Методическая разработка. Конспект занятия «Путешествие в сказку». Возрастная группа: 5-6 лет. Образовательные области: «познавательное развитие», «социальнокоммуникативное», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие». Форма проведения: фронтальная Виды детской деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, двигательная, коммуникативная, изобразительная, восприятие литературы и фольклора. Цель: закрепить и обобщить знания детей о русских народных сказках, привлечь внимание детей к книгам и чтению. Задачи: Коррекционно- образовательные: учить узнавать русские народные сказки; учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок, активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими. Коррекционно-развивающие: развивать память, внимание, логику, зрительное восприятие, общую и мелкую моторику; развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм; поддерживать внимание и интерес к художественному слову в литературном произведении и книжным иллюстрациям; развивать умения узнавать сказки и их героев, определять их настроение. Коррекционно-воспитательные: формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества, интереса и потребность к чтению; воспитывать эмоциональную отзывчивость: правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать героям и поддерживать желание прийти на выручку. Предварительная работа: оформление выставки детских книг; чтение и инсценировки русских народных сказок; театрализованные игры с использованием пальчикового и варежкового театра и кукол-бибабо; работа с интерактивной панелью, создание игр «Съешь пирожок», «Собери картинку» на ПАК «Колибри»; оформление творческой выставки детских работ «Рисуем сказку»; работа по развитию осязания и мелкой моторики; рассматривание иллюстраций различных художников; просмотр мультфильмов и прослушивание русских народных сказок; беседы с детьми на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Как помочь другу». Оборудование: интерактивная панель «Колибри», клубочек, волшебная книга, иллюстрации печек на панели (из сказок «Гуси -лебеди» и «По щучьему веленью»), иллюстрация Емели на печи, интерактивные игры «Съешь пирожок», «Собери картинку», рукавичка, пальчиковый театр «Рукавичка», костюм зайца, магнитофон, музыкальные записи. Планируемые результаты: Положительная мотивация, развитие слухового внимания. Умение отгадывать загадки. Проявление доброты, желания прийти на помощь. Умение согласовывать свои движения с ритмом стихотворения. Умение устанавливать логические связи между явлениями. Фиксация взора на движущемся объекте. Развитие связной речи и умение рассуждать, делать выводы на основе наблюдений. Развитие эстетического вкуса и эмоциональной выразительности. Умение свободно чувствовать себя в роли героев, применяя артистические качества. Проявление интереса к чтению книг, желание узнавать из них как можно больше нового, привитие любови к русским народным сказкам. Умение сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Ход занятия: Ребята, а вы знаете где живут сказки? Посмотрите на нашу книжную выставку. Как много сказок здесь живёт! Предлагаю раскрыть волшебную книгу. Звучит музыка «В гостях у сказки», из книги выкатывается клубочек. Ой, смотрите, волшебный клубочек! Интересно, из какой сказки он попал к нам? Ребята, вы помните в каких сказках он помогал героям? («Царевна-лягушка», «Три царства - медное, серебряное и золотое», «Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде», «Пойди туда - не знаю куда, принеси то не знаю, что»). Может мы тоже отправимся вместе с волшебным клубочком в путешествие по сказкам? Скажем вместе с вами слова: Ты катись, катись клубочек С овражка на мосточек, Только сильно не спиши, Путь-дорожку укажи. (Клубочек катиться, звучит музыка, дети идут следом за ним. Попадают в сказку…) На пути первая сказка. На экране панели изображение печки (из сказки «Гуси-Лебеди»). – Печка, печка, из какой же ты сказки к нам пришла? Печка отвечает: — Съешьте моего ржаного пирожка — скажу. - Ребята, поможем печке? Съедим пирожки? (интерактивная игра «Съешь пирожок») -Спасибо, ребята, помогли мне, я из сказки «Гуси-лебеди». А кто помнит, что произошло в моей сказке? Почему она называется «Гуси-лебеди»? (краткий пересказ содержания сказки). Молодцы, ребята, порадовали вы меня. Звучит музыка. - Смотрите, наш клубочек дальше покатился. На пути вторая сказка. Узнаете название сказки, если отгадаете загадку: Из муки он был печен, На сметане был мешен. На окошке он студился, По дорожке он катился. Был он весел, был он смел И в пути он песню пел. Съесть его хотел зайчишка, Серый волк и бурый мишка. А когда малыш в лесу Встретил рыжую лису, От нее уйти не смог. Что за сказка? (Колобок) - Хотите поиграть с колобком? Помните кого он встретил на своем пути? Нам предстоит собрать картинки зверей, с которыми повстречался колобок. (Игра на интерактивной панели «Собери картинку») - Молодцы, и с этим заданием вы справились! А, как вы думаете, виноват Колобок в том, что его съела Лиса? - Да, виноват, потому что он убежал от дедушки и бабушки без разрешения. - А у нас есть такие ребята, как Колобок? Всегда ли вы спрашиваете разрешение пойти куда-то? (ответы детей) Звучит музыка. -Ой, а наш клубочек покатился дальше по дорожке, интересно, куда он нас ведет? На пути третья сказка. (На полянке лежит рукавичка). - Смотрите, ребята, кто-то рукавичку потерял? Не твоя? А может быть твоя? Нет? А может быть она из сказки? Не зря же клубок нас на полянку привел. Вспомнили, кто потерял рукавичку? (Дедушка). А кто поселился в ней? (Мышка — поскребушка, лягушка — попрыгушка, зайчик — побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок, кабан — клыкан, медведюшка — батюшка). Сколько зверей поселилось в рукавичке? А как вы думаете, почему всем хватило места в такой маленькой рукавичке? - Потому, что они пододвинулись. Потому, что они были дружные. - Помогите поселить зверюшек в рукавичке (Пальчиковый театр «Рукавичка») - Мне кажется, что наш клубочек покатился к теремку, наверное, хочет передохнуть в нём с дороги. Давайте и мы немного отдохнём. Физминутка: В чистом поле теремок, теремок, (Идут по кругу, руки над головой) Был ни низок, не высок (Присели, встали) Звери разные там жили, (Хлопки) Жили дружно, не тужили (Показывает палец) Там и мышка, (Руки перед собой на носочках) И лягушка, (Присели) Зайчик (Прыжки) С лисонькой –подружкой, (Повертели «хвостиком») Серый волк –зубами щелк. (Показали руками «пасть») В дружбе знали они толк. (Обняли соседа) Звучит музыка. - Смотрите, клубочек дальше покатился, побежали скорее за ним! На пути четвертая сказка. На пеньке сидит зайка и плачет. (ребёнок в костюме зайца) –Что с тобой случилось заинька? Почему ты плачешь? - Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала. - Не плачь Заинька, мы сейчас что-нибудь придумаем. Поможем, ребята, заиньке? - Да! -А как мы можем это сделать? - Мы громко потопаем, а ещё похлопаем и лиса испугается! - Вы очень смелые ребята, не испугались лису! А как называлась эта сказка, помните? («Заюшкина избушка»). А кто же в сказке лису прогнал? Как кричал петух лисе? Давайте вместе скажем эти слова: Ку-ку-реку! Иду на ногах, В красных сапогах, Несу косу на плечах: Хочу лису посечи. Пошла, лиса, с печи! (дети проговаривают слова и имитируют движения петушка) - Чем закончилась сказка? Правильно, петушок прогнал лису и зайчик снова стал жить в своём домике. Звучит музыка. - А тем временем наш клубочек катится дальше. На пути пятая сказка. - Смотрите, клубочек привел нас снова к печке, только печка-то изменилась. Иллюстрация печки на экране (из сказки «По щучьему веленью») - А у печки есть ещё одна загадка для нас: Едет печка по дороге. Кто на печке той сидит? Что нам сказка говорит? И в какой же это сказке Печка едет, как салазки? (Емеля и сказка «По щучьему веленью») На экране иллюстрация Емели на печи. Ребята, помните кто помог Емеле? Какие же волшебные слова говорил Емеля? (По щучьему веленью, По-моему хотенью…) Что-то мы с вами долго путешествуем, пора нам возвращаться домой. Попросим печку отвезти нас домой, мы с вами проделали долгий путь, устали. Скажем дружно: по щучьему веленью, по-моему хотенью, вези нас печка в детский сад! Звучит волшебная музыка, дети встают паровозиком и едут за воспитателем. Останавливаются, звучит тихая спокойная музыка. Ребята, садитесь как вам удобно на коврик и отдохните. - Вот и закончилось наше путешествие по сказкам, мне хочется спросить у вас: что вы испытали, когда путешествовали? Может быть вам что-то понравилось или запомнилось, а может быть вы еще захотели попасть в какую-нибудь сказку или встретиться с полюбившимся героем? (Игра «Передай клубочек» Дети передают по кругу клубочек, у кого клубок — тот делится своим мнением). А я желаю вам добра, до встречи с новыми сказками и книжками и хорошего настроения, надеюсь, что вам понравилось наше путешествие. И в следующий раз, мы с вами продолжим путешествовать по новым дорогам сказок.