Методическая разработка по формированию интереса к чтению у детей на занятии по развитию речи в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Путешествие по произведениям К.И. Чуковского» Конспект занятия по развитию речи «Путешествие по произведениям К.И. Чуковского». Цель: закрепить знания о произведениях К.И. Чуковского. Задачи: Обучающие: закреплять знакомство и знание детей творчества Корнея Ивановича Чуковского; Развивающие: развивать интерес к сказкам Чуковского доступными средствами: художественное чтение, соревнование, рассказывание наизусть, инсценирование сказки «Бармалей», использование музыки. Воспитательные: воспитывать творческое воображение, соучаствовать в предлагаемых воспитателем «сказочных» ситуациях. Воспитывать любовь и интерес к творчеству сказочника Чуковского. Планируемые результаты: дети знают, рассказываю, называют произведения К.И. Чуковского, дети узнают строки произведений К.И. Чуковского, дети способны перенимать черты характера героев сказок, проявляют интерес к литературным произведениям, проявляют интерес к проигрыванию Предварительная работа: I Чтение сказок: («Тараканище», «Путница», «Мойдодыр», «Муха Цокотуха», «Краденое солнце», «Федорено горе», «Чудо – Дерево», «Айболит», «Телефон», «Бармалей». Ⅱ Инсценирование сказки«Бармалей» (предварительная беседа и проигрывание). Ⅲ Подготовка атрибутов: картинки, иллюстрации, портретКорнея Ивановича Чуковского, книги Чуковского, рисунки детей и родителей на тематику сказок Чуковского. Ⅳ Подготовка костюмов Бармалея , Танечки и Ванечки ,«заданий». Ход занятия: 1. Организационный момент. (Группа оформлена:Чудо дерево на переднем плане с книжками Чуковского, портрет Чуковского, стеллаж с книгами, ширма-выставка с рисунками, «Африка») Педагог. Читает стихотворение Чуковского «Чудо дерево» Как у наших у ворот чудо-дерево растет! Не листочки на нем, не цветочки на нем , А чудесные книжки ,да со сказками! Педагог. Дети вы узнали эти книги? (дети отвечают) Все эти сказки очень поучительны. Они все нас чему-то учат. Скажите ребята, чему нас учит сказка «Муха-цокатуха»?(быть смелым,не бросать друзей в беде). А чему нас учит сказка «ДокторАйболит»? (быть добрым,любить животных,заботиться о них). А сказка «Мойдодыр»?(быть аккуратным,следить за своим внешним видом) Педагог. А сейчас давайте вспомним нашу чистоговорку со словами из этих сказок. Он-он-он----------- у меня зазвонил телефон. Ыр-ыр-ыр--------- любит воду Мойдодыр. Ил-ил-крокодил—Солнце в небе проглотил. Ца-ца-ца------------- муха-цокотуха именинница. Ит-ит-ит--------------добрый доктор Айболит Педагог. А кто написал их?(ответы детей) А теперь давайте присядем и поговорим о детском писателе. 2. Основная часть. (Педагог показывает портрет К.И Чуковского). К.И.Чуковский был веселым и жизнерадостным человеком. Его уже давно нет, но книги, которые он написал живут и будут жить дальше. С ранних лет его стихи приносят радость. Ваши бабушки и дедушки с детства помнят эти стихи. К.И. Чуковский стал детским писателем случайно. А вышло так:заболел его маленький сынишка. Чуковский вез его в поезде. Мальчик плакал и капризничал. Отец стал рассказывать, чтобы его отвлечь: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик затих и стал слушать, что же было дальше. А утром проснувшись, мальчик просил отца снова рассказать вчерашнюю сказку. После этого случая Чуковский стал сочинять сказки.» Отрывок из сказки «Тараканище (рассказывает ребенок) А еще Корней Иванович ездил в Англию. Поэтому он хорошо знал английский язык и переводил с английского языка, который нам незнаком, на русский – хорошо нам знакомый язык. Таких людей, которые переводят с одного языка на другой, называют переводчиками. Давайте повторим это слово – «переводчик» и запомним его. Всем английским детям знакома потешка «GillySillyJarter» («ДжиллиСиллиДжартер»). А когда дедушка Корней перевел ее на русский язык, мы тоже смогли с ней познакомиться. Она нам знакома под названием «Дженни». Кто может рассказать наизусть эту потешку? Рассказывание наизусть потешки (рассказывает ребенок) «Дженни» Дженни туфлю потеряла, Долго плакала, искала. Мельник туфельку нашел И на мельнице смолол Дорогие ребята, сегодня я приглашаю вас в сказочную страну этого писателя. Педагог. Но чтобы попасть в эту замечательную страну, нужно нам закрыть глаза и сказать волшебные слова: «Ап - ап, шаривари, шаривари, ап - ап» Но только помните - глаза открывать нельзя пока мы не скажем все слова до конца, иначе может произойти непоправимое - мы попадём не в сказочную страну, а в Африку, в ту самую в которую попали Танечка и Ванечка……Готовы, тогда начали….(Все дети вместе с педагогом идут за ширму «Африка», а двое детей остаются впереди) Таня и Ваня: А что мы не видели в той сказочной стране, Дима? Давай, лучше в Африку убежим! Давай! Раз – два - открывай глаза! (музыкальный эффект и слышан голос Бармалея и появляется он сам) Бармалей (Ваня): «Я кровожадный, Я беспощадный, Я злой разбойник Бармалей! И мне не надо Ни мармелада, Ни шоколада А только маленьких (Да, очень маленьких) детей! Карабас! Карабас! Пообедаю сейчас!» (Берет Таню и Ваню за руки и закрывает их на замки в хижине) (На переднем плане снова воспитатель и дети) Педагог: Ну, вот мы и попали в сказочную царство Корнея Ивановича Чуковского. Все на месте? (голос Бармалея ) Ха – ха - ха. Ванечку и Танечку вы больше не увидите никогда. Педагог: Подождите, подождите, Бармалей, а нельзя ли нам договориться, чтобы вы отпустили их? Ведь это ещё совсем маленькие дети! Бармалей: Так и быть. Я согласен их отпустить, если вы сыграете со мной и отгадаете все мои загадки. Загадок всего 6, они разложены в конвертах по всей Африке, вам нужно отыскать их и разгадать. Согласны? Педагог: (советуется с детьми и соглашаются) Идут по «Африке» и «находят» 1 конверт. 1 задание: Найти нужные Мойдодыру вещи и сложить их в корзинку. На 2-х столах разложены различные предметы: мыло, тетрадь, зубная щетка, полотенце, расчёска, Линейка, коробка спичек и прочее. (2ое детей выполняют задание) (Портрет Мойдодыра, под ним 2 корзинки) Задание 2: «Кто вспомнит, какое слово твердит Айболит, отправляясь в Африку? (И одно только слово твердит Айболит:Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо) Задание3: Находят «чёрный ящик» и конверт с заданием: В ящике – любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон» Что это? (Калоша). Физкультминутка. – А посуда вперёд и вперёд – по полям, по болотом идёт. (Дети идут по круг) — Я бегу, бегу, бегу – удержаться не могу (бегут по кругу). — Вдруг из маминой из спальни кривоногий и хромой, Выбегает умывальник и качает головой (наклоны головы вправо и влево). Задание 4: «Сладкий стол» На нём розетки с конфетами, вареньем, сахаром, кренделями, в середине самовар. Чем Муха - Цокотуха угощала бабочку? (Дети отвечают, а двое детей (муха и бабочка) показывают «Бабочка - красавица, Кушайте варенье! Или вам не нравится Наше угощенье?» А букашек? А букашки — По три чашки С молоком И крендельком: Нынче Муха-Цокотуха Именинница! А что принесла бабушка-пчела? Приходила к Мухе Бабушка-пчела, Мухе-Цокотухе Меду принесла… Задание 5: «Узнай сказку по отрывку» 1. «А за ними блюдца, блюдца _ Дзинь - ля - ля! Дзинь – ля - ля! Вдоль по улице несутся Дзинь - ля - ля! Дзинь – ля - ля! На стаканы - дзинь! - натыкаются, И стаканы - дзинь! - разбиваются! (Федорино горе) 2 . «Волки от испуга Скушали друг друга. Бедный крокодил Жабу проглотил. А слониха, вся дрожа, Так и села на ежа» (Тараканище) 3. Только заинька Был паинька: Не мяукал И не хрюкал — Под капустою лежал, По-заячьи лопотал И зверюшек неразумных Уговаривал: (Путанница) 4. Рано утром на рассвете Умываются мышата, И котята, и утята, И жучки, и паучки. (Мойдодыр) Задание 6. «Оживи сказку», «Краденое солнце» На двух столах разложены «портреты» участников сказки «краденое солнце» На 1-м столе: солнце, сорока, воробей, баран, Айболит. На 2-м столе: баран крокодил медведь зайчиха Бармалей. 2-е детей отбирают картинки к сказке В заключение - общий короткий танец . Звучит музыка. Подобревший Бармалей за руку ведет ………… к детям. Бармалей: Какие приятные, а главное - умные эти маленькие детки! Что вы сделали со мной? Стал я, да, да, да - добрей! Ребята, в память о путешествии хочу вручить вам медали и самые вкусные африканские – бананы - только что сорваны с пальмы. 3. Заключительная часть. Ребята, где мы с вами побывали? Скажите, что показалось вам сложнее всего? (ответы) Что было легче? (ответы). А какое было самое интересное задание? Вы молодцы, давайте с вами поставим эту книгу в книжный уголок.