Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 466 ОГРН № 1026602319952 от 16.07.1997 ИНН/КПП 6658078261/665801001 ____________________________________________________________________________ 620109 г. Екатеринбург, ул. Заводская д. 17-а, 17-6 телефон/факс 8(343)308-00-91(92) e-mail: mdou466@eduekb..гu сайт: https://466.tvoysadik.ru/ ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол № 1 от «29» августа 2024 г Утверждено: Заведующий МБДОУ № 466 __________Корж И.Б. Приказ № 56-о от «29» августа 2024 г Годовой план на 2024 - 2025 образовательный период 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МБДОУ 3 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ГОДОВОГО ПЛАНА 4 3. НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 5 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ 4. РАССТАНОВКА ПЕДАГОГОВ ПО ГРУППАМ 5 5. ИНФОРМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКАЯ 7 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МДОУ 6. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ 10 7. АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ 10 8. ЗАСЕДАНИЕ ПМПК 12 9. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ 13 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ 13 11. ИЗУЧЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ 14 12. РАБОТА ДОУ-РОДИТЕЛИ 16 13. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ 18 14. ПРОГРАММНОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 19 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ВНЕДРЕНИЕМ ФОП 15. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ДОШКОЛЬНОГО 24 УЧРЕЖДЕНИЯ. 16. КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО 25 УЧРЕЖДЕНИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. 2 1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МБДОУ Полное наименование ОО в соответствии с Уставом Сокращенное наименование Год основания Юридический адрес Фактический адрес Учредитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 466 МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 466 1969 620109, г. Екатеринбург, ул. Заводская, д. 17-б 620109, г. Екатеринбург, ул. Заводская, д.17-а, 17 -б Департамент образования Администрации города Екатеринбурга 620014, г. Екатеринбург, ул. Ленина, 24 А Директор Департамента Гумбатова Инна Владимировна Организационно- Муниципальное бюджетное учреждение правовая форма учреждения Режим работы 10,5 часов, пять дней в неделю с 7.30 до 18.00, исключая праздничные и выходные дни Лицензия на лицензии, № 13377 от 24.02.2011 настоящая лицензия право ведения предоставлена бессрочно и выдана Министерством общего и образовательной профессионального образования Свердловской области. деятельности Устав От 28.08.2024 Сайт https://466.tvoysadik.ru Почта mdou466@eduekb.ru Телефон 8(343) 3080091 (Заведующий); 8(343)3080092(Заместитель заведующего) (факс) 3080091 Образование Уровень образования – дошкольное образование Форма обучения – очная Нормативный срок обучения – (с 4 до 7 лет) Язык, на котором осуществляется образование – русский Численность обучающихся по программам за счет бюджетных ассигнований – 121 воспитанников Группы 5 групп для детей с нарушением зрения; 3 группы для детей с ТНР ; 2 группы для детей с ЗПР. Специалисты педагог – психолог - 2; 3 Специалисты, работающие по договору с ГДБ №11 Социальное партнерство учителя–дефектологи – 6; учителя – логопеды - 7; музыкальный руководитель - 1; инструктор по физкультуре - 2; воспитатели возрастных групп - 17. - 14 педагогов с высшей квалификационной категорией; - 15 с первой квалификационной категорией; медсестры - ортоптистки; врач-педиатр; старшая медсестра; ГАОУ ДПО «Институт развитии образования» Свердловской области ГАУЗ СО ДГКБ № 11 Территориальная муниципальная психолого-медикопедагогическая комиссия. «РАДУГА» МБУ ИМЦ екатеринбургский Дом учителя УРГПУ, ФГБОУ ВО УРГПУ, ФГБОУ ВО Уральский государственный педагогический университет, уральский государственный педагогический университет ГУ МВД России по Свердловской области Верх-Исетская районная организация общероссийского профсоюза образования 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ГОДОВОГО ПЛАНА ЦЕЛЬ: построение работы ДОУ в соответствии с ФАОП, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. ЗАДАЧИ: акцентировать внимание педагогического сообщества на реализацию мероприятий в рамках проведения Года семьи в РФ создать условия, способствующие реализации художественно эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала в условиях дошкольной образовательной организации в соответствии с ФАОП создать развитие педагогических подходов и технологий осуществления преемственности образования, направленных на формирование фундаментальных личностных компетенций дошкольника в соответствии с ФГОС 4 и ФАОП. 3.НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ Цель работы по реализации блока: приведение нормативно-правовой базы учреждения в соответствие с требованиями ФАОП ДО. Управление и организация деятельности учреждения в соответствии с законодательными нормами РФ. № содержание основных мероприятий п\п 1 2 3 4 Совершенствование и расширение нормативно – правовой базы МБДОУ на 2024 – 2025 уч. год. Разработка нормативно – правовых документов, локальных актов о работе учреждения на 2024 – 2025 уч. год. Внесение изменений в нормативно – правовые документы по необходимости (распределение стимулирующих выплат, локальные акты, Положения и др.) Разработка текущих инструктажей по ОТ и охране жизни и здоровья детей. сроки исполнитель проведени я в течение года Заведующий в течение года Заведующий в течение года Заведующий в течение года Заведующий Ответственный по ОТ Метелева М.А. Заведующий Ответственный по ОТ Метелева М.А. Заведующий Ответственный по ОТ Метелева М.А. Производственные собрания и инструктажи в течение года 5 Приведение в соответствии с требованиями в течение 6 должностных инструкций и инструкций по года охране труда работников ДОУ. СИЗ 4.РАССТАНОВКА ПЕДАГОГОВ ПО ГРУППАМ А Группа Воспитатели Дефектологи Логопеды 1ТНР А (6-7) Подготови тельная 2 ТНР (5-6) Старшая Макхамова Фарангис Шарифовна Лосева Анна Александровна Красильникова Анастасия Вячеславовна Макхамова Фарангис Шарифовна Салихова Фарида Ахметовна Мазаева Наталья Викторовна 5 3 ЗПР Бороздина Татьяна Игоревна Капустина Татьяна (6-7) Парфенова Ольга Николаевна Подготови Анатольевна тельная 4 ТНР Метелева Мария Анатольевна Мазаева Наталья Викторовна (5-6) Хуснетдинова Лилия Старшая Фагиловна 5 ПР Соболева Ольга Юрьевна Самсонова Ольга (6-7) Салихова Фарида Ахметовна Александровна Подготови тельная Чистякова Татьяна Михайловна – инструктор по физической культуре Ирий Елена Анатольевна - педагог психолог Кухаренко Оксана Романовна - Музыкальный руководитель Б Группа Воспитатели Дефектологи Логопеды 1 НЗ Б (6-7) Подготови тельная 2 НЗ (5-6) Старшая 3 НЗ (5-6) Старшая Александрова Людмила Евгеньевна Фадеева Светлана Викторовна Чистякова Татьяна Михайловна Шардина Анна Георгиевна Парфенова Полина Александровна Юнусова Валентина Александровна Журалева Татьяна Владимировна Фадеева Светлана Викторовна Харитонова Наталья Юрьевна Аксенова Мария Андреевна Нарижная Ирина Сергеевна Б 4 НЗ (6-7) Подготови тельная 5 НЗ (4-5) Средняя Помелова Ирина Павловна Кирьянова Оксана Александровна Даньшова Лариса Андреевна Фомина Елена Геннадьевна Шардина Анна Георгиевна - инструктор по физической культуре Косопцова Мария Сергеевна – педагог психолог Кухаренко Оксана Романовна - Музыкальный руководитель 6 5.ИНФОРМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МДОУ Цель работы по реализации блока: совершенствование и развитие управленческих функций с учетом ФАОП ДО, получение положительных результатов работы посредствам информационно – аналитической деятельности. № содержание основных мероприятий сроки п\п проведения 1 Деятельность руководителя по кадровому в течение обеспечению. года 2 Подведение итогов деятельности ДОУ за август 2024 г. 2023 – 2024 учебный год, анализ проделанной работы, подведение итогов и выводов: проблемный анализ деятельности образовательного учреждения по направлениям: (анализ воспитательно- образовательного процесса в ДОУ; анализ состояния материально – технической базы; анализ реализации инновационных технологий в ДОУ анализ педагогических кадров и др. анализ заболеваемости детей Определение ключевых направлений август 2024 работы учреждения на 2024 – 2025 учебный г. 3 год, составление планов по реализации данной работы. Составление перспективных планов работы август 2024 учреждения, разработка стратегии развития г. 4 ДОУ на основе анализа работы учреждения. 5 Составление перспективных планов воспитательно-образовательной работы педагогов исполнитель Заведующий Заведующий Заместитель заведующего Завхоз Педагоги ДОУ Заведующий Заместитель заведующего Педагоги ДОУ Заведующий Заместитель заведующего Педагоги ДОУ Родители август 2024 Заместитель г. заведующего Педагоги ДОУ 7 6 Проведение педсоветов, собраний в течение трудового коллектива, инструктажей, и др. года форм информационно – аналитической деятельности. сентябрь 2024 г. Установочный педагогический совет №1 Тема: «Основные направления деятельности ДОУ 2024-2025 учебный год. Итоги работы летнего оздоровительного периода. Основные направления образовательной работы ДОУ на 2024-2025 учебный год. Обеспечение охраны труда и безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников ДОУ. Инструктаж сотрудников по ОТ и технике безопасности. Принятие графика работы сотрудников. Ознакомление педагогического коллектива с годовым планом ДОУ на 2024-2025 учебный год и его утверждение. Утверждение расписания образовательной деятельности и режима дня в ДОУ, рабочих программ педагогов. Комплектование групп детского сада и расстановка кадров. Разное. Заведующий Заместитель заведующего Профсоюз Красильникова А.В. Специалист по ОТ Метелева М.А. Педагогический совет №2 Тема: «Внедрение в практику работы ФАОП ДО: вопросы и ответы» Цель: инициирование процесса внедрения Декабрь ФОП в практику дошкольного 2024-Январь образовательного учреждения 2025 План: 1.Сравниваем ОП и ФАОП 2. Соотносим виды деятельности и планируемые результаты с содержанием ФАОП (практика педагогов) 8 3. ТЕМА: «Как организовать образовательную деятельность с воспитанниками (практика педагогов)» Юнусова 4.ТЕМА: «Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя» - Кухаренко О.Р. 5. Подведение итогов педсовета администрацией и трудовым коллективом. *Рассмотрение и внесение изменений и дополнений в локальные акты ДОУ: Графики отпусков. Аттестация. Итоговый педагогический совет №3 Тема: «О подготовке ДОУ к весеннелетнему периоду и новому 2025-2026 учебному году. Итоги мониторинга, отчёты специалистов и воспитателей о работе за прошедший год О подготовке к летней оздоровительной работе. Обеспечение охраны жизнедеятельности детей и сотрудников ДОУ. О подготовке к новому 2025 – 2026 учебному году. Разное. 8 9 Маркировка мебели в группах, инструкции осень по ОТ, обновление аптечек 2024 в течение Организация взаимодействия между всеми года участниками образовательного процесса: дети, родители, педагоги. Заведующий. Специалист по ОТ Завхоз Заведующий Заместитель заведующего Завхоз Профсоюз Специалист по ОТ Педагоги . 6.ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ 9 Цель работы по реализации блока: Организовать эффективную кадровую политику, позволяющую реализовать сопровождение по внедрению ФАОП ДО. Повышение профессиональной компетентности педагогов, совершенствование педагогического мастерства. План –график прохождения курсов повышения квалификации на 2024 -2025 год № п\п содержание основных мероприятий сроки проведения Создание (корректировка) плана-графика сентябрь 1. повышения квалификации и переподготовки педагогических, руководящих работников 2. Прохождение педагогами курсов: по плану Макхамова Ф.Ш., Лосева А.А., Аксенова М.А. Посещение педагогами методических по плану объединений района 3. исполнителm Заместитель заведующего Заместитель заведующего Заместитель заведующего Педагоги ДОУ Методическая работа: в течение года Заместитель организация работы педагогов по заведующего самообразованию. Педагоги ДОУ 4. оказание методической помощи в подборе материала для тем по самообразованию. подготовка педагогами отчетов и докладов о накопленном материале за год. Подписка литературных, методических ив течение Заместитель других печатных изданий в МДОУ. года заведующего 5. Приобретение новинок методической Педагоги ДОУ литературы в течение года 7. АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Аттестация педагогических 2023-2024 аттестационного года проводилась на основании существующих нормативно – правовых документов, а именно: Перечень поручений Президиума РФ от 10.10.2020 № ПР-1648 о необходимости обеспечения перевода в электронный формат массовых социально-значимых государственных и муниципальных услуг 10 Решение заседания Президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 10.12.2021 № 44) План мероприятий («дорожная карта») по цифровой трансформации массовых социально-значимых государственных и муниципальных услуг и качественному их предоставлению в электронном виде на территории Свердловской области, утвержденный Заместителем Губернатора Свердловской области 30.03.2022 № 01-01-41/12 Административный регламент предоставления Министерством образования и молодежной политики Свердловской области государственной услуги «Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Свердловской области, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (утвержден приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 02.12.2022 № 1144-Д) На первую и высшую квалификационную категорию в уч.году будут подавать заявления через гос.услугу: № п/п 1 1. ФИО аттестующегося 2 Косопцова Мария Сергеевна Шардина Анна Георгиевна 3. Нарижная Ирина Сергеевна 4. Салихова Фарида Ахметовна 5. Бороздина Татьяна Игоревна 6. Хуснетдинова Лилия Фагиловна 7. Лосева Анна Александровна 8. Юнусова Валентина Александровна 9. Махкамова Фарангис Шарифовна 10. Мазаева Наталья Викторовна 11. Аксенова Мария Андреевна 2. Срок окончания квалификационной категории Дата подачи заявления 25.02.2025 Заявленная квалификационна я категория, должность 4 СЗД, педагог психолог ВКК, воспитатель ВКК, учитель-логопед ВКК, воспитатель 1КК, воспитатель 1КК, воспитатель 03.11.2025 ВКК, воспитатель 05.08.2025 03.11.2025 1КК, воспитатель 05.08.2025 27.11.2025 1КК, воспитатель 29.08.2025 29.12.2025 ВКК, учительлогопед ВКК, воспитатель 30.09.2025 3 - 06.11.2024 06.11.2024 26.11.2024 19.10.2023 25.10.2026 5 Август 2024 09.08.24 09.08.24 29.08.24 21.07.2023 27.11.2024 29.08.2025 11 12. Журавлева Татьяна Владимировна 13. Парфенова Ольга Анатольевна 14. Кирьянова Оксана Александровна 15. 1КК, воспитатель 1КК, воспитатель 29.08.2025 29.08.2025 25.10.2027 ВКК, учительдефектолог 1КК, педагогпсихолог 1КК, воспитатель ВКК, учительдефектолог 1КК, учительлогопед ВКК, воспитатель 29.11.2027 1КК, воспитатель 31.08.2027 27.12.2027 1КК, воспитатель 28.09.2027 26.10.2026 25.10.2026 25.10.2026 Ирий Елена Анатольевна 27.12.2026 16. Соболева Ольга Юрьевна 17. Капустина Татьяна 29.03.2027 29.03.2027 Николаевна 18. Красильникова Анастасия 25.10.2027 Вячеславовна 19. Фадеева Светлана 29.08.2025 31.05.2025 29.12.2026 29.12.2026 29.12.2026 29.12.2026 Викторовна 20. Парфенова Полина Александровна 21. Ростовская Ольга Алексеевна 8.ЗАСЕДАНИЕ ПМПК № 1 2 3 Содеожание Организационное заседание консилиума (Аналитическая справка вновь поступившим детям с ОВЗ) По результатам первичной психолого-педагогической диагностики - итоги адаптационного периода - прогнозы развития - индиви.карта развития Итоговое заседание психологомедико-педагогического консилиума по результатам работы Дата Сентябрь Ответственные Зам.Зав Специалисты (дефектологи) Январь Зам.зав Специалисты Май Зам.зав Специалисты 9.ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ 12 Цель работы по реализации блока: обеспечение деятельности ДОУ в режиме инновационного развития с учетом ФГОС с использованием современных педагогических технологий. содержание основных мероприятий 1 2 3 4 сроки проведения 1 Продолжение работы по внедрению в течение года в образовательный процесс новых педагогических программ и технологий: интерактивные технологии, икттехнологии, развивающее обучение, индивидуальных подход, метод проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии, личностно – ориентированная модель воспитания детей и другие) 2 Изучение содержания в течение года инновационных программ и педагогических технологий с педагогическим коллективом, посредством разнообразных форм методической работы 3 Обобщение теоретических и в течение года оформление практических материалов по внедрению новых программ. исполнитель 4 Подведение итогов деятельности май ДОУ по использованию инновационных программ и технологий, определение перспектив работы на следующий год. Заместитель заведующего Педагоги ДОУ Заместитель заведующего Педагоги ДОУ Заместитель заведующего Педагоги ДОУ Заместитель заведующего Педагоги ДОУ 10.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ Цель работы по реализации блока: повышение качества повышение качества образования в ДОУ, обеспечение его вариативности; всестороннее развитие личности ребенка и максимальное раскрытие его творческого потенциала в разных видах деятельности. № наименование кружка руководитель кружка Платные образовательные услуги Изо 1 студия Фадеева С.В, Деянова А.С возрастная группа 4-7 1 13 Оздоровительная 2 группа Деянова А.С, Батенева Н.П 4-7 Развивай-ка 3 Самсонова О.А 4-7 ЗПР Нейро-фитнес 4 Ирий Е.А, Косопцова М.С 4-7 Хореография 5 Жукова Анастасия Александровна 4-7 Логоритмика 6 Кухаренко О.Р 4-7 Театральный 7 кружок Хуснетдинова Л.Ф 4-7 2 3 4 5 6 7 11. ИЗУЧЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ Цель работы по реализации блока: совершенствование работы учреждения в целом, выявление уровня реализации годовых и других доминирующих задач деятельности ДОУ содержание основных мероприятий сроки проведения Планирование деятельности администрации ДОУ по контролю на 2024 - 2025 учебный год (по функциональным обязанностям) в течение Контроль за года функционированием ДОУ в целом Контроль за воспитательнообразовательной работой в ДОУ Контроль за оздоровлением и физическим развитием детей Контроль за материально – техническим состоянием ДОУ Планирование контроля на 2024– 2025 учебный год исполнитель Заведующий Заместитель заведующего Медсестра Завхоз текущий (цель: получение общего представления о работе педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы педагога) Заведующий итоговый (цель: изучение и всесторонний анализ работы педагогического коллектива по выполнению программы и Заместитель заведующего 14 задач годового плана) контроль за уровнем реализации образовательной программы контроль за уровнем реализации дополнительных программ контроль за уровнем развития детей (мониторинг) оперативный (цель: выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных воспитателей на определенном этапе работы) Подготовка групп и ДОУ в целом к новому учебному году. Контроль за созданием благоприятных адаптивных условий. Состояние физкультурнооздоровительной работы в ДОУ. Контроль за подготовкой ДОУ к осеннее - зимнему периоду Контроль по реализации приоритетного направления работы в ДОУ (художественно-эстетическое развитие и физическое развитие) Контроль за организаций прогулок в осенне-зимний период. Соблюдение должностных обязанностей, правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, инструкций по охране труда Соблюдение гигиенических и педагогических норм Контроль за соблюдением режима дня, графика проведения ОД. предупредительный (цель: предупреждение того или иного недостатка в работе, профилактика возможных нарушений, отбор наиболее рациональных методов работы) взаимоконтроль (цель: оценка педагогического процесса, осуществляемая воспитателями в ДОУ) взаимопосещение занятий Заместитель заведующего. . 15 самоанализ (цель: повышение качества образовательного процесса посредством умения педагога находить недостатки в своей работе и способы их преодоления) 12.РАБОТА ДОУ - Родители Цель работы по реализации блока: оказание родителям практической помощи в повышении эффективности воспитания, обучения и развития детей содержание основных мероприятий 1 2 3 4 1Разработка перспективного плана работы ДОУ с родителями на 2024 – 2025 учебный год. 2 Сбор банка данных по семьям воспитанников Социологическое исследование социального статуса и психологического микроклимата семьи: - анкетирование, наблюдение, беседы 3 Наглядная информация Оформление стендов (ширм): - по правилам дорожного движения и детского травматизма в разные периоды (сезоны) - по вопросам воспитания и обучения - по вопросам основ безопасности жизнедеятельности в разные сезонные периоды - по вопросам оздоровительной работы к праздникам и мероприятия, связанных с народными праздниками 4 Фотовыставка «Как я провел лето» сентябрь (гр.1) Выставка поделок «Дары Осени» - октябрь, (гр.2) «Мастерская Деда Мороза» - декабрь, (гр.3) «День космонавтики» - апрель. (гр.4) Выставки детских рисунков: сроки проведения август 2024 г. сентябрь 2024 г. исполнитель Заместитель заведующего Педагоги ДОУ Заместитель заведующего Педагоги ДОУ в течение года Заместитель заведующего Педагоги ДОУ в течение года Заместитель заведующего Педагоги Родители 16 5 6 «Военная техника» - февраль, (гр.5) 5 Конкурсы (Между педагогами совместно с детьми) «Украшение лесной красавицы» Конкурс рисунков на асфальте «Месячник безопасности» 6 Праздники и развлечения (муз.зал): «День знаний» в течение года Педагоги ДОУ Родители Заместитель заведующего «Праздник Осени» «Семейное дерево» - ноябрь Муз. Рук. Кухаренко О.Р. «Новогодние утренники» Педагоги ДОУ «День защитника отечества-спортивный» «8 марта – женский день» «День Победы» 7 7Помощь родителей учреждению в течение Участие в субботниках года Участие в ремонте групповых помещений Привлечение родителей к благоустройству территории ДОУ 8 Родительские собрания в группах: Завхоз Педагоги ДОУ 8 «Задачи воспитания и образования детей в средней-старей-подготовительной группе» сентябрь «Знаете ли вы своего ребенка» (формирование доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми) май «Будущие школьники» Особенности детей седьмого года жизни. Как помочь ребенку легче адаптироваться к школьному обучению 17 13. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ 14.ПРОГРАММНОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ВНЕДРЕНИЕМ ФОП 18 Основная цель деятельности МБДОУ: осуществить систему комплексного подхода к процессу коррекционного образования детей с нарушениями зрения и речи, как условие развития социально-личностной компетентности. В дошкольном учреждении разработана образовательная программа, в основу которой вошли основные и коррекционно-развивающая программы дошкольного образования: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IY вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И.Плаксиной.; «Программа от рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой 2010 г; «Программа коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи», Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. 1989 г. учебно-методическое пособие «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования», под ред. Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина Челябинск: изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. – 254с., а также реализуются составительские проекты педагогов детского сада. С 1 сентября 2023 года все дошкольные образовательные учреждения в Российской Федерации приступят к реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (сокращенно ФОП ДО), утвержденной приказом Министерством просвещения РФ 25 ноября 2022г. № 1028. и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФАОП ДО) (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от «24» ноября 2022 г. № 1022) Федеральная программа – основа Образовательной программы каждого детского сада. Таким образом, Образовательная деятельность во всех возрастных группах ведется по АОП написанной на основе ФАОП ДО (Приказ приказом Министерства просвещения Российской Федерации от «24» ноября 2022 г. № 1022, ФГОС ДО (Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г). Нормативные документы: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт); Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФАОП ДО) (утверждена приказом Министерства просвещения 19 Российской Федерации от «24» ноября 2022 г. № 1022); СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». Уставом МБДОУ. Нами учитывались ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося 4-7 лет с НЗ в группах компенсирующей направленности, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья (ФАОП ДО п.10.1). Задачи программы (ФАОП ДО п.10.2): реализация содержания АОП ДО; коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с НЗ; охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с НЗ, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с НЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с НЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности обучающихся с НЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с НЗ; 20 обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с НЗ; обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования. Программа «Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л.И.Плаксиной содержит разделы: развитие зрительного восприятия, коррекция нарушений речи, развитие осязания и мелкой моторики, ориентировка в пространстве, социально бытовая ориентировка. Коррекционно – педагогическая работа является приоритетным направлением в деятельности детского сада и осуществляется в двух направлениях: специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, социальной адаптации и пространственной ориентировке, коррекции зрительных нарушений и др.; организация коррекционных упражнений на различных занятиях общеобразовательного цикла, в играх, бытовой деятельности, в специально организованной, совместной со взрослым и свободной деятельности. С этой целью тифлопедагоги предоставляют воспитателям рекомендации коррекционного развития детей с нарушением зрения. Коррекция зрения, развитие зрительного восприятия осуществлялась во всех видах деятельности, однако доминирующим является обучение на коррекционных занятиях. Коррекционные занятия содержат материал, способствующий формированию у детей предметных и временных представлений, представлений о себе и об окружающем мире, о своих возможностях. Структура и содержание занятий предусматривает развитие и коррекцию психических процессов, обуславливающих успешность ребёнка с нарушением зрения в познавательной и практической деятельности. Специальные коррекционные занятия проводились тифлопедагогами, педагогом - психологом и играют роль пропедевтики - подготовки детей к различным видам деятельности. Дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния зрения и психофизического развития, включающий применение специальных форм и методов работы, методики индивидуально - подгруппового обучения. «Программа коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи», Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. В программе освещаются основные этапы логопедической работы с детьми 4-7 лет жизни в группах с общим недоразвитием речи (ОНР); приведены психолого-педагогические характеристики детей, методические приемы их обследования; раскрываются содержание логопедических занятий, принципы их организации. В основу коррекционной системы обучения и воспитания детей с ОНР 4-7 лет положены следующие принципы: раннего воздействия на речевую деятельность с целью 21 предупреждения вторичных отклонений. Коррекция нарушений речевого и психического развития начинается в детском саду с 4-х лет. развития речи и опоры на онтогенез (учет закономерности развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития. Коррекционная работа с ребенком строится на основе результатов диагностики, анализа протоколов ПМПК и беседы с родителями. Взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка. Развитие всех компонентов речи осуществляется в разных видах деятельности и всеми специалистами, работающими в ДОУ. Дифференцированного подхода в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения. Связи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов. Организованные формы деятельности по ФГОС ДО, регламентированы учебным планом ДОУ, расписанием непосредственно образовательной деятельности с учётом требований СанПин 2.4.1.304920 Организуются фронтальные, подгрупповые и индивидуальные непосредственно образовательная деятельность. «Ребенок дошкольного возраста развивается в деятельности. Ведущим видом деятельности для ребенка является игра» - аксиома, особо не требующая доказательства, так как основана на закономерностях психического развития дошкольника. В игре формировались универсальные генетические предпосылки учебной деятельности, такие как функция обобщения, символическая и семиотическая функции, воображение и фантазия, идеальный план действия, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу и др. Игра способствовала произвольному и волевому развитию ребенка, а именно: - в игре внимание (ориентировка) ребенка направлено не на результат действия (получение итога, как в продуктивном действии), а на его процесс и связанные с ним способы его осуществления; - в ролевой игре в коллективе детей рождается произвольное поведение, позволяющее ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку, поскольку коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно; - в игре дети выделяют и осознают определенные социальные нормы и требования и учатся им подчиняться; подчинение правилам в игре добровольное, что очень важно для воспитания воли (иначе говоря, игра как бы переводит требования взрослого в потребность самого ребенка). И это очень важно, ибо для 22 истинной воли как раз характерно, что объективно существующее требование, правило или социальная норма выполняются не по внешнему принуждению, а по собственному желанию, как бы в порядке самопринуждения. Игра как раз требует от ребенка самопринуждения; - в игре происходит развитие произвольных психических функций дошкольника, а именно в сюжетно-ролевой игре высшие психические функции достигают такого уровня развития, который в обычной жизненной ситуации у детей пока не проявляется. То есть в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним реальным уровнем; - игра способствует речевому развитию детей, поскольку для взаимодействия в игре требуется активное говорение; - игра помогает ребенку учиться сочувствию, которое он проявляет в играх-драматизациях. Фактически игра - это адекватная дошкольному возрасту форма обучения ребенка. В дошкольном возрасте помимо игры необходимо развитие всех специфически детских видов деятельности (принцип амплификации развития): познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная деятельность (включая трудовую), чтение детям художественной и научно-популярной литературы, полноценное общение со взрослыми, сверстниками, природой. Каждый из этих видов деятельности необходим для личностного, интеллектуального и физического развития ребенка. Если в игре ребенок действует в воображаемой ситуации, то занимаясь указанными видами деятельности, он получает реальный жизненный опыт, необходимый ему для психического и физического развития. Проводятся интегрированная и комплексная образовательная деятельность, обеспечивается их связь с повседневной жизнью детей, вносятся элементы сюрпризов. Направленное обучение и воспитание строится из пропедевтических курсов, строится в занимательной игровой форме в регламентированных и нерегламентированных формах работы с учётом задач развития и воспитания, возраста детей, их интересов, потребностей и возможностей и специфики дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения. Непрерывная непосредственно образовательная деятельность не являются единственной формой обучения детей. Используются активные методы обучения: игры-наблюдения, дидактические игры, эксперименты, упражнения, тренинги, развивающие игры, моделирование. Применяется концентрированное обучение, которое позволяет погрузить детей в тему на длительный срок на основе анализа, синтеза, обследования, эмоционального проживания событий. Большое внимание уделяется практическим действиям. Характерно полисенсорное развитие ребёнка, предоставляется возможность активно обследовать каждый предмет: понюхать, погладить, потрогать, попробовать, узнать его свойства, качества, получить опыт взаимодействия с этим предметом. 23 Ежемесячно проводятся физкультурные досуги на актуальные для детей темы: по правилам дорожного движения, ОБЖ, по пожарной безопасности, здоровому образу жизни. Часто физкультурные досуги организуются совместно с родителями, проходят весело и интересно. Особое удовольствие доставляют детям музыкальные развлечения, которые включают в себя инсценировки, драматизации, театральные постановки, в которых все роли исполняют дети. В 2021 – 2022 учебном году с детьми дошкольного возраста были проведены следующие праздники и развлечения: «Праздник осени», «Мамин день», День защитника Отечества, новогодние утренники, «Масленица», «День Победы», «День защиты детей». В январе были организованы каникулы. Взрослые правильно понимают свою роль в развитии, воспитании, лечении ребёнка. Являются помощниками и организаторами жизни ребёнка, создающими всё возможное для активизации и развития самостоятельности при общении с окружающим миром. Главное – помочь ребёнку преодолеть страх и неуверенность перед окружающим, уверенно действовать в реальном мире. Эффективность лечения глазных заболеваний достигается сочетанием длительной, комплексной, интенсивной лечебной работы с коррекционно педагогическими мероприятиями в условиях обычного режима жизни ребёнка и создаёт благоприятные условия для развития детей в МБДОУ. 15. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Структура контингента детей. В МБДОУ принимаются дети в возрасте от 4 х-до 7 лет с нарушением зрения и имеющими клинические диагнозы: косоглазие, амблиопия, миопия, врожденная катаракта и глаукома, астигматизм, слабовидящие дети, а также дети с тяжелыми нарушениями речи (5-7 лет) и задержкой психического развития(47лет). В ДОУ ежегодно проводится иммунизация детей против гриппа (83%) вакцинами отечественного и импортного производства. Учитывая особенности физического развития детей с нарушениями зрения, оздоровительная работа в ДОУ направлена на совершенствование функций формирующегося организма ребенка. Результатом работы коллектива ДОУ по охране и укреплению здоровья детей является снижение инфекционной заболеваемости детей, уменьшение количества дней, пропущенных по болезни одним ребенком. Благодаря созданным комфортным для пребывания в детском саду условиям, у детей наблюдается снижение тревожности, страхов, агрессивности, неуверенности в себе, конфликтности и других негативных реакций 16. КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ УЧРЕЖДЕНИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО 24 В соответствии с планом работы педагога- психолога на учебный год и на основании Программы диагностики готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе, разработанной педагогом – психологом, согласованной с учителямидефектологами дошкольного учреждения, утверждённой педагогическим советом, было организовано исследование детей в возрасте 5 – 7 лет. Анализируя средние результаты диагностического исследования по группам, можно сделать следующие выводы: 1. В дошкольном учреждении проводится системная работа по подготовке детей подготовительного возраста к обучению в школе, позволяющая сформировать внутреннюю мотивацию к обучению. 2. Развитие познавательных процессов организовано на основании программы по дошкольному образованию и соответствует возрастным нормам (кратковременная память, развитие логического мышления). 3. Развитию мелкой моторики и формированию произвольности большое внимание уделяется педагогами группы всех возрастных групп (использование пособия А.В. Ундзенковой, Л.С.Колтыгиной «Графемика») Проведённый анализ деятельности учреждения позволяет определить основные направления работы и задачи, стоящие перед педагогическим коллективом на следующий учебный год. Задачи: 1. Повысить качество коррекционно-образовательного процесса путем совершенствования способов обмена педагогическим опытом, современными технологиями. 2. Продолжить формирование адаптивной развивающей предметнопространственной среды МБДОУ, соответствующей как ФАОП ДО, так и программе воспитания ДОУ. 3. Совершенствовать работу по физическому воспитанию, способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, гармоничному физическому развитию. 4. Работать над совершенствованием методов применения патриотического и социального направлений воспитания дошкольников в МБДОУ. 25