важным аспектом в работе над формированием нравственно-патриотических качеств детей – личный пример. Наши дети – это отражение нас самих. Они будут воспринимать мир так, как мы относимся друг к другу, к своим родителям, к окружающим людям, к Родине. И если мы ставим перед собой задачу воспитать Человека – высоконравственного, честного, справедливого, организованного и дисциплинированного, то, прежде всего, взрослые должны стремиться, чтобы самим стать таким Человеком, подавая пример подрастающему поколению. Перспективой использования данной практики видим в продолжении проекта по развитию нравственно-патриотического воспитания к народам России в следующем образовательном периоде в соответствии с ФАОП ДО.