Практика «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» «Без прошлого нет будущего» пословица. «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» М. Горький «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» М. Ломоносов I. Введение: Актуальность. В Законе РФ «Об образовании в РФ» в «центр» воспитания поставлены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности. В конвенции о правах ребенка (статья 29) «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает». Работая по программе «От рождения до школы», изучая её содержание по приобщению дошкольников к народной культуре, мы пришли к выводу, что в ней большое внимание уделяется таким задачам, как углубление представлений о семье, о родственных отношениях; развитие представлений о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства и искусства других народов. Но при этом задач ознакомления детей с прошлым своего края, с его историей практически нет. Мы рассматриваем приобщение детей к традиционной русской культуре, как деятельность, отвечающую потребностям современного человека, открывающую пути к познанию и самореализации личности, содействующую освоению позитивной модели поведения в качестве гражданина, патриота, продолжателя национальной культурной традиции. Проблема. Мы живем в великой могучей стране - Россия! История нашей страны богата многовековыми традициями, но в условиях современного технического прогресса, наши дети могут утратить знания о национальном достоянии своего народа – истории русского быта. Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа, с народными игрушками, подвижными играми, фольклором. Воспитание любви к Родине должно начинаться с уважения к её истории. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа мы создали проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Общие планируемые результаты в соответствии ФГОС. Воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа. Повышение уровня формирования нравственно- патриотических чувств дошкольников. Знание правил народных игр, умение в них играть. Использование потешек, считалок, загадок в активной речи. Повышение интереса родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов. II. Содержание: Цель практики: Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, традициям, обычаям, фольклору. Создание условий, способствующих воспитанию детей дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ. Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ для совместной детско-родительской деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры и продолжению семейных традиций. Задачи практики: Создать условия в группе для приобщения детей к русской народной культуре. Сформировать первоначальное представление детей о культуре, истории и жизни русского народа. Познакомить с культурным опытом наших предков: жилищем, предметами быта, ремёслами. Познакомить детей с устным народным творчеством, использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, частушки, пословицы, поговорки, потешки, заклички, загадки, хороводы. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, раскрыть таланты русского народа. Познакомить детей с произведениями народно-прикладного искусства, развивать у детей творческое воображение при изготовлении своих работ в русском стиле. Развивать творчество, фантазию, коммуникативные навыки, познавательную активность, любознательность. Развивать представления детей о традициях семьи, преемственности, связывающей разные поколения. Расширять представления детей об истории, культуре, людях родного города и края. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, играм. Воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, честность, правдивость, трудолюбие, верность используя все виды русского фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства к родному краю, городу, стране. Целевая группа: Дети старшей группы с нарушением зрения и с нарушением речи. Содержание деятельности по реализации практики: Анализ основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Изучение парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Составление плана работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Взаимодействие с родителями по вопросам приобщения детей к русской народной культуре. Подбор литературы и демонстрационного материала по данной теме. Создать в группе мини-музей «Русская изба». Участие детей и родителей в празднике «Масленица». III. Результат апробации практики: Для реализации проекта мы подобрали литературу и демонстрационный материал по данной теме; совместно с родителями собрали предметы декоративно-прикладного искусства и предметы быта для создания мини-музея; посмотрели презентации на тему «Традиционный русский быт», «Русские народные праздники». Обогатили словарный запас детей такими словами, как пашня, сеялка, крестьянин, гончар, ремесленник, кузнец, ткачиха. Узнали о таких предметах быта, как самовар, горшок, ступа, чугунок, ухват прялка, веретино, кудель, пряжа, рушник, рубель, коромысло, серп, коса и др. Дети на своём опыте прочувствовали как нелегко было носить воду с реки на коромысле; как непросто взять ухватом чугунок, поднять его и не уронить. Познакомились с особенностями русского народного костюма. Познакомились с русскими народными музыкальными инструментами, такими как балалайка, гусли, домра, жалейка, пыжатка, рожок, свистулька, гармоника, бубенцы, трещотка и рубель. Прослушали цикл русских народных песен на музыкальном занятии, выучили некоторые потешки, заклички, частушки. Разучили правила подвижных игр и научились в них играть. Провели викторину по русским народным сказкам. На занятиях по рисованию познакомились с декоративно-прикладным искусством. Нарисовали Семёновскую матрёшку, раскрасили Жостовские подносы. Слепили из солёного теста посуду и раскрасили её в стиле «Гжель». Оформили выставку декоративно-прикладного искусства: предметы городецкой и гжельской росписи, Филимоновские и дымковские игрушки, Загорские и Семёновские матрёшки. Инсценировали русские народные сказки: «Теремок» и «Заюшкина избушка». Составили консультации для родителей «Приобщение детей к семейным традициям». Совместно с родителями провели мастер-класс по изготовлению обрядовой куклы «Берегини». Родитель приняли активное участие в проведении праздника «Масленица», организации чаепития с блинами и различными видами чая. IV. Перспективы использования данной практики. Анализируя работу над проектом мы видим, что углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты: у детей сформировались первые представления о культуре своего народа; расширились знания о многообразии и назначении предметов народного быта, народных праздников и традиций; обогатился словарный запас; дети познакомились с народным фольклором – знают потешки, заклички, частушки, пословицы и поговорки, народные сказки и песни; подвижные игры, пляски, хороводы способствовали развитию двигательных навыков; также у детей закрепились представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, трудолюбии, храбрости и отваге; у детей стали более развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам. У родителей повысилась педагогическая компетентность в вопросах воспитания у детей культуры семейных традиций. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно, только через включение его в культуру собственного народа. А это не просто знание о культуре, это «проживание» в культуре, «проживание» в традиции. Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим... Вадим Шефнер Литература: Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа». – СПб., «Детство-Пресс», 2008, с. 83-140 . «Истоки русской народной культуры в детском саду. Методическое пособие для воспитателей ДОУ». Автор-составитель Гаврилова И.Г. – СПб., «Детство-Пресс», 2008, с. 6; с. 22.