Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Дублирование для инвалидов по слуху и зрению звуковой и зрительной
информации. |
Используются специальные знаки контрастная лента для маркировки ступеней
(предназначены для обеспечения безопасного движения людей с ограниченной
функцией зрения - слабовидящими). |
Дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации
знаками, выполненными шрифтом Брайля |
Вывеска с информацией о названии учреждения и его адресе, часах работы,
продублированной шрифтом Брайля. |
Возможность предоставления инвалидам по слуху/зрению сурдопереводчика/ сурдопереводчика |
В МБДОУ работают учителя-дефектологи, которые имеют квалификацию, обучены
и готовы оказать помощь в случае необходимости |
Наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети
"Интернет" для инвалидов по зрению |
Официальный сайт учреждения адаптирован для лиц с нарушением зрения. |
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МБДОУ для работы с детьми-инвалидами идетьми с ОВЗ предусмотрены:
групповые комнаты, которые оснащены специальной мебелью, различными коррекционными игровым пособиями и игрушками в достаточном объеме.
Приспособленные кабинеты (места): учителя-дефектолога (тифлопедагог, олигофренопедагог, логопед), педагога-психолога.
Функционируют 2 музыкальных зала и 2 физкультурных зала.
Оборудованы и лицензированы два плеопто-ортоптических кабинета для лечения и проведения занятий для слабовидящих детей и детей с амблиопией и косоглазием.Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
9 Кабинетов
учителя-логопеда
Кабинет для
учителя-логопеда оснащен специальным оборудованием для развития и коррекции
нарушений: зеркалом, дидактическими играми для индивидуальных и подгрупповых
занятий с детьми.
Учебно-методические
пособия:
а) для коррекционной логопедической работы:
по звукопроизношению (речевые профили
звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для
автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков,
речевое домино, логопедическое лото и др);
по фонетическому восприятию (наборы картинок,
тетради для развития фонетического слуха);
по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);
по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для
составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы,
опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература
по разделам
а) картотеки: (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые
игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим
темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации.
б) пособия и материалы: на развитие дыхания(свистки, дудочки,
воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики(матрешки, шнуровки,
пирамидки, пазлы, трафареты);по обучению грамоте(настенная азбука,
кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы
артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза
5 Кабинетов
учителя-тифлопедагога
Кабинет для
учителя-тифлопедагога оснащен специальным оборудованием для развития и
коррекции нарушений: зеркалом, дидактическими играми для индивидуальных и
подгрупповых занятий с детьми.
Учебно-методические
пособия для социализации и адаптации детей с различными нарушениями зрения.
Ведется тесная работа с врачами-офтальмологами, медсестрами-ортоптисками,
педиатром и старшей медсестрой для создания оптимальных условий, необходимых
для коррекционной работы и развития детей с ОВЗ.
В работе используются специальные
коррекционные программы для лечения и развития детей.
2 Кабинета
учителя-олигофренопедагов
Кабинет для
учителя-олигофренопедагогов оснащен специальным оборудованием для развития и коррекции
нарушений: зеркалом, дидактическими играми для индивидуальных и подгрупповых
занятий с детьми.
Учебно-методические
пособия для социализации, адаптации и развития детей с задержкой в психическом
развитии. Ведется тесная работа педиатром и старшей медсестрой для создания
оптимальных условий, необходимых для коррекционной работы и развития детей с
ОВЗ.
В работе используются специальные
коррекционные программы для развития детей.
2 Кабинета педагога-психолога
Педагог-психолог в
кабинете проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию
познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностику
психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для
родителей. Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий,
способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их
эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей
каждого ребенка.
Учебно-методические пособия для обследования и развития интеллекта,
развития памяти, внимания, мышления: (счетный материал, пирамидки, разрезные
картинки разной конфигурации, набор карточек на обобщающие темы, развивающие
игры В. Воскобовича, игровой набор Фребеля, развивающие пособия и игры для
формирования логики, восприятия, координации движений, мелкой моторики. Имеются
дидактический стол для проведения песочной терапии.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Весь информационно-методический материал представлен в методическом кабинете МБДОУ. В методическом кабинете подобрана нормативно-правовая и методическая литература для организации образовательного процесса и взаимодействия с семьями обучающихся (воспитанников) с ОВЗ, детей-инвалидов по различным направлениям.
В группах и кабинетах специалистов созданы мини-библиотеки методической литературы, художественной и познавательной литературы для обучающихся (воспитанников) с ОВЗ, детей-инвалидов.
Имеются тактильные книги на каждой группе, для ознакомления детей с ОВЗ, детей-инвалидов с окружающим миром.Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта находящиеся в МБДОУ.
1. 2 Физкультурных зала
Оборудование каждого физкультурного зала составляют:
·гимнастическая стенка;
·гимнастическая доска;
·гимнастические скамейки-4 штуки;
·стойки и планки для прыжков;
·пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры и др.);
·спортивные тренажеры;
·щит баскетбольный-1 шт.
·мячи -фитболы;
·гимнастические мячи;
·обручи;
·дуги для подлезания;
·батут;
·мягкие модули;
·переносное оборудование (горка-скат, лестницы);
·дополнительные физкультурные пособия в виде зрительных ориентиров (плоскостные дорожки, геометрические фигуры и т.д.).
2. Спортивная площадка
·нетрадиционное выносное оборудование (мешочки, бутылки с песком, гири, метелочки, веревочки).
3. 10 прогулочных площадок, соответствующих возрастным особенностям детей, оборудованных металлическими и деревянными игровыми конструкциями для проведения НОД по физкультуре.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Технические средства обучения
коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушения зрения, тяжелыми
нарушениями речи, задержка психического развития, сочетанные нарушения):
Кабинет учителя – тифлопедагога; учителя-олигофренопедагога:
Материалы и игры по темам;
Зеркало с лампой дополнительного оснащения;
Настольно – печатные дидактические игры;
Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
Методическая, дидактическая, справочная и художественная литература;
Компьютерные развивающие игры.
Кабинет учителя – логопеда:
Материалы и игры по темам;
Зеркало с лампой дополнительного оснащения;
Дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания;
Картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков;
Логопедический альбом для обследования – предметные и сюжетные картинки по лексическим
темам;
Настольно – печатные дидактические игры;
Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
Методическая, дидактическая, справочная и художественная литература;
Компьютерные развивающие игры.
МБДОУ оснащен современной оргтехникой. В том числе имеются — музыкальные центры, интерактивное оборудование: проектор, доски, интерактивные панели. Имеется коллекция дисков с детскими фильмами, песнями, познавательными мультфильмами.
Материальная база периодически преобразуется, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности всех детей. С учетом потребности воспитанников с ОВЗ, детей-инвалидов.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Вход в здание оборудован кнопкой вызова персонала. Доступ в здание инвалидов и других маломобильных граждан осуществляется с помощью персонала.
Организовано парковочное место для инвалидов с личным транспортом, путем установки соответствующих дорожной разметки.
В МБДОУ имеется кресло-коляска.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
В МБДОУ( в каждом здании) оборудован отдельный туалет для персонала и посетителей на 1 этаже.
Дверные проемы, первые и последние ступени лестничных маршей обозначены желтым цветом для удобства ориентирования слабовидящих людей. При входе в здание, где обучаются слабовидящие дети, имеются тактильные дорожки и ограничительные ленты на ступенях.
Конструктивные особенности зданиях МБДОУ, введённого в эксплуатацию в 1966/1969 году, не предусматривают наличие подъемников,адаптированных лифтов, поручней, расширенных дверных проёмов идругих приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Специальные условия питания
В МБДОУ функционирует 2 пищеблока (в двух зданиях). Пищеблоки оборудованы всем необходимым технологическим оборудованием, в том числе фильтром отчистки воды с УФК лампой. Все оборудование исправно, находится в рабочем состоянии.
Организация питания
МБДОУ осуществляет питание обучающихся в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ от 27.10.2020 года. В учреждении организовано сбалансированное четырех разовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню.
Питание детей соответствует возрастным нормам, а так же сочетается с правильным питанием ребенка в семье. С этой целью педагоги информируют родителей (законных представителей) о продуктах и блюдах, которые ребенок получает в течение дня вМБДОУ, вывешивая ежедневное меню, предлагаются рекомендации по составу домашних ужинов.
Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку, хранению продуктов и процессу приготовления пищи. В целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний работники пищеблока строго соблюдают установленные требования к технологической обработке продуктов, правила личной гигиены.
Строго соблюдается питьевой режим. Готовая пища детям выдается только после снятия пробы медицинским работником с соответствующей записью в журнале результатов оценки готовых блюд. Организация питания вМБДОУнаходится под постоянным контролем администрации учреждения. Меню ежедневно размещается на стендах учреждения в холлах, так же ежедневно информация о питании воспитанников размещается в групповых информационных уголках для родителей.
В рацион питания воспитанников МБДОУ включены все основные группы
продуктов – мясные, молочные, овощные блюда, рыба, свежие фрукты и овощи. При
предоставлении медицинского заключения о необходимости создания специальных
условий для питания воспитанника, МБДОУ разрабатывает индивидуальное меню либо
ведется совместная работа с законными представителями по предоставлению
домашнего питания в МБДОУ (по необходимости). Во втором случае в МБДОУ
создаются условия по оптимальному хранению пищи.
Контроль за питанием
При организации контроля за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при организации питания в Учреждении администрация руководствуется санитарными правилами санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", методическими рекомендациями «Производственный контроль за соблюдением санитарного законодательства при организации питания детей и подростков и государственный санитарно-эпидемиологический надзор за его организацией и проведением». Контроль за организацией питания в учреждении осуществляется комиссией, утверждённой приказом заведующего.
Специальные условия охраны здоровья
В МБДОУ созданы все необходимые условия для охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Функционирует медицинский блок. Кроме того, имеется физкультурный зал со спортивным оборудованием, тренажерами, позволяющими реализовать двигательную активность, а также являющиеся хорошим дополнением к традиционной физкультуре, делая процесс каждодневных занятий гимнастикой, бегом и другими видами более эмоциональнее и разнообразнее. В каждой группе оборудован спортивный центр, для организации двигательной активности воспитанников.Также имеется спортивная площадка, которая также активно используется для проведения различных мероприятий и физкультурных занятий в любое время года. Медицинское обслуживание осуществляется старшей медицинской сестрой. Основная задача охрана здоровья - снижение заболеваемости у детей, приучение растущего организма к способности переносить профилактические мероприятия: кварцевание групп, витаминотерапия, щадящее закаливание, здоровьесберегающие гимнастики, ежедневная утренняя гимнастика, физкультурные занятия, а также большое внимание уделяется соблюдению воздушного режима в группах, организации прогулок на свежем воздухе, поддержанию температурного режима.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обучающиеся не имеют свободного доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного класса, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В коррекционной работе с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами педагогами используются электронные образовательные ресурсы: развивающие комплекты и игры для интерактивной доски, интерактивных панелей, научно-познавательные фильмы, тематическиеи обучающиепрезентации, обучающие мультфильмы, развивающие компьютерные игры. Педагогические работники сами разрабатывают коррекционно-развивающие игры на цифровых панелях с учетом особенностей психо-физического развития и восприятия детей с ОВЗ в том числе детей-инвалидов
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБДОУ у имеются технические средства обучения коллективного
и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе детей-инвалидов и
детей с ограниченными возможностями здоровья:
-мультимедийные установки (проекторы, экраны, ноутбуки) - в
музыкальных залах; кабинетах педагога-психолога, учителей-дефектологов, переносные
мультимедийный установки в методическом кабинете.
- музыкальные центры (музыкальных залах);
- переносные колонки для проведения праздников на улице;
- магнитофоны (в каждой возрастной группе).
Дети-инвалиды и с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на
общих основаниях, в том числе с имеющимся в МБДОУ оборудованием.