практика Чистякова, Шардина, Помелова

Практика «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
«Без прошлого нет будущего»
пословица.
«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл
настоящего и цели будущего» М. Горький
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»
М. Ломоносов
I.

Введение:

Актуальность. В Законе РФ «Об образовании в РФ» в «центр» воспитания поставлены
гуманистический

характер

образования,

приоритет

общечеловеческих

ценностей,

свободного развития личности.
В конвенции о правах ребенка (статья 29) «Образование должно быть направлено
на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям
страны, в которой он проживает».
Работая по программе «От рождения до школы», изучая её содержание по
приобщению дошкольников к народной культуре, мы пришли к выводу, что в ней
большое внимание уделяется таким задачам, как углубление представлений о семье, о
родственных отношениях; развитие представлений о разнообразных произведениях
русского народного декоративно-прикладного искусства и искусства других народов.
Но при этом задач ознакомления детей с прошлым своего края, с его историей
практически нет.
Мы рассматриваем приобщение детей к традиционной русской культуре, как
деятельность, отвечающую потребностям современного человека, открывающую пути к
познанию и самореализации личности, содействующую освоению позитивной модели
поведения в качестве гражданина, патриота, продолжателя национальной культурной
традиции.
Проблема. Мы живем в великой могучей стране - Россия! История нашей страны богата
многовековыми традициями, но в условиях современного технического прогресса, наши
дети могут утратить знания о национальном достоянии своего народа – истории русского
быта. Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа, с
народными игрушками, подвижными играми, фольклором. Воспитание любви к Родине
должно начинаться с уважения к её истории.

Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и
культуре, помочь узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего
народа мы создали проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Общие планируемые результаты в соответствии ФГОС.


Воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать
и принимать духовные и культурные ценности своего народа.



Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.



Повышение

уровня

формирования

нравственно-

патриотических

чувств

дошкольников.


Знание правил народных игр, умение в них играть. Использование потешек,
считалок, загадок в активной речи.



Повышение интереса родителей и детей к изучению и уважению национальной
культуры родного края и других народов.
II.

Содержание:

Цель практики:


Воспитание

у

детей интереса и

любви к

русской

национальной

культуре,

народному творчеству, традициям, обычаям, фольклору.


Создание условий, способствующих воспитанию детей дошкольного возраста
средствами народной культуры в условиях ДОУ.



Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ для
совместной детско-родительской деятельности по приобщению детей к истокам
русской народной культуры и продолжению семейных традиций.

Задачи практики:


Создать условия в группе для приобщения детей к русской народной культуре.



Сформировать первоначальное представление детей о культуре, истории и жизни
русского народа.



Познакомить с культурным опытом наших предков: жилищем, предметами быта,
ремёслами.



Познакомить детей с устным народным творчеством, использовать в данной
деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, частушки, пословицы,
поговорки, потешки, заклички, загадки, хороводы. Показать детям красоту

русского языка через устное народное творчество, раскрыть таланты русского
народа.


Познакомить детей с произведениями народно-прикладного искусства, развивать у
детей творческое воображение при изготовлении своих работ в русском стиле.
Развивать творчество, фантазию, коммуникативные навыки, познавательную
активность, любознательность.



Развивать представления детей о традициях семьи, преемственности, связывающей
разные поколения.



Расширять представления детей об истории, культуре, людях родного города и
края.



Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному
творчеству, обычаям, традициям, обрядам, играм.



Воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, честность,
правдивость, трудолюбие, верность используя все виды русского фольклора
(сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).



Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства к родному краю, городу,
стране.

Целевая группа:
Дети старшей группы с нарушением зрения и с нарушением речи.
Содержание деятельности по реализации практики:


Анализ основной образовательной программы дошкольного образования «От
рождения

до

школы»

под

редакцией

Н.Е.Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А.Васильевой.


Изучение парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева.



Составление плана работы по приобщению детей к истокам русской народной
культуры.



Взаимодействие с родителями по вопросам приобщения детей к русской народной
культуре.



Подбор литературы и демонстрационного материала по данной теме.



Создать в группе мини-музей «Русская изба».



Участие детей и родителей в празднике «Масленица».

III.

Результат апробации практики:

Для реализации проекта мы подобрали литературу и демонстрационный материал по
данной теме; совместно с родителями собрали предметы декоративно-прикладного
искусства и предметы быта для создания мини-музея; посмотрели презентации на тему
«Традиционный русский быт», «Русские народные праздники». Обогатили словарный
запас детей такими словами, как пашня, сеялка, крестьянин, гончар, ремесленник, кузнец,
ткачиха. Узнали о таких предметах быта, как самовар, горшок, ступа, чугунок, ухват
прялка, веретино, кудель, пряжа, рушник, рубель, коромысло, серп, коса и др. Дети на
своём опыте прочувствовали как нелегко было носить воду с реки на коромысле; как
непросто взять ухватом чугунок, поднять его и не уронить. Познакомились с
особенностями русского народного костюма. Познакомились с русскими народными
музыкальными инструментами, такими как балалайка, гусли, домра, жалейка, пыжатка,
рожок, свистулька, гармоника, бубенцы, трещотка и рубель. Прослушали цикл русских
народных песен на музыкальном занятии, выучили некоторые потешки, заклички,
частушки. Разучили правила подвижных игр и научились в них играть. Провели
викторину по русским народным сказкам. На занятиях по рисованию познакомились с
декоративно-прикладным искусством. Нарисовали Семёновскую матрёшку, раскрасили
Жостовские подносы. Слепили из солёного теста посуду и раскрасили её в стиле «Гжель».
Оформили выставку декоративно-прикладного искусства: предметы городецкой и
гжельской росписи, Филимоновские и дымковские игрушки, Загорские и Семёновские
матрёшки. Инсценировали русские народные сказки: «Теремок» и «Заюшкина избушка».
Составили консультации для родителей «Приобщение детей к семейным традициям».
Совместно с родителями провели мастер-класс по изготовлению обрядовой куклы
«Берегини». Родитель приняли активное участие в проведении праздника «Масленица»,
организации чаепития с блинами и различными видами чая.
IV.

Перспективы использования данной практики.

Анализируя работу над проектом мы видим, что углубленная, комплексная,
систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры
имеет положительные результаты: у детей сформировались первые представления о
культуре своего народа; расширились знания о многообразии и назначении предметов
народного быта, народных праздников и традиций; обогатился словарный запас; дети
познакомились с народным фольклором –

знают потешки, заклички, частушки,

пословицы и поговорки, народные сказки и песни; подвижные игры, пляски, хороводы
способствовали

развитию

двигательных

навыков;

также

у

детей

закрепились

представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, трудолюбии,
храбрости и отваге; у детей стали более развиты коммуникативные навыки: уважительное
отношение к взрослым, сверстникам и малышам. У родителей повысилась педагогическая
компетентность в вопросах воспитания у детей культуры семейных традиций.
Раскрытие личности в ребенке полностью возможно, только через включение его в
культуру собственного народа. А это не просто знание о культуре, это «проживание» в
культуре, «проживание» в традиции.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим...
Вадим Шефнер
Литература:


Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры. Программа». – СПб., «Детство-Пресс», 2008, с. 83-140 .



«Истоки русской народной культуры в детском саду. Методическое пособие для
воспитателей ДОУ». Автор-составитель Гаврилова И.Г. – СПб., «Детство-Пресс»,
2008, с. 6; с. 22.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».